Секреты развития мелкой моторики у детей от 2 до 3 лет:
- Почему важно развивать мелкую моторику в раннем возрасте?
- Какие особенности развития мелкой моторики у детей 2-3 лет?
- Возрастные нормы развития мелкой моторики у детей 2-3 лет.
- 19 игр помогающих развивать мелкую моторику у детей 2-3 лет.
Почему важно развивать мелкую моторику в раннем возрасте?
1. Основа для обучения: мелкая моторика связана с развитием координации рук, глаз и мыслительных процессов. Мелкая моторика необходима для выполнения более сложных задач, таких как письмо и рисование.
2. Развитие когнитивных навыков: игры и занятия, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют улучшению памяти, внимания и логического мышления. Занимаясь с малышом лепкой или рисованием вы помогаете ему развивать ум.
3. Эмоциональное развитие: успехи в выполнении мелких задач повышают уверенность ребёнка в своих сила. Развитие мелкой моторики, улучшают усидчивость и сосредоточенность детей.
4. Социальные навыки: существует связь между движениями рук и развитием областей мозга отвечающим за речь и общение. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и социальное развитие малыша будет находится в переделах нормы.
Особенности развития мелкой моторики у детей 2-3 лет
В возрасте от 2 до 3 лет наблюдается активное развитие мелкой моторики. Дети начинают осваивать сложные движения и действия. Улучшается точность движений. Малыши начинают использовать не только пальцы, но и кисти рук для выполнения задач.
В 2-3 года у ребенка формируется предпочтение руки. Малыш учится правильно держать карандаш, строить из кубиков, нанизывать бусины, листать книгу. Ребенок учится проталкивать мелкие предметы в отверстие, закручивать и откручивать крышки, пользоваться прищепками.
Ребенок начинает овладевать навыками одевания и раздевания, учится держать ложку и аккуратно есть.
Развитие мелкой и общей моторики тесно связано с развитием речи и мышления, поэтому важно предоставлять ребенку свободу для тренировки. Дайте малышу возможность рисовать, разбрасывать и собирать игрушки, копаться в земле, мастерить.
Возрастные нормы развития мелкой моторики у детей 2-3 лет
Ребенок в 2 года:
- Уверенно держит карандаш или фломастер.
- Рисует простые линии и круги.
- Собирает крупные детали конструктора (например, LEGO).
- Открывает и закрывает контейнеры.
- Умеет показывать части тела.
В 2 года и 6 месяцев:
- Умеет складывать пирамидку из 20-34 колец.
- Начинает использовать ножницы для резки бумаги под руководством взрослого.
- Выполняет сложные действия с игрушками (например, застёгивание пуговиц).
- Раскатывает, растирает, сжимает и вытягивает пластилин.
5. Уверено переворачивает страницы книг. Показывает пальцем на интересующие изображения.
В 3 года:
- Рисует рисунки из нескольких фигур. Например, может нарисовать домик, соединив квадратик и треугольник. Может изобразить человека из нескольких палочек и круглой головы.
- Нанизывает бусины на веревочку. Умеет завязывать узелки на веревочках или шнурках.
- Самостоятельно кушает. Уверенно использует ложку и вилку во время еды.
- Под руководством взрослых может слепить из пластилина простую фигурку: домик, яблочко, рыбку.
19 игры для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет
1. Рисование пальцами. Помогает развивать тактильные ощущения, творческий потенциал и координацию пальцев. Используйте краски для рисования пальцами на бумаге.
2. Лепка из пластилина. Создание фигурок из пластилина развивает креативное мышление, мелкую моторику, ловкость и силу пальцев. Пластилин по праву считается одним из лучших тренажёров для мелкой моторики.
3. Сборка конструктора. Позвольте ребёнку собирать простые конструкции из крупных деталей. Можно использовать деревянные, пластиковые и даже железные конструкторы. Первые игры должны проходить под руководством родителей или старших детей. Постепенно ребёнок должен учиться играть с конструктором самостоятельно.
4. Игры с крупами. Пересыпание круп из одной ёмкости в другую помогает развивать координацию. Можно "рисовать" крупами или прятать в них небольшие игрушки. Существует более двадцати различных вариантов игры с крупами.
5. Собираем пазлы. Простые пазлы с крупными деталями способствуют развитию логического мышления и мелкой моторики. Начинаем с пазлов состоящих из 24 элементов. Постепенно переходим к 60 элементным пазлам.
6. Застёжки и пуговицы. Учите ребёнка застёгивать пуговицы или молнии на одежде.
7. Игры с магнитами. Используйте магнитные для создания рисунков на холодильнике. Ближе к трём годам можно добавить к магнитным палочкам, кружкам и квадратикам буквы и цифры.
8. Рисование на песке. Позвольте ребёнку рисовать пальцем на песке или в манке.
9. Сортировка предметов. Предложите раскладывать предметы по цвету или размеру.
10. Оригами. Делаем простые поделки из бумаги: самолётики, кораблики, лягушки. После создания фигурок с ними можно весело играть.
11. Игра с бусинами. Нанизывание крупных бусин на веревочку — отличная тренировка для рук.
12. Кубики. Строительство башен из кубиков развивает координацию и пространственное мышление.
13. Шнуровка. Используйте специальные шнуровки с отверстиями для тренировки моторики.
14. Собирание мозаики. Используйте мозаичные наборы для создания различных фигур.
15. Игры с клеем и бумагой. Создавайте коллажи из вырезок бумаги.
16. Пальчиковые игры. Пойте песни с движениями пальцев, такие как "Сорока Белобока".
17. Рисование мелками на асфальте или стенах. Позволяет создавать большие изображения на необычной поверхности.
18. Пальчиковый театр. Можно разыгрывать сюжеты из сказок или придумывать собственные игры.
19. Играем с сортёрами. Это игрушки в которых нужно просунуть деталь в отверстие подходящей формы.