Я снова на своём Императорском маршруте. Потому как не включить в него Царицыно - абсолютно не мыслимо!
Эти земли и старинная на них усадьба мне не очень-то и "нужны". Разговор сегодня только про комплекс, который строили Баженов и Казаков для матушки императрицы Екатерины Алексеевны.
Царицыно - дворцово-парковый ансамбль на юге современной Москвы. Он был заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Территория усадьбы, впрочем как и сейчас площадь паркового ансамбля вместе со строениями на нём, была более 100 гектаров. Бывшая Чёрная Грязь (а именно такое название когда-то носила эта местность) расположилась на холмистой пересечённой глубокими оврагами местности. Императрица заплатила в 1775 году за усадьбу 25 000 рублей - при том, что князь Сергей Кантемир был готов продать её за "всего-то" 20 000.
Покупка императрицей Царицына и его дальнейшая судьба связана с празднованием годовщины Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего долгую русско-турецкую войну 1768-1774 гг. Ну и ещё: почему-то об этом молчат, но усадьбу эту "сговорил купить" её муж - князь Григорий Потёмкин - в память о первой годовщине их брака.
В одном из писем своему постоянному корреспонденту барону Гримму Екатерина Алексеевна писала:
"Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье".
Уже в июне 1775 года здесь был построен деревянный дворец для императрицы и Григория Потёмкина. Лето они провели в новом имении. Здесь проходили не только придворные увеселительные гуляния, но и заседания Государственного совета. По воспоминаниям Гавриила Державина,19 августа 1775 года в день праздника Преображения Господня в Царицыне прошёл торжественный приём в честь штаб- и обер-офицеров Преображенского полка, полковником которого была Екатерина II.
В том же 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции (в письмах того времени Екатерина называла зодчего "мой Баженов", что указывает на её особое к нему тогда расположение). Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в "мавританском" или "готическом вкусе", и чтобы парк обустраивался как пейзажный - оба пожелания соответствовали установившейся тогда моде. Немаловажно, что этот проект был первым заданием подобного рода для русского архитектора: со времён императора Петра Алексеевича и до Екатерины II строительством императорских резиденций в основном занимались иностранцы.
От первоначального плана строительства сегодня мы можем увидеть крайне мало. В основном - это здания более позднего времени, а то и совсем новые. Но есть и примечательные места, связанные с летом 1775 года.
Например "Храм Цереры" в глубине царицынского парка, которую построил Василий Баженов, или старый православный храм, куда императрица с мужем ходили в течение всего летнего сезона
Храм иконы Божией Матери «"Живоносный Источник" был в полном смысле этого слова перестроен буквально за несколько лет до покупки имения императрицей у графа Кантемира. И это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль.
Кстати, именно здесь, в усадьбе, Григорий Потёмкин сделал ещё один царский подарок: он преподнёс своей любимой императрице белого ангорского кота, о котором она напишет:
"Это над котами кот: веселый, умный, вовсе не упрямец, и именно такой, какого бы Вам хотелось - чтобы был кот с бархатными лапками".
Ну что, сможете представить себе эту несгибаемую женщину с котом на руках? Я нет. Но Потёмкин знал, что она совсем не такая, какой ей приходилось быть...
***
Но вернёмся к строительству Дворцового ансамбля.
Архитектор Василий Баженов, фактически показав рисунки и план застройки царственной хозяйке, достаточно внезапно от них очень сильно отошёл. Строительство комплекса растянулось более чем на четверть века. Кроме возведения сразу многих построек, осуществлялось и благоустройство парка, в котором, по тогдашней моде, было предусмотрено немало "затей" - мостиков, беседок, гротов и павильонов.
Первоначальный вариант главного дворца не устроил императрицу, Баженов был уволен (кстати так и не понятно почему. Существует порядка 20 версий), а возведение Большого дворца было доверено М. Ф. Казакову, ученику Василия Баженова. И хотя новый архитектор попытался сохранить избранный Баженовым, уходящий корнями в традиции московского зодчества, стиль, было очевидно, что проект нового дворца не гармонирует с созданной Баженовым структурой усадьбы. По задумке новый дворец становился ведущим, доминирующим элементом застройки, что подчеркивалось разбивкой традиционной парадной площади перед ним. В 1790 году строительство дворца было приостановлено, его высота уменьшена на один этаж. М.Ф. Казакову пришлось спешно готовить новый проект. Но и его реализовать не удалось. Екатерина Великая охладела к судьбе усадьбы. Так дворец Казакова и "законсервировался" в недостроенном виде.
Последнее посещение императрицей Екатериной II Царицына состоялось в 1787 на обратном пути после её путешествия в Крым. Она приезжала в Царицыно и показывала имение своим внукам великим князьям Александру (будущий император Александр I) и Константину Павловичам.
Официально Царицыно оставалось личным владением русских императоров, но ни император Павел Петрович, ни последующие представители династии Романовых не проявляли к усадьбе интереса, и она постепенно приходила в запустение.
После революции власти также не уделяли внимания судьбе Царицына. Его состояние только ухудшалось. А в "Хлебном доме" в течение полувека даже существовали коммунальные квартиры.
В 1926 году дворцово-парковый ансамбль был передан в ведение Главнауки, а оттуда - в Московский отдел народного образования, в его музейный подотдел. В июле 1927 года в здании Третьего кавалерского корпуса открылся музей Царицына; через год музей обрёл статус историко-краеведческого. А уже в 1937 был закрыт, а вместо него открылся простой сельский клуб с кинотеатром.
Восстановление исторического комплекса потихоньку началось лишь в 80-х годах ХХ века. Тогда расчистили часть парка и немного дали доступ к части уцелевших строений. В феврале 1984 года Царицынский ансамбль получил официальный статус: был образован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, в ведение которого передали все дворцовые постройки с целью дальнейшей реставрации и использования под музейные экспозиции. Однако уже в 1993 году музей был перепрофилирован и переименован в Государственный музей-заповедник "Царицыно", а вскоре его включили в "Перечень памятников истории и культуры федерального значения".
К началу XXI века от Большого дворца остались лишь основные стены. В 2005–2007 годах была осуществлена его полномасштабная реконструкция. Общие формы и пропорции здания в целом достоверно воссозданы, но есть и существенные различия между его историческим и нынешним обликом. Вообще царицынские строительные работы вызвали острую полемику, которая длилась на всём протяжении реализации замысла. Критики проекта, среди которых были видные искусствоведы, реставраторы и архитекторы, отмечали, что новое царицынское строительство велось с нарушениями законодательства в области охраны памятников культуры и с недопустимыми искажениями исторического облика Царицына. Алексей Комеч, директор Института искусствознания РАН и последовательный оппонент планам восстановления Большого дворца, назвал "восстановление" усадебно-паркового комплекса "фантазийной реставрацией"...
Ну что ж, сегодня никто уже не спорит о том, хорошо или плохо всё получилось в Царицыне. Бывшая усадьба великой императрицы превратилась сегодня в одно из самых очаровательных мест Москвы. И это понятно: с первых минут пребывания на территории музея-заповедника появляется ощущение романтической сказки. Величественные ворота настраивают на праздничный и торжественный лад.
В летнее время посетителей встречают прохладные струи "поющего фонтана", включенного в комплекс сооружений уже в наши дни.
На обширной площадке перед Большим дворцом размещен макет усадьбы.
Строения дворцового ансамбля поражают сочетанием монументальности и воздушности. От помпезной громады Большого дворца, с его готическими башенками и сводчатыми окнами, арочная галерея ведёт к Хлебному дому – квадратному зданию обширных дворцовых кухонь, украшенному изображениями караваев и солонок. В расположенном неподалеку Оперном доме проводится торжественная регистрация брака, а в старинном храме молодожёны могут попросить церковного благословения.
Сегодня Царицыно - огромный даже не исторический, а развлекательный комплекс. Здесь есть всё для разных видов отдыха и удовлетворяются запросы совершенно разных посетителей. Если вы заходите в парк со стороны метро Орехово, то готовьтесь к тишине леса и приставаниям нахальных белок. Если заходите с парадного входа - от фонтанов и прудов (от метро Царицыно), то вас ожидают совершенно сказочные картинки с очень красивыми строениями и современными развлечениями.
"Новодел на исторической основе", - пошутил один мой знакомый учитель. А заодно сказал, что никогда сюда по собственной воле не поведёт своих учеников. А я бы повела. Нет, не в историю. Именно в красивую сказку. Потому что я продолжаю оставаться, несмотря на мой "взрослый" возраст, романтической особой. И, мне кажется, надо здесь - в бывшей царской усадьбе - не рассказывать о трудностях её восстановления и количестве потраченных на это средств, а показывать тот дворец, в котором императрице так и не довелось пожить вместе с любимым мужем. Ведь он навсегда остался символом такой бескрайней любви и щедрости, на какие способны только возлюбленные царственных кровей.
Все фото из открытых источников интернет.
Лайки помогают развитию канала!