Korting 30 735 (821/772) Много слышал об усилителях Korting, но, до настоящего времени, видел их только на картинках. Аудиотехника данного бренда является редкой сейчас, так как компания перестала ее производить еще в 70-х годах, изменив ориентацию в сторону бытовой техники другого назначения - стиральные машины, плиты, холодильники и т.д., в составе корпорации Gorenje Group. Непонятно, правда, почему производство достаточно популярных аудиокомпонентов было свернуто, практически, на пике своего развития. Но, как говорится, - хозяевам было виднее.
Усилитель, к счастью, был нетронутый рукой вандала, в абсолютно оригинальной комплектации, в неплохом косметическом и техническом состоянии. Он работал, хотя и не без нареканий. В названии модели в заголовке статьи указал две цифры: 30 735 и 821/772, потому что в разных местах их называют как по первым цифрам, так и по тем, которые написаны после обозначения "Art №"
Как правильно - точно сказать трудно, но думаю, что 30 735 это модель, а 821/772 - артикул модели.
Технические параметры, заявленные производителем:
HiFi-устройство, ответствует стандарту DIN 45500
Производитель: Германия, компания Körting
Год выпуска: 1968-1969
Транзисторов - 21 шт.
Напряжение питания: AC 220 В, 50 Гц
Максимальная потребляемая мощность: 80 Вт
Размеры: (WHD) 380 х 97 х 200 мм
Выходная мощность (синусоидальная): 2 х 10 Вт
Музыкальная мощность: 2 х 16 Вт
Диапазон частот: 40–16000 Гц ± 1,5 дБ
Полоса пропускания: 30–16 000 Гц в соответствии с DIN 45500
Коэффициент нелинейных искажений при номинальной мощности: <1%
Тип отделки корпуса: шпон орех
Вес нетто: 3.4 кг
Цена в первый год продажи: 250 DM
Параметры скромные, конечно, но для 60-х годов вполне типичные. Схема усилителя достаточно простая, с однополярным питанием и двухтактным выходным каскадом с расщепляющем фазу трансформатором:
На выходе каждого канала электролитический конденсатор, реле защиты нет, естественно, при включении и выключении питания есть небольшой щелчок в АС.
В усилителе нужно было заменить все электролиты и почистить, смазать все контактные группы кнопок, переключателей и потенциометров. Как снял крышку, сразу сделал фото в оригинальном виде:
Все выпаянные конденсаторы проверил на приборах. Картина такая: больше половины электролитов имеют завышенную раза в полтора емкость, что, с большой долей вероятности, может говорить о том, что снизилось их максимальное допустимое рабочее напряжение. В моей практике бывали случаи, когда старые электролиты, рассчитанные на напряжение 25 В, пробивало питанием 16-17 В. Несколько конденсаторов остались при номинальной емкости, но ESR завышен в 4-5 раз. Разделительные межкаскадные электролиты 1 мкФ, 2 мкФ имеют ESR до 87 Ом, к примеру, а на частоте 10 кГц R-C-L метр вообще ничего не показывает на многих конденсаторах. Хуже всего с параметрами у электролитов марки Frako, что почти всегда так и бывает. Лучше всего по ESR сохранились немецкие Neuko, но их там всего три, по 2200 мкФ, а емкость все равно сильно завышена. В общем и целом - электролиты свое отработали за полвека:) Для замены использовал оригинальные Nichicon серий PW, KW, FG, FW. После удаления пыли и замены электролитов тоже сделал фото:
Регулятор громкости установлен хороший и долговечный - в литом силуминовом корпусе. Очень похожие видел в ламповых катушечниках Grundig, в которых они практически все работают по сей день. Остальные потенциометры: баланс, тембр ВЧ и НЧ - ползунковые, но тоже вполне живые.
Конструкция типичная для конца 60-х, очень компактная, сделано аккуратно. Хорошая печать на платах - не отслаивается при нагреве. Обычно, это болезнь аппаратов 60-х и 70-х годов. Общей землей является шасси усилителя, на котором сделаны луженые лепестки в определенных местах - так, в то время, делали практически все производители.
Оснащение спартанское, ничего лишнего - РГ, тембры, селектор на 4 входа, два из которых линейные, выход на наушники на задней панели, кнопка стерео/моно, фильтр ВЧ, выход на одну пару АС. Все разъемы стандарта DIN.
В усилитель встроен корректор для винилового проигрывателя с ММ картриджем. Не подключал, но пишут, что корректор хороший по звучанию.
Общий вид со стороны тыла:
Послушал усилитель. Звук очень приятный тембрально, бархатно-басистый, красиво окрашен - не только германием, еще и трансформатором в фазоинверторе. Подача музыки эмоциональная - за что, судя по всему, меломаны любят эти усилители. Небольшая выходная мощность требует подключения чувствительных АС, что является некоторым ограничением в использовании, но сразу хочу отметить, что этот усилитель прекрасно слушается на малой громкости.
Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.
Добавил статью сюда: Винтажные полные усилители в моих обзорах
Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах
Цифровые источники звука в моих обзорах
Мои статьи о винтажных ресиверах
Мои статьи о винтажных проигрывателях винила
Мои статьи об импортных винтажных магнитолах
Мои статьи о катушечных магнитофонах
Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР
Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках
Ламповые усилители в моих обзорах
Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio
С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)