Хочу рассказать историю, которая произошла прилично давно, лет так за двадцать до сего момента. Действующие лица возражать не будут, но имена будут анонимные.
Молодой маме Ире было лет 28, примерно. А ее дочери 8-9 лет, а может и меньше, тут память меня подводит. Дело было в деревне, отчем доме, где обитались еще ее сестра с детьми, брат с детьми, бабушки и, вероятно, некоторые тетушки. Дом большой, семья тоже. Про остальных детей речь тут не пойдет. Только Ира, ее дочь, и остальные взрослые родственники. Ирина под вечер пекла оладьи. Горячее масло, брызги, оладьи, и как все получилось, не ясно, но горячий в масле оладий упал ей на руку. Ожог был вполне приличный. Конечно, готовка была заброшена. Бабушка (мать ее), прабабушка, и другие тетки ринулись помогать. Лить водой, мазать желчью кого-то там (ко мне вопросов не надо, я методы лечения не видала, только со слов). А вот дочь Иры выбежала из дома в этот момент, и ходила туда-сюда по двору, не решаясь даже вернуться домой. И вот пока девочка слонялась по улице, к ней подошли почти все родственники и обвинили ее в том, что ей не жалко свою мать, что она черствая, эгоистка, не подошла к матери, не обняла, не утешила и прочее. В общем, дочь Ирины виновата там, может быть, больше оладышка. К чему я пишу эту историю? Дочь Ирины мне потом рассказала, что ей было очень страшно, и она не могла войти в дом и подойти к матери.
И вот у меня возникли вопросы. Не все так однозначно. © Действительно в этот момент с оладьем пострадала только Ирина? Или пострадавших было двое? Например, еще ее дочь. По описанию ее состояния, у девочки был психологический шок. Она была в прострации, она не могла смотреть на травму матери. Она убежала, и совершала однообразные действия. Она была растеряна, не знала, что ей делать, испытывала страх и просто не могла подойти к матери. Это не мои догадки, это описание душевного состояние самой девочки. Тут у меня возникает второй вопрос: девочке правда было наплевать на свою мать, ей ее было не жалко, девочка эгоистка? Как уверяют родственники?
И если, как я считаю, что пострадавших в этой ситуации было двое, то возникает и третий вопрос: чье состояние было тяжелее: Ирины или ее дочери? У Ирины все видно на руке: волдыри 1-2 степени, площадь с половину детской ладошки. Больно, безусловно. Но вот промыли, жиром намазали, бинтом завязали (медпомощь не ко мне), может быть, обезбол дали. Боль от ожогов дикая, проходит долго, но проходит (если не сильно и не много). Так вот Ира не вышла к своей дочери на улицу. Это, кстати, отдельный момент. Ребенок маленький, испугался травмы, испугался за маму. Должна ли мама утешить дочь? Хотя бы в силу возраста.
Но вернемся к первоначальному вопросу. Травма Иры видна глазами, и с ней можно что-то сделать. Травму ее дочери увидеть невозможно, оценить тоже, помочь (можно, если люди рядом человечные). Так чья травма тяжелее? Это сложный вопрос. У Ирины осталось небольшое пятно на этом месте, а кожа в порядке. И как бы все. А ее дочь до сих пор вспоминает этот случай. Винит себя, что не пожалела (вернее, не подошла к матери) маму. Ну и вспоминает добрых родственников, которые посчитали своим долгом упрекнуть ее в том, что она эгоистка.
Я вот искренне пытаюсь представить эту историю с моей матерью гипотетическии. Вот папа Димы порезал палец. Дима испугался, убежал на берег и там сидит. Пошла бы моя мама к Диме, чтоб сообщить ему, что он должен идти к папе пожалеть того, и сообщить Диме, что он эгоист? Мне это кажется такой невероятной дичью, что просто постовлю многоточие...
Я бы хотела выразить свое мнение. Психика у людей разная. Всем известно, что кто-то боится уколов, кто-то вида крови, прям до обморока. А что насчет различных травм? Каждый сможет подойти к пострадавшему человеку (особенно, если это близкий). Кажется, если близкий, то побежишь к нему со всех ног. А вот, не всегда. Иногда человеку настолько страшно увидеть, что случилось с его близким человеком, что он не сможет к нему подойти. И такая реакция психики не говорит о том, что человек черствый, плохой, равнодушный, эгоистичный. Его психика травмируется и не может это вынести. Возможно, в другой ситуации, уже следующей, человек отреагирует по-другому. И подойдет, и даже поможет. А кто-то и потом не сможет адаптироваться. И это так же не клеймит его, как плохого человека. Вон сосед печень лечит регулярно. Не пьёт, не курит, жирного не ест, а по больницам лежит. Плохой сосед, что у него такая печень? Вот и с психикой так же.
Не раскрыла я тему родственничков, ну да они сами там раскрылись. Ладно.
Всем желаю, чтоб любые физические и психологические травматичные события обошли вас стороной. Быть добру!