Его стихи можно считать грустными или веселыми или пророческими или просто покрутив у виска можно посчитать автора сумашедшим, но одно ясно...стихи Геннадия Шпаликова- последнего романтика 60х и неисправимого киношника, никого не оставят равнодушным. Он безумно любил жизнь, в самых ее казалось бы, мелочах...в запахе сена, утренней росы, в крутых бережках, спускаясь к молчаливой деревенской реке, в лужах, после дождя: Я выхожу, большой, неуклюжий, Под солнце, которое в самом зените, И наступаю в синие лужи, Я говорю им: вы извините!... Любил до боли свой город Москву, который не любить просто не возможно...мог запросто зайти в кафе и поболтать с Александром Сергеевичем за чашкой чая, или прокатится на трамвайчике по Садовому кольцу с другом Булатом...или распить бутылочку портвейна на ступеньках ВГИКА с Андреем...В его стихах есть необъяснимая тоска и одновременно любовь и тяга к жизни к той жизни где нет предательства и где художник мог бы мыслить свободно, без цензуры.... и эти грани постоянно пересекаются...
Геннадий Федорович Шпаликов родился 6 сентября 1937 года в небольшом карельском городе Сегежа, в семье военного инженера Шпаликова Федора Григорьевича. В 1939 году после сдачи объекта Федор Шпаликов получает новое назначение и увозит семью в Москву. В 1941, отец Шпаликова уходит на фронт и 28 января 1944 года в Польше погибает (по другим сведениям, пропал без вести 29 января 1945 года в Германии). Геннадия растила мать Людмила Никифоровна, сестра генерала Семёна Никифоровича Перевёрткина Героя Советского Союза. С самого детства Геннадия не покидало ощущение сиротства, как и большинства детей войны и многие его стихи пронизаны этой темой, тоской об погибшем отце и трудном военном детстве.
Среди его сокурсников было много детей погибших фронтовиков. Истории его друзей и их семей накладывались на личные воспоминания и переживания Шпаликова, и тема военного детства стала одной из основных в его творчестве. И самые пронзительные, самые горькие стихи о Подранках....
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу —
Кто меня вернёт? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой
Свое первое стихотворение, Гена написал в 1955 году, учась в Суворовском училище:
Не смотри на будущее хмуро,
Горестно качая головой...
Я сегодня стал литературой
Самой средней, очень рядовой.
Пусть моя строка другой заслонится,
Но благодарю судьбу свою
Я за право творческой бессонницы
И за счастье рядовых в строю.
Может это первое стихотворение и вера в себя, в свой талант и подтолкнули его поступать во ВГИК, где он быстро становится звездой. Его знали все студенты, он был чрезвычайно общителен, блистал талантами, умел ладить с людьми, умел дружить, с ним было безумно интересно. ...
Студенческий роман: компании, капустники, посиделки за полночь, весёлые песни, прогулки по городу (ул. Арбат и Горького, Маяковка, Садовое и бульвары, Патриаршие и Чистые пруды). Шпаликов любил раннее утро, «когда просыпаются дворники и меняются постовые милиционеры», «когда засыпают памятники», Пушкин и Маяковский, и пустые эскалаторы в ночном метро.
Когда Шпаликов принес свой новый сценарий режиссеру Георгию Данелии, с котом за пазухой и бутылкой шампанского в авоське, там была всего одна сцена, позже ставшая самой узнаваемой в этом фильме: «Так. Двое. Она идет по улице, он едет на велосипеде. Идет дождь, а она… она без зонтика. А он едет на велосипеде… и достает зонтик. А она… она уворачивается, а он… все равно едет за ней с зонтиком». Вот так позже и родился легендарный фильм – просто из беззаботного настроения...Данелия говорил: «Если бы не поэтический взгляд Геннадия Шпаликова – фильма бы не было».
Бывает все на свете хорошо,-
В чем дело, сразу не поймешь,-
А просто летний дождь прошел,
Нормальный летний дождь.
Мелькнет в толпе знакомое лицо,
Веселые глаза,
А в них бежит Садовое кольцо,
А в них блестит Садовое кольцо,
И летняя гроза.
А я иду, шагаю по Москве,
И я пройти еще смогу
Соленый Тихий океан,
И тундру, и тайгу.
Над лодкой белый парус распущу,
Пока не знаю, с кем,
Но если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу
И вспомню о Москве.
Про Шпаликова ходили легенды. И одна из них,что якобы между Хрущевым и Шпаликовым тогда произошел такой диалог: – Вы кто? – Сценарист «Заставы Ильича». – Вот чем сидеть и улыбаться, объясните, как Вы докатились до такого маразма человеческого? – Чем ругаться, лучше бы похлопали, у меня сегодня дочка родилась! На критические выпады и Марлен Хуциев начал отстаивать свою картину, а Шпаликов и вовсе заявил, что вскоре в стране настанет время, когда кинематографисты будут пользоваться такой же славой, как космонавты! Наверное, такая легенда могла родиться только в эпоху оттепели… Друг поэта, кинорежиссер Юлий Файт, о нем говорил: «В воздухе была надежда на свободу, и мы дышали этим воздухом, а как точно заметил Сергей Соловьев, Шпаликов этот воздух создавал». Между тем семейная жизнь Шпаликова разладилась. «Мы ничего не сделали, чтобы жить вместе, держась друг друга, - написал он потом в дневнике...
Микеланджело Антониони был потрясён заключительной сценой картины, понятно и лаконично выраженной в ней «некоммуникабельность чувств». В нашей стране картину «Долгая счастливая жизнь» по достоинству не оценили ни зрители, ни критики.
По опросу белорусских критиков эта картина признана лучшим фильмом, созданным за всю историю белорусского кино. И еще стихи....Геннадий Шпаликов продолжает писать пронзительные стихи, вырывая строки из жизни...
Я к вам травою прорасту,
Попробую к вам дотянуться,
Как почка тянется к листу
Вся в ожидании проснуться.
Однажды утром зацвести,
Пока ее никто не видит,
А уж на ней роса блестит
И сохнет, если солнце выйдет.
Оно восходит каждый раз
И согревает нашу землю,
И достигает ваших глаз,
А я ему уже не внемлю.
Не приоткроет мне оно
Опущенные тяжко веки,
И обо мне грустить смешно,
Как о реальном человеке.
А я — осенняя трава,
Летящие по ветру листья,
Но мысль об этом не нова,
Принадлежит к разряду истин.
Желанье вечное гнетет,
Травой хотя бы сохраниться —
Она весною прорастет
И к жизни присоединится.
1 ноября 1974 г. Геннадия Шпаликова нашли повешенным на даче в подмосковном Переделкино. Кто-то считал, что поэта погубил диктат чиновников и развернувшаяся в 1970-х борьба со свободомыслие, кто то что разлад с Инной Гулая и уход из семьи, кто то что эмиграция друга писателя и поэта Виктора Некрасова во Францию...кто то что алкогольная зависимость... Поэт Павел Леонидов утверждал, что в конце 1960-х гг. слышал от Шпаликова такой монолог: «Вот я – алкоголик профессиональный, Витя Некрасов тоже, есть еще люди, а остальные писатели профессиональные, а главный среди них – Евтуженька. В СССР нет выбора вне выбора. Или ты пьешь, или ты подличаешь, или тебя не печатают. Четвертого не дано». Говорят, что он заключил пари с однокурсниками: если все они не смогут к возрасту гибели Пушкина, к тридцати семи, достичь славы, то обязаны покончить с собой – в России поэту больше 37 лет жить неприлично. Он оставил предсмертную записку: «Вовсе это не малодушие, — не могу я с вами больше жить. Не грустите. Устал я от вас. Даша, помни. Шпаликов».... «Меня пугает равнодушие времени и чужие люди, чем дальше, тем больше чужих. Велика Россия, а позвонить некому. Я не знаю, зачем жить дальше».
Не прикидываясь, а прикидывая,
Не прикидывая ничего,
Покидаю вас и покидываю,
Дорогие мои, всего!
Все прощание — в одиночку,
Напоследок — не верещать.
Завещаю вам только дочку —
Больше нечего завещать.
Чего ты снишься каждый день,
Зачем ты душу мне тревожишь?
Мой самый близкий из людей,
Обнять которого не можешь.
Зачем приходишь по ночам,
Распахнутый, с весёлой чёлкой,
Чтоб просыпался и кричал,
Как будто виноват я в чём-то.
И без тебя повалит снег,
А мне всё Киев будет сниться.
Ты приходи, хотя б во сне,
Через границы, заграницы.
29 октября 1974
Фильмы, сценарии к которым написал Г. Шпаликов и стихи, которые звучат в фильмах:
«Маленькие мечтатели» (киноальманах), 1962
«Коллеги», 1962
«Трамвай в другие города», 1962
«Я шагаю по Москве», 1963
«Пока фронт в обороне», 1964
«Мне двадцать лет» («Застава Ильича») , 1964
«Рабочий посёлок», 1965
«Жил-был Козявин», 1966
«Я родом из детства», 1966
«Кто придумал колесо?», 1966
«Долгая счастливая жизнь», 1966
«Мальчик и девочка», 1966
«Стеклянная гармоника», 1968
«В тринадцатом часу ночи», 1969
«Пой песню, поэт...», 1971
«Ты и я», 1971
«Ждём тебя, парень», 1972
«Подранки», 1976
«Слёзы капали», 1982
«Культпоход в театр», 1983
«Военно-полевой роман», 1983
«Гений», 1991
«День обаятельного человека», 1994
«10 песен о Москве», 1997
Судьба дочери долгое время была окутана тайной. Даша Шпаликова окончила театральное училище и до 1990 года успешно снималась в кино. Но после смерти матери она решила завязать с кинематографом. Из-за суицида родителей у девушки начались проблемы с психикой. Даша полтора года прожила в Свято-Троицком Ново-Голутвине монастыре в Коломне паломницей. Из Театра-студии киноактёра, где Даша числилась в штате, её уволили "по сокращению штатов", а фотографии из картотеки "Мосфильма" изъяли. Хлопотать о восстановлении она не стала. В 2019 году о своей судьбе Даша рассказала в передаче "Пусть говорят" от 22 мая 2019 года... Судьба сестры Геннадия Шпаликова-неизвестна...
"С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас - как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло..."
(Владимир Высоцкий)