Найти тему

Все люди равны, но некоторые равнее

Моя мама поёт в народном ансамбле вместе с двумя десятками пожилых женщин. Всех объединяет любовь к песне (или к выступлениям, которые зрители всегда встречают дружными аплодисментами), поэтому удивительно, что одна из участниц этого творческого коллектива всё время демонстрирует неуважение к остальным: опаздывает или вообще не приходит на репетиции, не учит слова песен, разговаривает, мешая остальным. Как её терпят, не знаю. Может, потому терпят, что она одна из солисток, а может, потому, что она в хороших отношениях с руководителем ансамбля. Когда моя мама, не выдержав, как-то сделала ей замечание, та сразу вспылила: "Опять татарка виновата!"

Кто её за язык тянул? Ну да, она татарка, ну и что? В нашей стране живут люди разных национальностей, и мы на своих евреев и бурят, чувашей и ненцев как-то не обращаем особого внимания: мало ли какой у человека цвет волос и разрез глаз, кто предки и какой родной (второй) язык.

Хорошо, что мы разные.

Но некоторых снедает комплекс национальной неполноценности вкупе с необъяснимым чувством национального превосходства. Да, эти крайности порой сочетаются, образуя взрывоопасный коктейль.

И тогда весь мир делится на две неравные части: с одной стороны, СВОИ, определяемые по зыбкой совокупности признаков, образующих национальную идентичность; с другой - ЧУЖИЕ. СВОИХ нужно всячески защищать, даже если они сами виноваты, ЧУЖИХ нужно всячески гнобить (только потому, что они чужие).

Этническая общность действительно штука зыбкая, спорная. Например, немногие могут похвастаться "чистотой" своей крови: так много смешанных браков и неофициальных союзов, в которых рождаются дети. Кто-то не знает национального языка, не является выразителем национального характера или этнического менталитета.

Смешно вспомнить. В юности моя младшая сестра выглядела очень ярко: длинные тёмные волосы, смугловатая кожа, выразительные брови, большие карие глаза, опушённые длинными чёрными ресницами. В русских семьях порой рождаются такие "южные" дети. Так вот, лет с пятнадцати к ней на улице подходили разные люди (цыгане, армяне и т.д.) и начинали говорить на национальных языках, а сестра, естественно, отвечала, что не понимает. Тогда её на русском языке стыдили, что она свой народ забыла, бессовестная.

Как вы понимаете, ориентировались эти люди только на внешность, но она, как известно, бывает обманчива.

Но вернёмся к нашей татарке. Даме этой хорошо за семьдесят, выросла она в СССР, где дружба народов не только декларировалась, но и вполне себе воплощалась в реальность. Однако последние десятилетия оказались разрушительными, и то, что создавалось трудом нескольких поколений, было уничтожено. Русские вдруг стали восприниматься представителями других народов как оккупанты, завоеватели, душители всего национального.

Фраза "Опять татарка виновата!" выдаёт с головой ощущение говорящим неравноправия, которое необходимо исправить, а значит, татары лучше русских, русские не смеют критиковать татар, и так далее.

Ещё из личного опыта. Лет пятнадцать назад положили меня в больницу, в палате было пять женщин, одна из них чеченка. Утром будили рано: градусники ставить, анализы сдавать. Но как-то ранним утром, ещё до прихода медсестры, меня разбудили громкие гортанные голоса: это сыновья чеченки пришли навестить свою мать. В шесть утра! В женскую палату! На замечания реагировали криками и угрозами. Я, преодолевая боль и слабость, пошла в ординаторскую и попросила дежурного врача вмешаться. Горячие кавказские парни ушли, но потом с ненавистью смотрели на меня, когда мы невольно встречались на территории больницы.

Они явно считали себя "равнее" всех русских.

И сейчас в новостях постоянно мелькают сообщения о том, что чеченские деятели рьяно вступаются за своих земляков только потому, что они чеченцы, а значит, по определению всегда правы. Даже если приставали к девушкам. Даже если начали драку. Даже если оскорбляли и унижали русских.

Интересно, что сейчас равенство народов даже не декларируется, потому что понятие "русский народ" является чуть ли не подпольным: всё русское заменяется российским, что, конечно, не одно и то же. Наши политики избегают говорить о русском народе, русской культуре и русском языке. Они стыдятся этих понятий. А мы стыдимся таких политиков.

А если нет равенства, то обязательно у кого-то появляются диктаторские замашки, как у оруэлловских свиней.