Первая супергруппа (группа, в которой все участники уже получили широкую известность в составе других музыкальных коллективов) в мировой истории Cream, состоящая из бас-гитариста Джека Брюса (Jack Bruce), соло-гитариста Эрика Клэптона (Eric Clapton) и ударника Джинджера Бейкера (Ginger Baker), прекратила свое существование в начале 1969 года.
Решение о роспуске музыкального трио было принято участниками Cream после выхода первого в истории музыки двойного мультиплатинового альбома «Wheels of Fire» (выпущен 9 августа 1968 года, номер по каталогу Polydor – 583 031/2).
Группа решила выполнить контрактные обязательства, которые предусматривали серию концертов в Великобритании и США, а также выпуск еще одного альбома, тем самым избежать выплат неустоек.
В октябре 1968 года Джек Брюс, Эрик Клэптон и Джинджер Бейкер, возвращаются в студию «IBC Studios», расположенную в центре Лондона, Англия. При участи продюсера и музыканта Феликса Паппаларди (Felix Pappalardi) записывают три песни для финального альбома - прощания «Goodbye Cream» (выпущен 5 февраля 1969 года, номер по каталогу Polydor – 184 203).
25 и 26 ноября 1968 года Cream дают два прощальных концерта в Лондонском королевском зале искусств и наук имени принца-консорта Альберта (королевский Альберт-холл, Royal Albert Hall), Южный Кенсингтон, Лондон, Англия.
Последнее шоу коллектива документируется на пленку и позже выходит в кинопрокат под названием «Farewell Concert» (официальный релиз выступления на видеокассете формата VHS состоится только летом 1987 года, номер по каталогу PolyGram Music Video – CFV 01282).
История первой в мире супергруппы заканчивается на высокой ноте. Эрик Клэптон и Джинджер Бейкер при участии Стива Уинвуда (Steve Winwood) и Рика Греча (Ric Grech) формируют новую супергруппу Blind Faith, а Джек Брюс под руководством продюсера Феликса Паппаларди записывает сольный альбома «Songs for a Tailor» (выпущен 29 августа 1969 года, номер по каталогу Polydor – 583 058).
Отношения между тремя участниками коллектива казалось испорчены навсегда. Любые попытки объединения и предложения, в том числе коммерчески привлекательных, для совместного выступления или записи альбома, категорически отвергались. При этом, периодически музыканты сотрудничали друг с другом, участвовали в записях сольных альбомах. Каждый построил интересную музыкальную карьеру, а Эрик Клэптон стал мега успешной звездой из высшего пантеона музыкантов.
Казалось, что в истории коллектива поставлена точка, но в 1993 году Cream включают в Зал славы рок-н-ролла (Rock and Roll Hall of Fame) и группа принимает предложение о разовом воссоединении для выступления на церемонии с тремя песнями «Sunshine of Your Love», «Crossroads» и редко исполняемой на концертах «Born Under a Bad Sign». Впервые за четверть века.
Смотрим фрагмент с выступления Cream 1993 года в Зале славы рок-н-ролла:
После выступления 1993 года стали появляется слухи о возможных гастролях группы по Европе и США. Также последовали коммерческие предложения записать новый студийный альбом. Джинджер Бейкер и Джек Брюс проявили активный интерес к дальнейшему воссоединению группы, но Эрик Клэптон из-за активной занятости в сольных проектах отказался от участия в Cream.
Не оставляя идею сотрудничества, Джинджер Бейкер и Джек Брюс приглашают гитариста Гэри Мура (Gary Moore). Трио под названием «BBM» (аббревиатура из фамилий Bruce, Baker, Moore) записывает альбом «Around The Next Dream» (выпущен 17 мая 1994 года, номер по каталогу Virgin – CDV 2745) и проводит небольшой тур по городам Великобритании.
Проект «BBM» дальнейшего распространения не получает. Джинджер Бейкер и Джек Брюс возвращаются к сольной работе в студии. Ударник обращается к джазовым корням и выпускает в 1996 году под вывеской Ginger Baker Trio альбом «Falling Off The Roof» (номер по каталогу Atlantic – 7567-82900-2).
Басист следуя традиционному блюзу записывает диск «Monkjack» (выпущен 18 сентября 1995 года, номер по каталогу CMP CD 1010).
После разового выступления на церемонии включения в Зал славы рок-н-ролла и окончательного ухода участников трио в сольные работы, казалось, что Cream уже никогда не взойдут на сцену…
В начале 2005 года Эрик Клэптон, понимая, что время уходит, участники коллектива не молодеют, принимает решение объединить всех трех музыкантов Cream для четырёх шоу в королевском Альберт-холле, где в 1968 году закончилась основная концертная история группы. Несмотря на старые обиды и ссоры Джек Брюс и Джинджер Бейкер соглашаются с предложением гитариста. После ряда репетиций, коллектив понимает, что музыкальная форма восстановлена, назначаются даты концертов. Второе, третье, пятое и шестое мая 2005 года. Все билеты на запланированные выступления Cream в королевском Альбрет-холле распродаются за пятьдесят минут.
В качестве почетных гостей участники Cream пожелали видеть коллег Стива Уинвуда, Билла Уаймена (Bill Wyman), Мика Тейлора (Mick Taylor), Пола МакКартни (Paul McCartney), Ринго Старра (Ringo Starr), Роджера Уотерса (Roger Waters), Брайана Мэя (Brian May) и Джимми Пейджа (Jimmy Page).
Все четыре концерта прошли при полном аншлаге. Общая продолжительность каждого шоу около двух часов.
Звуковой инженер Мик Гаузауски (Mick Guzauski) и техник Том Бендер (Tom Bender) записали каждое шоу группы в королевском Альбрет-холле. Готовые пленки они отдали специалисту по микшированию Бобу Людвигу (Bob Ludwig), который отобрал лучшие варианты исполнения для будущего альбома, который получил название «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005».
Команда операторов под руководством режиссера Мартина Аткинса (Martyn Atkins) сняла на плёнку все четыре выступления Cream для последующего монтажа и выпуска видео фильма в ограниченный прокат. Спустя пару месяцев фильм с аналогичным альбому названием «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005» выйдет на физических носителях для частного просмотра.
Обложку альбома подготовил художник Джон Ван Хамерсвелд (John Van Hamersveld), который использовал оригинальную фотографию Cream из фотосессий середины 60-х годов. Буклет авторства Умберто Ховарда (Humberto Howard) дополнен фотографиями коллектива из последних выступлений.
Альбом «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005» вышел 4 октября 2005 года.
15 октября 2005 года пластинка достигла позиции № 61 национального хит-парада Великобритании, а 22 октября 2005 года - № 59 американского чарта US Billboard 200.
Трек-лист альбома «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005» на компакт-диске:
Диск № 1:
01. «I'm So Glad» (Skip James) – 6:18
02. «Spoonful» (Willie Dixon) – 7:29
03. «Outside Woman Blues» (Blind Joe Reynolds, arr. Eric Clapton) – 4:33
04. «Pressed Rat and Warthog» (Ginger Baker, Mike Taylor) – 3:21
05. «Sleepy Time Time» (Jack Bruce, Janet Godfrey) – 6:08 *
06. «N.S.U.» (Jack Bruce) – 6:02
07. «Badge» (Eric Clapton, George Harrison) – 3:59 *
08. «Politician» (Jack Bruce, Pete Brown) – 5:08
09. «Sweet Wine» (Ginger Baker, Janet Godfrey) – 6:28
10. «Rollin' and Tumblin'» (Hambone Willie Newbern) – 5:02
11. «Stormy Monday» (T-Bone Walker) – 8:09 **
12. «Deserted Cities of the Heart» (Jack Bruce, Pete Brown) – 3:56
Диск № 2:
01. «Born Under a Bad Sign» (William Bell, Booker T. Jones) – 5:31
02. «We're Going Wrong» (Jack Bruce) – 8:26
03. «Crossroads» (Robert Johnson, arr. Eric Clapton) – 4:25
04. «White Room» (Jack Bruce, Pete Brown) – 5:39 *
05. «Toad» / «Drum Solo» (Ginger Baker) – 10:07 **
06. «Sunshine of Your Love» (Jack Bruce, Eric Clapton, Pete Brown) – 8:46 *
07. «Sleepy Time Time» (Alternate Live Show) (Jack Bruce, Janet Godfrey) – 6:07
- Треки с отметкой * записаны на концерте 3 мая 2005 года;
- треки с отметкой ** записаны на концерте 5 мая 2005 года;
- все остальные треки записаны на концерте 6 мая 2005 года.
Состав группы Cream, указанный в реквизитах альбома:
- Джек Брюс (Jack Bruce): вокал, бас-гитара, губная гармошка;
- Эрик Клэптон (Eric Clapton): гитары, вокал;
- Джинджер Бейкер (Ginger Baker): ударные инструменты, ковбелл, вокал.
Итоги прослушивания.
Первое, что слышно сразу, это более мягкие и спокойные аранжировки старых, проверенных временем, песен. Нет, невозможно написать, что музыканты растеряли навык и профессионализм, абсолютно не верно. Группа звучит сыграно, сплочено, каждый из участников трио понимает друг друга с полуноты.
Новое звучание и аранжировки сделаны целенаправленно. Музыкантам Cream нет необходимости что-то доказывать окружению, публике и слушателем. Они сделали это много лет назад. Они играют для себя, для удовольствия, а всем нам серией концертов дарят праздник.
Диск № 1:
Песня в духе блюза Дельты Миссисипи, истоки которого зародились в конце XIX века, «I'm So Glad» написана американским блюзовым певцом и гитаристом Скипом Джеймсом (Skip James) в начале 1930-х годов. Авторский вариант песни вышел в феврале 1931 года на десятидюймовой пластинке из шеллака (номер по каталогу Paramount – 13098).
Cream переработали аранжировку «I'm So Glad» в тяжелом блюзовом формате для дебютного альбома «Fresh Cream» (выпущен 9 декабря 1966 года, номер по каталогу Reaction – 594 001).
Концертная версия «I'm So Glad» с альбома «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005» звучит наиболее близко к оригинальной записи Cream 1966 года. Наиболее заметным отличием является доминирование бэк-вокала Эрика Клэптона. Центральная инструментальная часть композиции удлинена за счёт партий соло и бас гитар.
Смотрим:
Композиция «Spoonful» написана представителем Чикагской школы блюза Вилли Диксоном (Willie Dixon) в 1960 года. Впервые песня вышла на семидюймовом сингле в исполнении Хаулин Вулфа (Howlin' Wolf) в июне 1960 года (номер по каталогу Chess - 1762).
Cream также записали данный блюзовый стандарт для дебютного альбома «Fresh Cream». Интересно, что из-за большой продолжительности композиции для выпуска на сингле она была разрезана на две части и была выпущена в США в сентябре 1967 года под названием «Spoonful - Part I» / «Spoonful - Part II» (номер по каталогу ATCO Records – 45-6522).
Версия «Spoonful» 2005 года отличается более мягким гитарным рефреном Эрика Клэптона, и невероятной синкопой ритм-секции. Удивительно, но в данном случае Джек Брюс и Джинджер Бейкер используют свой опыт работы с джазом, что ранее отражалась на сольных проектах. Их находки с джазовых проектах перемещены в «Spoonful» образца 2005 года.
Оцениваем:
Еще один блюзовый стандарт 20х годов XX века «Outside Woman Blues» была написана выходцем из штата Луизина, США, Джо Рейнольдсом по кличке «Слепой» («Blind Joe» Reynolds). Песня была записана автором в ноябре 1929 года в студии городка Графтон, штат Висконсин, США. В мае 1930 года песня вышла на десятидюймовом сингле из шеллака на 78 оборотов в минуту (номер по каталогу Paramount – 12927).
Эрик Клэптон придумал собственную аранжировку песни во время работы над культовым альбомом «Disraeli Gears» (выпущен 2 ноября 1967 года, номер по каталогу Reaction – 594 003).
Для концертного выступления Cream 2005 года Эрик Клэптон дополняет раннюю аранжировку «Outside Woman Blues» новыми вставками партии сольной гитары. При этом, басовая линия Джека Брюса отличается «жужжащим» эффектом за счёт вертикальной игры.
Красиво:
Джинджер Бейкер написал джазовую сюиту «Pressed Rat and Warthog» в стилистике английской народной музыки совместно с британским пианистом и композитором Майком Тейлором (Mike Taylor). Впервые трек вышел в 1968 году в составе студийной пластинки «Wheels of Fire».
Изменения с оригинальной записью 60-х годов минимальны. Уникальность «Pressed Rat and Warthog» в том, что группа исполняет композицию перед публикой впервые.
Слушаем:
Джек Брюс написал медленную блюзовую балладу «Sleepy Time Time», построенную на красивом басовом риффе, еще в период своего участия в музыкальном коллективе The Graham Bond Organisation. Лирику к песне написала его супруга Джанет Годфри (Janet Godfrey), которая работала секретарем в фан-клубе The Graham Bond Organisation. Песня дебютировала втором номером на британской версии альбома «Fresh Cream».
Интересно, что альбом «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005» включает в себя две версии «Sleepy Time Time». Первая представлена записью от 3 мая 2005 года, вторая – из концерта 6 мая 2005 года. Изначально это покажется немного странным, но дело в том, что группа заметно переработала аранжировку песни. Она звучит медленнее, «тягучее», тяжелее, чем запись 1966 года.
Осовремененная аранжировка сказалась и на манере исполнения. Версия от 3 мая 2005 года звучит ближе к альбомному исполнению. Через несколько дней группа чувствует себя более сыгранной, уверенной и вставляет небольшую импровизацию в центральную часть, а Эрик Клэптон играет альтернативную партию соло на электрогитаре.
Сравниваем «Sleepy Time Time» от 3 мая 2005 года:
и «Sleepy Time Time» от 6 мая 2005 года:
Джек Брюс написал песню «N.S.U.» в результате джема в студии с другими музыкантами Cream. Сначала появился знаменитый рифф. Наигрывая его на бас-гитаре, музыкант написал слова. Со слов самого Джека Брюса «N.S.U.» это акроним «Non-Specific Urethritis», то есть заболевание.
Композиция «N.S.U.» помещена первым треком на альбом «Fresh Cream». Песня обретет бешенную популярность и станет самой знаменитой и востребованной со всего дебютного альбома трио.
Версия «N.S.U.» с концерта 2005 года звучит несколько медленнее. Хард-роковая композиция превращается в блюзовый стандарт за счёт изменения аранжировки. Странно, что композиция от нового исполнения не портиться, а наоборот наполняется внутренним напряжением.
Послушайте, как группа играет с отметки 3 минуты 30 секунд. Настолько слаженный и плотный саунд у троих музыкантов, что поражает слушателей. Обратите внимание, как реагирует аудитория в королевском Альбрет-холле. Первичное недопонимание сменяется на аврал аплодисментов.
Слушаем:
Одна из трех песен, записанных для финального альбома группы «Goodbye Cream», под названием «Badge» написана Эриком Клэптон совместно со своим другом Джорджем Харрисоном (George Harrison) в 1969 году. Последний принял участие в записи песни под псевдонимом «L'Angelo Misterioso». Он сыграл партию на ритм-гитаре.
«Badge» была выпущена отдельным синглом в марте 1969 года (номер по каталогу Polydor – 59272), который достиг позиции № 18 в Великобритании и № 60 в США.
Группа никогда не исполняла песню на своих концертах, так как сингл вышел уже после фактического распада коллектива. Зато номер прочно вошел в концертный репертуар сольных выступлений Эрика Клэптона. Он исполняет «Badge» по настоящее время.
Появление «Badge» в концертном сет-листе группы на выступлениях в мае 2005 года настоящий подарок поклонникам и меломанам. Песня настолько выверена и сыграна Cream с учётом мелочей, что превосходит даже студийную запись. Это удалось сделать за счёт правильных пауз и затухания звука, после которой вступает гитарное соло Клэптона. Гениально!
Наслаждаемся:
Творческий тандем Джека Брюса с литературным гением, английским поэтом-песенником Питером Рональдом Брауном (Pete Brown) подарил миру немало замечательных песен. «Politician» - один из таких примеров. Басист написал музыкальную часть, а Пит Браун написал великолепные стихи. Спустя время ряд произведений этого творческого тандема, включая текст «Politician», станут программными и будут разбираться будущими литераторами на занятиях в школах и колледжах.
Композиция выйдет впервые на первом (студийном) диске двойного альбома «Wheels of Fire» в 1968 году. Это яркий пример успешного взаимодействия трио, так как структурно была разложена Джеком Брюсом именно на партии для трёх инструментов, что прекрасно видно из концертного выступления 2005 года с песней «Politician».
Мощный и напористый хард-блюз звучит весьма актуально, свежо и с большим драйвом. Отличный пример для молодых музыкантов.
Постигаем игру в политику:
Бесподобная композиция «Sweet Wine» написана Джинджером Бейкером при участии супруги Джека Брюса Джанет Годфри, которая сочинила интересные образные стихи. Песня вошла в дебютный альбома музыкального коллектива «Fresh Cream».
Вокальный пассаж «Ba Ba Ba Ba» из песни был очень популярен в Советском Союзе. Многие ВИА 70-х годов использовали цитирование при исполнении вокальных партий собственных песен.
В отличии от оригинальной записи с альбома «Fresh Cream», где основная партия вокала принадлежит исключительно Джеку Брюсу, версия песни 2005 года представлена вокальным дуэтом Эрика Клэптона (он и начинает петь песню) и Джека Брюса. Обращает на себя внимание тот факт, что продолжительность «живой» версии увеличена в два раза, за счёт развития инструментальной части и интересных пассажей музыкантов, где каждый вставляет небольшое соло. Посмотрите и послушайте ведущую басовую партию, как образчик мастерства и владения инструментом.
Слушаем:
Блюзовый стандарт «Rollin' and Tumblin'», также известна как «Roll and Tumble Blues», написана американским кантри-блюз музыкантом Хэмбоном Вилли Ньюберном (Hambone Willie Newbern) в 1929 году. Блюзмен выпустил сольную запись с указанной песней на десятидюймовой пластинке из шеллака на 78 оборотов в июне 1929 года (номер по каталогу Okeh – 8679).
Данная пластиночка в 30-х годах проигрывалась на большинства патефонах южных штатов США и была большим шлягером довоенного времени.
Cream записывают собственную версию стандарта в октябре 1966 года для альбома «Fresh Cream», но при этом используют новую аранжировку.
Концертная версия полностью «снята» со студийной записи 1966 года. Даже партия Джека Брюса на губной гармошке осталась неизменённой. Отличный образец, как школа белого британского блюза играет американский блюз начала ХХ века.
Погружаемся в атмосферу:
«Stormy Monday» принадлежит перу американского блюзового гитариста Ти-Боуну Уокеру (T-Bone Walker), который записал её в сентябре 1947 года в Голливуде, штат Калифорния, США. Под полным названием «Call It Stormy Monday (But Tuesday Is Just as Bad)» Ти-Боун Уокер выпустил песню на сингле в ноябре 1947 года (номер по каталогу Black & White – 122).
Песня вошла в знаменитый список Зала славы рок-н-ролла (Rock and Roll Hall of Fame) «500 песен, сформировавших рок-н-ролл».
Ранее Cream никогда не записывали «Stormy Monday» в студийных условиях. Группа исполняла композицию на ранних концертах, но записей надлежащего качества не сохранилось. В годы сольной карьеры Эрик Клэптон неоднократно возвращался к данному блюзовому стандарту на своих выступления.
Таким образом альбом «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005» содержит уникальное исполнение «Stormy Monday». Один из главных шедевров концерта. Медленное звучание гитары и вокала Эрика Клэптона, басовые переливы Джека Брюса и чёткие ударные Джинджера Бейкера вызывают исключительно положительные эмоции и находят отклик у аудитории в королевском Альберт-холле.
Смотрим фрагмент выступления:
Финальный трек «Deserted Cities of the Heart» студийной пластинки альбома «Wheels of Fire» написан авторским тандемом Джек Брюс и Пит Браун. Песня сразу вошла в концертный репертуар Cream и исполнялась во время прощального тура 1968 года. Позже её исполнял Джек Брюс со своим ансамблем Jack Bruce Band, а в 90-е годы композиция вошла в сет-лист трио BBM.
Однажды на концерте BBM песню «Deserted Cities of the Heart» услышал гитарист и лидер группы The Melvins Базз Осборн (Roger «Buzz» Osborne). Его настолько впечатлило услышанное, что он стал исполнять на концерте гранжевую версию композиции. Тем самым «Deserted Cities of the Heart» обрела в субкультуре 90-х новую жизнь.
Cream образца 2005 года исполняют «Deserted Cities of the Heart» в мягкой, приджазованной аранжировке. Это не единственное отличие от студийной записи с диска «Wheels of Fire». Джек Брюс переработал басовую партию, которая звучит динамичнее, мрачнее, резче.
Слушаем:
Диск № 2:
Композиция «Born Under a Bad Sign» написана американским органистом и композитором Букером Ти Джонсом (Booker T. Jones) на текст песни ритм-энд-блюзового певца Уильяма Белла (William Bell). Песня вышла, как сольная запись американского блюзового певца Альберта Кинга (Albert King) в апреле 1967 года (номер по каталогу Stax – S-723). Песня, названная журналистами «вехой блюза», также привлекла внимание рок-аудитории благодаря синхронным партиям бас- и соло-гитар, а также сюжетной отсылки к астрологии и звезд.
Cream завершили запись песни «Born Under a Bad Sign» в сентябре 1967 года на студии «Atlantic Studios», Нью-Йорк, США. Она вошла в альбома «Wheels of Fire».
Концертное исполнение «Born Under a Bad Sign» на альбоме «Royal Albert Hall- London - May 2-3-5-6 2005» демонстрирует слияние двух гитар Джека Брюса и Эрика Клэптона на фоне ударных Джинджера Бейкера. Номер наполнен фузз эффектом и звучит магически завораживающе.
Погружаемся:
Тягучая блюзовая баллада «We're Going Wrong» написана Джеком Брюсом для альбома «Disraeli Gears». Студийная запись сделана в мае 1967 года в студии «Atlantic Studios», Нью-Йорк, США.
Концертная версия песни 2005 года звучит медленнее и тяжелее студийной записи, за счёт этого продолжительность увеличена в несколько раз (до восьми минут). Игра Cream завораживает. Композиция словно мантра активно резонирует и воздействует на психологическое и духовное состояние слушателя.
В видео версии альбома в качестве дополнительного трека представлено исполнение «We're Going Wrong» от концерта группы 3 мая 2005 года, которое звучит сыро и несколько агрессивнее:
Наследие группы живет по настоящее время. В январе 2024 года американский представитель электронной музыки Моби (Moby) выпустил свою версию композиции «We're Going Wrong» в стиле техно. Номер вошел в его сольный двадцать второй сольный альбома «Always Centered at Night» (выпущен 14 июля 2024 года, номер по каталогу ACAN011LPY). Трек «взорвал» танцевальные хит-парады.
Смотрим клип Моби на песню «We're Going Wrong»:
Еще один блюзовый стандарт «Crossroads» написан американским блюзменом Робертом Лерой Джонсоном (Robert Johnson) в 1932 году. Изначально песня носила название «Cross Road Blues». Роберт Джонсон записал два дубля в ноябре 1936 года. Лучший дубль был издан на десятидюймовом сингле из шеллака на 78 оборотов в минуту (выпущен 17 мая 1937 года, номер по каталогу Vocalion – 03519).
Студийная версия песни «Crossroads» была записана в начале 1966 года предтечей трио Cream проектом Eric Clapton and the Powerhouse с участием Эрика Клэптона на гитаре, Джека Брюса на бас-гитаре, Пола Джонса (Paul Jones) на губной гармошке, Бена Палмера (Ben Palmer) на фортепиано и Питера Йорка (Pete York) на ударных инструментах. Вокал исполнил Стив Уинвуд. Группа записала всего четыре композиции. Три из них, в том числе песня «Crossroads» вышла в составе сборника «What's Shakin'» (выпущен 4 мая 1966 года, номер по каталогу Elektra - EKL 4002).
Слушаем студийную запись «Crossroads» группы Eric Clapton and the Powerhouse:
Таким образом, Cream никогда не записывали песню на студийных альбомах, но композиция вошла в концертный репертуар группы в июле 1966 года. Джинджер Бейкер просто присоединился к двум другим участникам музыкального коллектива, но внес существенные изменения в аранжировку. Гитарная партия Эрика Клэптона в «Crossroads» была существенная переработана. Номер обрел небывалую силу и драйв, стал востребован публикой и популярен у слушателей.
Концертная версия песни в исполнении Cream c двойного альбома «Wheels of Fire» попала в список «500 величайших песен всех времён» («Rolling Stone's 500 Greatest Songs of All Time») по версии журнала Rolling Stone.
Исполненная в мае 2005 года «Crossroads» звучит близко к оригиналу 1968 года, но с другой гитарной работой Эрика Клэптона, который представил новый блюзовый оттенок.
Сет-лист видео версии концерта «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005» включает песню «Sitting on Top of the World» (Walter Vinson, Lonnie Chatmon; arr. Chester Burnett), которая группа записала в июле 1967 года для альбома «Wheels of Fire». В аудио формате на виниловой пластинке и компакт-диске данный трек отсутствует.
Старый фолк-блюз «Sitting on Top of the World» был написан участниками кантри-блюзовой группы 30-х годов Mississippi Sheiks: Уолтером Винсоном (Walter Vinson) и Лонни Чэтмоном (Lonnie Chatmon). Запись группы вышла в июле 1930 года на сингле (номер по каталогу Okeh – 8784).
В 2008 году «Sitting on Top of the World» была включена в Зал славы премии «Грэмми».
Cream исполняют песню близко к записи с альбома «Wheels of Fire»:
Легендарная композиция «White Room» авторского тандема Джека Брюса и Пита Брауна из альбома «Wheels of Fire» имеет сложную музыкальную структуру, многоголосье и обладает удивительной образной лирикой. Из-за своей сложности Cream работали над её записью в студии дольше других песен из альбома. Первые репетиции состоялись в июле 1967 года, а финальные сессии - в июне 1968 года. За несколько дней до релиза пластинки на территории США Джек Брюс и продюсер Феликс Паппаларди вносили изменения в сведение композиции. Из-за этого американский сингловый вариант «White Room» был сокращен до трех минут продолжительности и потерял третий куплет при монтаже. Даже в такой «усечённом» виде семидюймовая пластинка поднялась до позиции № 6 в хит-параде «US Billboard Hot 100».
В январе 1969 года «White Room» вышла на сингле в Великобритании, где песня достигла позиции № 28.
Кроме того, песня вошла в чарты Австралии, Австрии, Бельгии, Канады, Финляндии, Германии, Малайзии, Нидерландов, Новой Зеландии, Испании и Италии.
Песня «White Room» занимает 376 место в списке «500 величайших песен всех времён» по версии журнала Rolling Stone.
Исполнение «White Room» на концертах в 2005 года звучит в измененной форме. Важным отличаем является замена части вокальных партий Джека Брюса Эриком Клэптоном. Композиция звучит несколько медленнее оригинала, прежде всего за счёт гитарных импровизаций музыкантов. Весьма достойное прочтение собственной же классики.
Восхищаемся:
Сольный номер Джинджера Бейкера «Toad» / «Drum Solo» впервые появился на дебютном альбоме «Fresh Cream». Студийная версия инструментальной композиции была записана осенью 1966 года с участием продюсера Роберта Стигвуда (Robert Stigwood).
На протяжении всей концертной деятельности «Toad» исполнялась группой. Это был звездный момент ударника коллектива, который демонстрировал свой профессионализм и навыки владения инструментами.
Версия с альбома «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005» аналогична концертному исполнению 60-х годов, но несколько сокращена в середине. По всей видимости сделано умышлено из-за двухчасового формата концерта в соответствии с возрастом музыкантов.
Барабаним:
Ну вот и подошел финал концерта, на котором Cream представляют самую свою знаменитую композицию, написанную Джеком Брюсом, Эриком Клэптоном на стихи Питера Брауна, «Sunshine of Your Love». Она впервые вышла на альбоме «Disraeli Gears». Песня знаменита гитарно-басовым риффом Джека Брюса и сольной партией гитары Эрика Клэптона.
Сингл «Sunshine of Your Love» достиг позиции № 25 в национальном хит-параде Великобритании, и поднялся до места № 5 в хит-параде «US Billboard Hot 100».
Версия 2005 года «Sunshine of Your Love» звучит магически дерзко, с драйвом и «жгучей» басовой партией. Вокальный дуэт Эрика Клэптона и Джека Брюса бесподобен. Сильное исполнение Cream. Как будто не было десятилетии разлуки, а история группы продолжилась с того места в котором остановилась.
Видеофильм содержит исполнение «Sunshine of Your Love» с концерта 3 мая 2005 года:
В качестве дополнительного трека представлена песня «Sunshine of Your Love» с концерта 6 мая 2005 года, которая динамичнее, но вначале есть заминка в вокальных партиях музыкантов:
Альбом «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005» супергруппы Cream бесподобен. Несмотря на двухчасовую продолжительность, каждая композиция захватывает с первых аккордов. Поверьте, эта та музыка, которая с годами воспринимается лучше, становится интереснее и открывает новый смысл, который ускользал в прошлом.
Представить группу из 60-х годов играющую «живьем» в оригинальном составе при современном оборудовании и инженерной звуко- и видеозаписи просто немыслимо в наши дни. Cream подарили такую возможность. Спасибо!
По данным интернет ресурса Discogs было выпущено около 40 релизов в видео и аудио форматах альбома группы Cream «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005».
Рассмотрим наиболее интересные выпуски концертного альбома.
1. Cream: «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005». EU Regular Edition 180 gram 3 x LP. Music On Vinyl / Reprise Records – MOVLP1118.
https://www.discogs.com/ru/release/5901995-Cream-Royal-Albert-Hall-London-May-2-3-5-6-2005
Уникальный мастеринг для издания на виниловых пластинках подготовлен звуковым инженером Стэном Рикером (Stan Ricker) и его студией («Stan Ricker Mastering»), просуществовавшей в период с 1997 по 2015 года в Калифорнии, США.
Группа звуковых техников под его руководством провела в 2014 году кропотливую работу по изготовлению и нарезке матриц для тиража пластинок. Они учли недостатки первых изданий 2005 года и переизданий 2013 года в формате LP от лейбла «Reprise Records».
С учётом идеально мастеринга, сбалансированного звука, виниловой массы в 180 грамм, полиграфии, можно констатировать, что лейбл «Music On Vinyl» представил лучшее и эталонное издание. Винил звучит убедительно, чисто, с хорошо прописанным диапазоном частот.
2. Cream: «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005». Japanese Regular Edition 2xCD. Reprise Records – WPCR-12179~80.
https://www.discogs.com/ru/release/4395391-Cream-Royal-Albert-Hall-London-May-2-3-5-6-05
Японское издание альбома на компакт-диске, которое подготовлено компанией «Warner Music Japan Inc.». Диск не содержит какого-либо уникального мастеринга для внутреннего рынка. Матрицы для изготовления тиража взяты из стандартного европейского издания.
В качестве приятного дополнения ожидает улучшенная полиграфия, оби (боковая накладка с титульной информацией), второй буклет с переводом на японский язык и текстами всех песен.
3. Cream: «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005». EU Regular Edition 2xCD. Reprise Records – 9362-49416-2.
https://www.discogs.com/ru/release/11049657-Cream-Royal-Albert-Hall-London-May-2-3-5-6-2005
Стандартное европейское издание альбома на CD для рынка Великобритании и Континентальной Европы. Мастеринг для цифровой версии подготовлен специалистом по микшированию Бобом Людвигом, который использовал пленки записи концертов, сделанные инженером Миком Гаузауски и техником Том Бендером.
На удивление конечный результат получился хорошим. Звучание CD несколько громче виниловой версии альбома, но при этом прописан каждый инструмент, вокальные партии размещены центрировано, присутствует атмосфера концерта. Компрессия практически незаметна. Рекомендуется к приобретению, как самый доступный по звуковым параметрам и ценовой категории вариант.
4. Cream: «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005». EU Regular Edition Blu-ray Video with Multichannel. Eagle Vision – ERBRD5096.
https://www.discogs.com/ru/release/5292243-Cream-Royal-Albert-Hall-London-May-2-3-5-6-05
Европейское издание видеофильма, смонтированного по результатам четырех концертов в королевском Альберт-холл, в современном формате Blu-Ray Video с изображением в формате 1080i HD с размером кадра 16х9 (1.78:1). Видео чёткое, но много темного тона.
Аудиодорожки: DTS HD Master Audio, Dolby Digital 5.1 и LPCM Stereo. Мультиканальный микс аудио звучит неплохо, но заметно «цифровой» след на звучании. На удивление, простой стерео микс оказался лучшим.
При некоторых недостатках изображения, это лучшее издание концертного фильма о воссоедини группы Cream 2005 года. Другой вариант вы не найдете.
К изданию прилагается буклет с информацией и кредитами фильма.
Рекомендуется к приобретению.
5. Cream: «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005». USA & Canada Regular Edition HD DVD Video with Multichannel. Reprise Records – R2 972166.
https://www.discogs.com/ru/release/5878658-Cream-Royal-Albert-Hall-London-May-2-3-5-6-2005
Формат HD DVD уже атавизм, который канул в историю. Особенно в эпоху интернет-платформ. Сегодня сложно найти необходимое оборудование для его воспроизведения. В 2006 году, когда выпускался концертный альбом и фильм, шла «война форматов» высокой чёткости (High-Definition) для физических релизов видео контента между HD DVD (разработка корпорации «Toshiba») и Blu-Ray (разработан международным консорциумом «Blu-ray Disc Association» при поддержке корпорации «Sony»).
Менеджерская группа музыкантов Cream сделали ставку на оба HD формата для выпуска концертного фильма. Диск HD DVD вышел одновременно с изданием «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005» на Blu-Ray.
Североамериканское издание HD DVD содержит изображение в формате 1080i HD с размером кадра 16х9 (1.78:1). Однако звуковая дорожка одна: DTS 5.1 Surround Sound. Стерео не представлено.
Неплохое издание с аналогичным Blu-Ray диску видеорядом, но из-за ненужности формата стоит обходить диск стороной, так как возникнут сложности с его поддержкой.
6. Cream: «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005». Российское коллекционное издание на 2xDVD-Video. Unofficial Release. Digipack book. Rhino Records – R2 970421.
В издании фильма-концерта, разрезанного на две части, для умещения на двух DVD, нас ожидает настоящий сюрприз. Дело в том, что лучше и самое роскошное издание по оформлению вышло в России от независимого («пиратского») лейбла «Киномания» в серии «Коллекционное издание».
Концерт представлен на дисках в аналогичном формате европейского релиза. Содержит две звуковые дорожки DTS 5.1 Surround Sound и PCM Stereo, а также множество языковых версий с субтитрами (включая русский язык).
Несмотря на тираж DVD в России, это издание сложно найти в продаже в настоящее время.
7. Cream: «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005». 18 x 16-Bit/44.1 kHz FLAC Stereo Files. © & ℗ 2005 EPC Enterprises, LLP/Spotsmusic Limited/Rekab Limited under exclusive license to Surfdog Records (P) 2005 EPC Enterprises, LLP/Spotsmusic Limited/Rekab Limited under exclusive license to Surfdog Records
https://www.qobuz.com/gb-en/album/royal-albert-hall-london-may-2-3-5-6-2005-cream/qrxvip2a689nc
Аналог версии издания на компакт-диске (позиция № 3). Одинаковый мастеринг. Загрузочная версия не подверглась изменениям.
«Не создавайте музыку для коммерции. Создавайте для души».
Общий итог на 81 балл из 100 возможных.
Дополнительная информация об альбоме «Royal Albert Hall - London - May 2-3-5-6 2005»:
https://www.goldminemag.com/reviews/blu-ray-review-of-creams-royal-albert-hall-london
https://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2005/10/25/AR2005102501667.html
https://www.kinopoisk.ru/film/434962/
https://theaudiophileman.com/creams-royal-albert-hall-2-3-5-6-2005/