Найти в Дзене
Хроники СССР

В стороне стоять не имеем права (рассказ)

Вспоминаю парадоксальную ситуацию.

В одном из цехов нашего завода трудовой коллектив в присутствии сотрудника милиции решал вопрос о подследственном Е. Сараджеве, который, управляя мотоциклом в пьяном виде, сбил человека. Большая часть коллектива была на стороне выпившего.

В защиту преступника раздавались подбадривающие выкрики. Администрация цеха чувствовала себя неуютно.

Итог «обсуждения» был таков: для участия в уголовном процессе коллектив избрал из своей среды не общественного обвинителя, а защитника...

Вот в такой атмосфере нам предстояло создать на предприятии первичную организацию ВДОБТ и начать борьбу за трезвость.

Задача, согласитесь, не из простых.

Тем более что решать ее начали без предварительного разъяснения целей Общества. Это походило на аврал, что сразу же обернулась погоней за количественным показателем вступивших в Общество. Формализм привел впоследствии к казусу: те, кто подал заявления о приеме в первичную только из соображений не иметь осложнений с начальством гл. инженер, старший бухгалтер и секретарь комсомольской организации, - затем наотрез отказались помогать активистам трезвеннического движения, оправдываясь занятостью. Дурной пример, как говорится, заразителен. Пассивность стала явной тенденцией.

В таких условиях бюро нашей «первички» ничего не оставалось, как на первых порах сосредоточить свою деятельность только на агитационно-пропагандистской работе. То есть мы вынуждены были начинать с азов.

Сформировали редколлегию стенгазеты, которую возглавила комсомолка О. Ридер, изготовили общезаводской стенд «Трезвость - норма нашей жизни!».

Первые выпуски стенгазет были целиком посвящены пропаганде основ противоалкогольных знаний: «Алкоголь - экономика», «Алкоголь и дети» и т. д. Постепенно в них стали отражать и производственную жизнь завода.

Следующим шагом был выход на профком предприятия, установление контактов с комиссией по борьбе с пьянством, с женсоветом, редакцией многотиражки «Вагоностроитель». С их помощью провели единый день пропаганды трезвости, который позже стал традиционным.

Деятельность первичной организации ВДОБТ нашего предприятия сдвинулась с мертвой точки.

Например, мы теперь уделяем пристальное внимание выявлению бытового пьянства. Написали активистам трезвеннического движения новосибирского Академгородка, которые выслали нам памятку по организации работы совета отцов. Эту памятку через городской совет ВДОБТ мы передали в гороно, ее размножили и раздали в школы города. Мы обратились В подшефную школу № 12, здесь нашли единомышленников в лице председателя первичной организации ВДОБТ и организатора внеклассной и внешкольной работы. Наметили план совместных действий, в результате чего провели первое организационное собрание совета отцов.

Что это за общественное формирование?

Совет отцов представляет собой секцию родительского комитета. Он помогает активизировать в школе профилактику правонарушений на почве пьянства среди учащихся, кроме того, он организует воспитательную работу с трудными подростками со стороны общественности школы, предприятия и опорного пункта милиции.

Добывать методические разработки, искать адреса передового опыта борьбы с пьянством нам, как видите, приходится самим. Это упрек городскому совету ВДОБТ: плохо обеспечивает он «первички» соответствующим пропагандистским материалом. Настала пора начать регулярную учебу активистов трезвеннического движения.

Возникает вопрос: а каковы практические результаты инициативы?

По данным инженера отдела кадров , на нашем ремонтно-инструментальном заводе случаи нарушения трудовой и производственной дисциплины на этой почве стали единичными.

Не могут не видеть этого и не оценить те руководители нашего предприятия, которые, вступив в Общество, придерживались тактики самоустранения. Для такой тактики теперь просто нет почвы.

«Всем миром против употребления алк*голя!» - вот лозунг, под которым сегодня живет и трудится наш коллектив. Заметьте, что этот лозунг острее призыва «Всем миром против пьянства!».

Могу с уверенностью сказать, что та парадоксальная ситуация с совершившим преступление Е. Сараджевым теперь была бы невозможна.