Любой бизнес строится на взаимодействии различных заинтересованных сторон, создает сеть контактов. Для краткости такие связи принято называть стейкхолдерами. Понятие не звучит постоянно на слуху, возможно, не все руководители придают им должное значение, но правильное лавирование между различными интересами, нуждами заинтересованных людей – путь к реализации целей на долгосрочной основе.
Кого называют стейкхолдером
Stakeholder дословно переводится с английского языка как «держатель доли», но если говорить простыми словами, то это физические, юридические лица, определенными способами воздействующие на деятельность компании или имеющие виды на результаты этой работы. В качестве стейкхолдеров в бизнесе могут выступать сами потребители, сотрудники организации, поставщики, соучредители, акционеры.
Учитывая разнообразие заинтересованных лиц, необходимо контролировать ситуацию, грамотно управлять созданными связями.
Какие бывают типы стейкхолдеров
Чтобы разобраться, какое влияние оказывают на фирму стейкхолдеры в бизнесе, предлагаем проанализировать их типологию. Классификация выглядит следующим образом:
- По способу взаимодействия. Лица, заинтересованные в продвижении проекта, задействованные в этом и относящиеся к внутренней структуре компании – внутренние стейкхолдеры (руководители, коллектив, акционеры и т. д.). Люди, организации, напрямую не относящиеся к деятельности определенной компании, но имеющие возможность влиять на ее работу, результаты – внешние стейкхолдеры (бизнес-партнеры, оптовики, посредники, конкурирующие фирмы, а также государственные контролирующие структуры, конкуренты, СМИ и даже общества эко-, зоозащитников).
- По важности влияния. Приоритет отдается ключевым в бизнесе стейкхолдерам. Это те лица, которые непосредственно задействованы в процессе: менеджеры различных уровней, работники, основные партнеры, а также инвесторы. Далее идут вторичные «игроки» — люди, не работающие над проектом, но имеющие возможность каким-либо образом на него воздействовать (госструктуры, конкуренты, поставщики, покупатели). В данном случае влияние на бизнес могут оказать клиентские отзывы, штрафные санкции.
Условное деление участников взаимодействия необходимо, чтобы понимать, какие имеются типы стрейкхолдеров в бизнесе, как на них влиять.
Теория управления стейкхолдерами: кратко
Во второй половине XX века профессор Р. Э. Фриман в одной из своих работ подробно описал суть стейхолдерства. Соль работы заключалась в поиске баланса между интересами всех заинтересованных сторон во благо существующего бизнеса. В связи с этим была создана концепция, показывающая, как можно управлять стейкхолдерами:
- Выявление, определение, деление на группы заинтересованных лиц, организаций.
- Изучение их основных потребностей.
- Анализ имеющихся интересов, степень воздействия на проект со стороны каждого участника взаимодействия.
- Формирование плана действий по управлению всеми взаимодействующими сторонами.
- Реализация данного плана.
- Поведение итогов управления, цикличное воспроизведение созданных алгоритмов с учетом возможных изменений в данных.
Заключение
Мы затронули понятие стейкхолдера, так как это существенный элемент бизнес-проекта. Любая деятельность не ведется в полном вакууме. Каждый день проходит в плотном взаимодействии с различными фирмами, организациями, потребителями. Чем продуманнее будет выстроена с ними работа, тем устойчивее будет сама структура бизнеса.
Интернет Хостинг Центр — платный хостинг для проектов любой сложности. Защита от DDoS-атак на каждом тарифе! 🔒