Пришло время моей личной десятки лучшего за 1989-й. Снова предложу как давно знакомые имена и альбомы, так и подзабытые со временем интересные работы.
Начнём.
10 место. Нене Черри – «Raw Like Sushi»
Кто такая: вообще-то это крёстная мама трип-хопа, но об этом обычно не вспоминают
В каком стиле альбом: поп-рэп, дэнс-поп
Впрочем, а какой трип-хоп в 1989 году? Понятное дело, что никакой. Но вот вы включаете пронзительную «Manchild», слышите знакомые вайбы, затем смотрите в авторство трека, а там – Роберт Дель Ная. За два года до выхода дебютника Massive Attack, ага.
Альбом Нене я поставил выше других «девичьих» работ за счёт наиболее цепляющей эклектики (ведь трип-хопа нет даже в основном списке жанров). Черри пришлась совершенно ко двору в стремительно менявшемся музыкальном мире и лишь собственная сосредоточенность на личной жизни помешала ей по-настоящему развить успех «Raw Like Sushi». А потенциал был ого-го-го.
Жаль, что наши слушатели помнят лишь великую, но порядком переигранную на радио «7 Seconds».
9. De La Soul – «3 Feet High and Rising»
Кто такие: великое трио, о которых современное поколение любителей стримингов узнало лишь относительно недавно
В каком стиле альбом: хип-хоп восточного побережья, осознанный рэп
В 1989 году вышло два великих рэп-альбома, столкнувшихся с огромными проблемами на почве принятия современниками из-за чрезмерной заумности. А когда современники вкурили тему, внезапно включились проблемы с владельцами многочисленной засэмплированной музыки. Второй альбом будет повыше, а здесь – воистину гениальный дебютник трио De La Soul, доказавший, что любой сэмпл можно сделать искусством. Задолго до других мастеров своего дела.
Обязателен к прослушиванию тем, кто не ограничивает себя в жанрах. А также тем, кто думает, что рэп – это только про девочек и тачки.
«Зеркало, скажи, что не так?»
8. Nine Inch Nails – «Pretty Hate Machine»
Кто такие: ночной уборщик из Кливленда и его подмастерьи, выведшие индастриал на стадионы
В каком стиле альбом: индастриал-рок, электро-индастриал
Пластинка, входящая в списки «лучших работ, созданных фактически одним единственным человеком». Так бывает, когда вы очень горите своим делом. Тем более если вас зовут Трент Резнор.
«Pretty Hate Machine» стоит слегка обособленно в дискографии NIN за счёт большего уклона к электронике, желания расширять границы привычной «кирпичной» музыки. Следующий шедевр Резнора (о нём поговорим в рассказе про 1994-й) создан в других условиях, с другими ресурсами и при других обстоятельствах.
Здесь же найдётся и концертная классика («Head Like a Hole», «Sin»), и проявление уважения к Depeche Mode («Kinda I Want To»), да и грустной балладе место нашлось («Something I Can Never Have»). Любимая песня найдётся для всех.
7. Tears for Fears – «The Seeds of Love»
Кто такие: два на тот момент сильно поссорившихся друга, готовящихся к распаду
В каком стиле альбом: софисти-поп, арт-поп, поп-рок
Tears for Fears – одна из сильнейших групп, появившихся в 80-х, по части «эволюции за короткое время». Два интроверта начинали с меланхоличного синти-попа и песен о безумном мире и боли от пребывания в нём. Преуспели, но отказались гнуть эту линию и пошли сразу орать на большие арены о том, как каждый хочет порулить миром. Приобретённый звёздный статус интровертам откровенно помешал – группа ушла в продолжительный перерыв после тура в поддержку «Songs from the Big Chair», а записать новый альбом оказалось очень непросто.
В итоге получилась третья инкарнация – битломанская. Этот же мотив Роланд Орзабал с Куртом Смитом изрядно объездили в своём триумфальном воссоединении спустя 15 лет после релиза «The Seeds of Love», как будто намеренно отбросив две попытки Роланда поиграть в героя альтернативы.
Отношения конкретно с этой пластинкой у меня сложные: обожаю все синглы отсюда, слушаю их регулярно. А вот альбомные композиции... Они хороши, но отдельно как часть альбома, но отдельно вспомнить их почти не выходит через какое-то время после очередного перепрослушивания. В общем, спросите у меня про более справедливое место «The Seeds of Love» ещё через год или два, если захотите.
6. Кино – «Звезда по имени Солнце»
Кто такие: главная поп-группа позднего союза
В каком стиле альбом: пост-панк, новая волна
Уже традиционная ежегодная позиция для группы Кино. Зато всё честно. «Звезда по имени Солнце» успешно продолжил заданный вектор успеха коллектива, а статус «последнего прижизненного альбома Виктора Цоя» лишь добавляет культа к этому альбому.
От себя: «Группа крови», очевидно, лучше. Но так-то этот альбом начинается с «Песни без слов» и «Звезды по имени Солнце» – двух жемчужин. А не будь лично я предвзят к «Сказке» и «Пачке сигарет», то Цой и компания и тут бы влетели минимум в пятёрку сильнейших. Однако там и без них не продохнуть, смотрите сами.
5. New Order – «Technique»
Кто такие: герои из Манчестера, запечатлевшие кислотную эру на пике
В каком стиле альбом: альтернативный дэнс, синти-поп
Знаменитый бас-гитарист Питер Хук всегда хотел, чтобы New Order ориентировались на привычный рок. Правда к концу 80-х Иэн Кёртис уже почти 10 лет, как умер, а неформальным лидером коллектива стал Бернард Самнер. Гораздо более разносторонний по стилям, он вдохновил группу на создание своего самого танцевального альбома. Влияния были очевидны – тусовки на Ибице и в их собственном печально известном клубе «Хасиенда».
«Technique» одновременно и заложил будущие основы для хаус-музыки, и стал кирпичом в таком слове, как «мэдчестер». New Order всё десятилетие надоедливо преследовал дух Joy Division, несмотря на явные достижения в новой сфере, но глупо было всем отрицать – данная пластинка привела коллектив на пик карьеры.
После выхода этого альбома очное противостояние Хука и Самнера начало раскалывать New Order пополам, а вышедший только спустя четыре года и несколько сайд-проектов «Republic» многие (справедливо) окрестят разочарованием. И главный его минус – он не похож на «Technique» ни стилем, ни качеством.
4. The Stone Roses – «The Stone Roses»
Кто такие: новые герои из Манчестера, выдавшие материал всей жизни
В каком стиле альбом: бэгги, инди-рок
На четвёртом месте снова Манчестер. И здесь относительные новички для меня слегка превосходят относительных ветеранов, поскольку дебютный одноимённый альбом The Stone Roses – огромнейший пласт в городской стиль, ещё больше активировавший режим «сходи на концерт – создай свой ансамбль». Подобно The Velvet Underground и Sex Pistols, The Stone Roses своим появлением дали понять тогдашней молодёжи – можете выглядеть как угодно, носить мешковатую одежду, выражайтесь как хотите. И всё получится.
Главное – верно подобрать лейбл.
Альбом не попал в мою тройку по грустной причине – на оригинальном издании не было великого сингла «Fools Gold». Этот десятиминутный фанк-психоделик-танцевальный эпик слышал хотя бы раз каждый меломан. Для The Stone Roses он значит слишком много. Учитывая, что мелодия «Don't Stop» – это буквально «Waterfall» наоборот. И они ещё стоят в треклисте рядом! Ребята были теми ещё шутниками. Сделанными из камня.
3. Pixies – «Doolittle»
Кто такие: не поверите, но главное музыкальное вдохновение Курта Кобейна в период «Nevermind»
В каком стиле альбом: инди-рок, альтернативный рок
Только представьте, насколько мог бы быть шикарным «Doolittle», если бы на нём полноценный вокал (а не бэки всякие) взяла Ким Дил. К сожалению (или к счастью) Ким не особо желала считаться с лидерством занудного Блэка Фрэнсиса и отошла на относительный второй план. Совпадение или нет, но редким слабым звеном «Doolittle» является момент, когда петь начинает... барабанщик. Кто угодно, лишь бы не Дил...
Я не зря вспомнил про «Nevermind» – в распоряжении Pixies не было такого утюга, какой вручили группе Nirvana в конце 1991-го. А ведь «Doolittle» сделан по тем же лекалам, только менее радиоформатно. Даже редкие моменты мелодизма (вроде очень битловской «Here Comes Your Man» и «Hey») не вышли за пределы альтернативных чартов. Должной раскрутки не случилось.
В итоге через несколько лет Pixies распались после отката тура в поддержку мегапопулярных U2. А в наши дни они зачем-то клепают один за одним никому не нужные новые альбомы, хотя по сути можно было ограничиться только первыми четырьмя. Из которых «Doolittle» – главный монумент и житель всех списков лучших работ за все времена.
2. Beastie Boys – «Paul's Boutique»
Кто такие: скандальное трио из Бруклина, для своего второго релиза принявшее единственно правильное решение – они выкинули Рика Рубина на мороз
В каком стиле альбом: хип-хоп восточного побережья
«Licensed to Ill» – первый рэп-альбом, когда-либо занимавший высшую строчку в чарте Billboard. Это вполне разрекламированный факт. Как и тот, что после его выхода Beastie Boys решили дистанцироваться от его успеха, от сингла «Fight for Your Right» и от лейбла Def Jam во главе с бородатым придумщиком Риком Рубином. 95 процентов сэмплов и 100 процентов гениальности – таким видят «Paul's Boutique» сейчас. Путь от непринятия до площади в свою честь на месте, где подготовили обложку альбома занял больше 30-ти лет.
А когда-то вместе с «3 Feet High and Rising» они с большим трудом находили своего слушателя. Да, такие вот времена. Сейчас такие альбомы не выпустят из невозможности гладко причесать сэмплы The Beatles, фильма «Психо» или прочих фанк-хитов.
Продюсеры тоже подобрались идеальные в этот раз – The Dust Brothers. Именно они сделали саундтрек к «Бойцовскому клубу» десяток лет спустя. Слышится, правда?
1. The Cure – «Disintegration»
Кто такие: кочевавшие от печали к радости и обратно гении, во главе которых неизменно стоял растрёпанный парень в макияже
В каком стиле альбом: готик-рок, пост-панк
Представьте себе грустный альбом без слабых мест. Представили? Это «Disintegration», он перед вами.
Роберт Смит на пороге 30-летия порешал для себя, что второго «Kiss Me...» для лейбла создавать не хочет. И принёс лейблу запись, которую окрестили «коммерческим провалом». Коммерческий провал на деле стал самой продаваемой записью The Cure, вывел группу на мировые арены и закрепил имя Смита и товарищей в музыкальной истории раз и навсегда. Я могу сколько угодно предпочитать «Wish» или тот же «Kiss Me...» или что-то из раннего творчества, но именно «Disintegration» – величайшее наследие коллектива.
Как поёт Роберт для своей любимой жены:
However far away
I will always love you
Даже просто треклист пластинки зачитываешь и уже щёлкает – хит на хите и хитом погоняет. Мрачность тоже можно продать миллионам людей, было бы желание. Искренность побеждает любые настроения.
Ваши лайки, комментарии по теме и репосты помогают продвигать мой канал среди тех, кто до сегодняшнего дня обходил его стороной. Не забывайте об этом. Спасибо большое за ваше внимание!
Ссылка на первую часть материала для тех, кто пропустил начало:
Другие похожие материалы по годам можете найти на главной странице канала в соответствующей подборке:
Советую также подписаться на мой Телеграм-канал. Пишу я там меньше, чем бы хотелось. Возможно, что ваша активность помогла бы снова мне раскачаться. Сможем?
А ещё в Дзене появился колокольчик. Найдите его на главной странице моего канала, нажмите на него и будете получать оперативные обновления о новых материалах на Romanist Music Blog. Спасибо!