Найти тему
Читаем Истории

Был ли Иисус волшебником? Таинственный объект в религиозном искусстве как бы наводит на мысль

Древние рисунки из катакомб Рима, нарисованные на стенах и вырезанные на саркофагах, показывают, как Иисус умножает хлебы, исцеляет больных и воскрешает мертвых.

Эти изображения объединяет одна поразительная деталь: на всех них Иисус, похоже, держит в руках жезл. Это заставило некоторых ученых задуматься о том, не видели ли ранние христиане в Иисусе мага.

Магия была очень распространена в III-VIII веках, когда появились изображения Иисуса с посохом. В то время христианство еще сосуществовало с древним иудаизмом и римскими богами и богинями.

По словам Ли Джефферсона, религиоведа из Centre College в Кентукки, тогда еще не было ни единой Библии, ни единого мнения о фигуре Иисуса, что привело к различным интерпретациям его силы.

Магия того времени не была похожа на то, что мы видим в современной популярной культуре. Она была сосредоточена на заклинаниях, с помощью которых люди пытались решить повседневные проблемы, такие как болезнь или любовные отношения.

Маги давали эти заклинания, которые люди должны были произносить дома - как по рецепту врача. Если их произносили неправильно, они не срабатывали.

ПАРАД ЧУДЕС. На сплошном рельефе этого саркофага начала IV века изображены чудесные эпизоды из Нового Завета и апокрифических сказаний. Среди них (слева направо) удар Петра о камень, арест Петра, Иисус на брачном пире в Кане, исцеление слепого, умножение хлебов и рыб и воскрешение Лазаря. Саркофаг назван в честь Сабинуса, которому его посвятила жена, но центральная фигура молящегося человека с поднятыми руками наводит на мысль, что первоначально он был сделан для кого-то другого.
ПАРАД ЧУДЕС. На сплошном рельефе этого саркофага начала IV века изображены чудесные эпизоды из Нового Завета и апокрифических сказаний. Среди них (слева направо) удар Петра о камень, арест Петра, Иисус на брачном пире в Кане, исцеление слепого, умножение хлебов и рыб и воскрешение Лазаря. Саркофаг назван в честь Сабинуса, которому его посвятила жена, но центральная фигура молящегося человека с поднятыми руками наводит на мысль, что первоначально он был сделан для кого-то другого.

В условиях неопределенности, когда выживание урожая и болезни были непредсказуемы, магия давала иллюзию контроля. Однако ее презирали как иудеи, так и политеисты, и в Римской империи она была запрещена.

Хотя люди по-прежнему практиковали его в частном порядке, это считалось постыдным, по словам Джефферсона.

Некоторые критики того времени называли Иисуса магом, чтобы дискредитировать его. Политеистические религиозные лидеры рассматривали христианство как суеверие, схожее с магией.

Например, Цельс, философ, критиковавший христианство, считал Иисуса магом.

Однако для последователей Назарянина он творил не магию, а чудеса - божественные деяния, преодолевающие смерть, в отличие от магии, которая сосредотачивалась на второстепенных вопросах.

ВЕЛИКИЙ МАГ Иисус с помощью жезла вызвал Лазаря из гробницы, где тот пролежал мертвым четыре дня (Иоанн 11). На этой настенной росписи IV века, находящейся в катакомбах на Виа Латина в Риме, Иисус изображен перед небольшой святыней, в которой лежит завернутый труп. Совершенно театральная и демонстрирующая авторитет новой религии, сцена воскрешения Лазаря была самой популярной в раннехристианском погребальном искусстве.
ВЕЛИКИЙ МАГ Иисус с помощью жезла вызвал Лазаря из гробницы, где тот пролежал мертвым четыре дня (Иоанн 11). На этой настенной росписи IV века, находящейся в катакомбах на Виа Латина в Риме, Иисус изображен перед небольшой святыней, в которой лежит завернутый труп. Совершенно театральная и демонстрирующая авторитет новой религии, сцена воскрешения Лазаря была самой популярной в раннехристианском погребальном искусстве.

Как христиане, так и нехристиане считали Иисуса, способного побеждать смерть, исцелять и давать пищу, выше римских богов.

По словам Фелисити Харли-Макгоуэн, историка искусства из Йельского университета, считалось, что Иисус обладает особой властью над смертью, поэтому к его имени даже обращались за защитой.

Хотя некоторые римские боги, такие как Асклепий, могли исцелять и воскрешать, они не делали этого напрямую, как родившийся в Вифлееме Иисус, который совершал эти действия своими руками.

Раннехристианское искусство отражает этот акцент на чудесах Иисуса, в то время как его страданиям и искуплению уделяется меньше внимания.

Например, есть много картин, на которых Иисус с жезлом воскрешает Лазаря, но мало картин, изображающих Тайную вечерю или распятие.

ЧУДЕСНЫЙ ПОСОХ. Воскрешение Лазаря также изображено на дверях Санта-Сабины в Риме. На этой панели за этой сценой следуют еще два чуда Иисуса, оба совершенные с помощью чудесного посоха: умножение хлебов и рыб и превращение воды в вино на брачном пире в Кане.
ЧУДЕСНЫЙ ПОСОХ. Воскрешение Лазаря также изображено на дверях Санта-Сабины в Риме. На этой панели за этой сценой следуют еще два чуда Иисуса, оба совершенные с помощью чудесного посоха: умножение хлебов и рыб и превращение воды в вино на брачном пире в Кане.

Почему Иисус явился с жезлом?

Ученые сходятся во мнении, что "жезл" - не лучший термин для описания предмета, который Иисус несет на этих изображениях.

Палочка не ассоциировалась с магией, но из-за наших современных представлений о волшебниках - например, о Гарри Поттере - мы интерпретируем ее именно так.

В первые годы христианства магия не включала в себя волшебные палочки, и нет ни одного произведения того времени, в котором бы были показаны волшебники, использующие их.

Многие предпочитают использовать термин "посох" или "жезл" для обозначения этого предмета.

Этот предмет на изображениях Иисуса имеет особое значение. В те времена люди были больше знакомы с Моисеем, еврейским пророком, который также совершал чудеса с помощью посоха.

Таким образом, Иисус ассоциируется с Моисеем, выступая в качестве параллельной фигуры. Согласно Джефферсону, Иисус рассматривался как "новый Моисей".

СТАРОЕ И НОВОЕ. В красном кувуклии в катакомбе Домитиллы в Риме показательно изображена картина, на которой Иисус воскрешает Лазаря (вверху слева) на фоне Моисея, ударяющего по скале, чтобы набрать воды у горы Хорив. Это изображение середины IV века проводит четкую параллель между освобождением, совершенным Моисеем для древнего Израиля, и освобождением, совершенным Иисусом для нового Израиля.
СТАРОЕ И НОВОЕ. В красном кувуклии в катакомбе Домитиллы в Риме показательно изображена картина, на которой Иисус воскрешает Лазаря (вверху слева) на фоне Моисея, ударяющего по скале, чтобы набрать воды у горы Хорив. Это изображение середины IV века проводит четкую параллель между освобождением, совершенным Моисеем для древнего Израиля, и освобождением, совершенным Иисусом для нового Израиля.

Посох символизировал силу и власть, то, что люди того времени могли легко распознать, так же как борода или свиток обозначали мудрость.

Как объясняет Харли-Макгоуэн, посох олицетворял власть Иисуса и его способность творить чудеса.

Друзья, что вы думаете об этой Истории?
Если Вы владеете иной информацией напишите Ваше мнение в комментариях!

Мы просим вас искать дополнительную информацию по теме и делать собственные выводы!

Приходите ещё — буду рад. Комментируйте, Лайкайте, Подписывайтесь!

Навигация по каналу -
https://dzen.ru/chitaem_istorii