Найти тему

"Жизнь не удовольствие, не развлечение, а крест"

Иногда очень хочется написать о настоящих мужчинах, которые и сегодня есть, только мы не видим их, потому как они просто делают своё дело. Не для показухи или похвалы.

Иногда очень хочется романтизма и наивности...

Удивительно, но эти два мои желания сегодня совпали...

Олег Константинович Романов.
Олег Константинович Романов.

"Жизнь не удовольствие, не развлечение, а крест" - эти страшные по сути своей слова сказал совсем молодой человек.

Великий князь Олег Константинович Романов был единственным представителем императорской фамилии, чья жизнь оборвалась на фронте Первой мировой. Он совсем немного не дожил до 22 лет… Удивительный мальчик. Романтичный, верящий в правду, в справедливость, в долг и во всякие такие вещи. Сейчас бы его назвали наивным...

Князь императорской крови Олег родился 15 ноября 1892 года в Санкт-Петербурге в семье Великого князя Константина Константиновича (известного поэта "К.Р") и Великой княгини Елизаветы Маврикиевны.

Семья вел Князя Константина Константиновича Романова. Кн Олег на полу у стенки.
Семья вел Князя Константина Константиновича Романова. Кн Олег на полу у стенки.

Олег был пятым из девяти детей великого князя Константина Константиновича. Старший, Иоанн, родился в 1886 году, младшая, Вера, - в 1906-м. Отец воспитывал детей в любви к Богу и Отечеству, и Константиновичи были искренне верующими людьми, прекрасно образованными, любящими родную культуру.

Олег с детства был включен в сферу русской истории, воспринимал ее как нечто близкое, родное. Няня мальчика годы спустя вспоминала: «Резко выступала его любознательность, его все интересовало, все оставляло в нем след». Учить его начали в шесть лет. В доме К.Р. для старших детей устраивались «четверги» — еженедельные литературные вечера. На них звучали произведения Тургенева, Аксакова, Пушкина, Гоголя, Чехова, Короленко и других русских писателей. Олег тоже был допущен и внимательно, не дыша слушал.
Яркое впечатление оставило у Олега лето 1901 года, которое семья провела неподалеку от Оптиной пустыни... Жизнь в деревне была непривычной: маленькие князья ходили в ситцевых рубашках, босиком, бегали в поле с крестьянскими детьми, загорели.
О.С. Трофимова . Одна юбилейная дата: памяти князя Олега Константиновича Романова - Олега Брянского храм, усыпальница князя императорской крови Олега Константиновича

Получив первоначальное домашнее образование, князь Олег в 1903 году выдержал вступительный экзамен в Полоцкий кадетский корпус и был зачислен в списки его кадетов.

Интересная фотография. Не правда ли? Меня-то греет надпись про историю...
Интересная фотография. Не правда ли? Меня-то греет надпись про историю...

Продолжить свое образование юный князь, имевший склонность к гуманитарным наукам, решил в Александровском лицее.

"Отношения его с отцом с ранних лет были теплыми и доверительными, – говорит Сергей Некрасов. – Когда Олег выбрал обучение в лицее, многие близкие не одобрили этот выбор. Но отец не стал возражать".

Ещё ни один князь из дома Романовых не получал гражданского образования, хотя Лицей создавался, чтобы в нем учились дети императора Павла Первого. В стремлении поступить в Лицей Олега поддерживали отец и воспитатель, считавший, что князю полезно стать более самостоятельным, узнать повседневную жизнь; кроме того, способный юноша должен получить хорошее образование. Олег ожидал высочайшего дозволения. Государь разрешил, и в мае 1910 года, по выходе из кадетского корпуса, юноша стал лицеистом.

Как и его отец, Олег занимался литературным творчеством, писал стихи и прозу, увлекался музыкой и живописью и, несмотря на свои молодые годы, зарекомендовал себя как талантливый исследователь-пушкинист.

Князь закончил лицей в 1913 году с серебряной медалью. И так получилось, что из-за начавшейся болезни, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна отправила его в Бари, туда, где строилось подворье ИППО. А по возвращении была поездка в ставшее любимым Осташёво.

Так уж вышло, но, чтобы доехать до своей подмосковной усадьбы Осташёво, отец - Великий князь Константин Константинович всегда выбирал не самый короткий путь. Если уж ехали по Волоколамской дороге, то заезжали ко всем своим знакомым и родственникам обязательно. К кому? Ну, думаю, не удивитесь: заезжали в Братцево - к князю Щербатову. Это было обязательно, поскольку обязательными были разговоры об Историческом музее и новых его экспонатах... Отсюда достаточно близко до Архангельского Юсуповых, где после полуденного чая снова собирались в путь - в Ильинско-Усово, к Великому князю Сергею Александровичу. Там, проведя пару-тройку дней вместе с его приёмными детьми, неторопливо ехали дальше. Можно было и к Тучковым заехать, и к Шаховским - это уж как Бог даст. А там и Осташёво, на высоком берегу Рузы...

Например, после одного из посещений усадьбы Братцево Великий князь Олег Константинович телеграфировал из Гатчины Щербатовым: "Я все время живу воспоминаниями тех часов, которые провел у Вас на той неделе и которых не забуду. Ваш всей душой Олег" .

В другом письме из Осташёва он писал: "Я очень завидую моему брату Георгию: он мне рассказывал, как ел у Вас в 12 часов ночи раков! Мы все Вас ждем и не дождемся в Осташёво. Так бы мне хотелось видеть Вас тут! <…> Отец мне отдает с будущей весны в аренду один старый хутор; я заведу там с Божьей помощью маленькое, но образцовое хозяйство и построю дом a la Братцево" (25.07. 1912)

Не случилось... Как это писали? Ушёл не дожив...

Вел князь Олег с братьями. 1914 г
Вел князь Олег с братьями. 1914 г

Первую мировую войну 21-летний Олег Константинович встретил корнетом лейб-гвардии Гусарского полка. "Как и вся молодежь, - писал генерал А.И.Спиридович, - Князь горел желанием схватиться с врагом, отличиться".

В составе своего полка князь принимал участие в боевых действиях с самого начала Первой Мировой войны. Несмотря на предложение перевестись ординарцем в Главную квартиру, князь Олег Константинович добился разрешения остаться среди своих полковых товарищей и продолжить войну на передовой.

"Мы все пять братьев идем на войну со своими полками,- писал он в своём дневнике. - Мне это страшно нравится, так как это показывает, что в трудную минуту Царская Семья держит себя на высоте положения. Пишу и подчеркиваю это, вовсе не желая хвастаться. Мне приятно, мне радостно, что мы, Константиновичи, все впятером на войне."

27 сентября 1914 года Великий князь, командовавший взводом, погнался за немецкими разведчиками. Дело было недалеко от деревни Пильвишки (Литва). Враг был разбит, некоторых взяли в плен. Но один раненый немец совершил свой последний выстрел и ранил князя. Лёгкая на первый взгляд рана оказалась смертельной.

Обо всём тут же доложили и государю, и Великому князю Константину Константиновичу. В тот же день князь Олег Константинович Высочайшим приказом был награждён орденом святого Георгия IV степени "за мужество и храбрость, проявленные при атаке и уничтожении германских разведчиков, причем Его Высочество первым доскакал до неприятеля". Когда брат князя Игорь Константинович зачитал полученную телеграмму о награждении, раненый герой, по словам генерала А.И.Спиридовича, сиял. "Я так счастлив, - сказал он, - так счастлив. Это нужно было. Это поднимет дух. В войсках произведет хорошее впечатление, когда узнают, что пролита кровь Царского Дома".

Ему стало хуже в ту же ночь. Родители приехали в госпиталь к сыну, когда его состояние резко ухудшилось. С утра 29-го сентября князь стал впадать в забытьё. Вечером 29-го в Вильно приехал отец князя - Великий князь Константин Константинович, который привёз ему заслуженную награду. Крест прикололи к рубашке.

О последних минутах жизни князя героя русский офицер, генерал и воспитатель великого князя Николай Николаевич Ермолинский рассказывает так:

"Приехали родители. На минуту он узнал их. Великий князь привез умирающему сыну Георгиевский крест его деда.- Крестик!...- прошептал князь Олег. Он потянулся и поцеловал белую эмаль. Крест прикололи к его рубашке. Вскоре больной стал задыхаться... Началось страшное ожидание смерти: шепот священника, последние резкие вздохи... Великий князь, стоя на коленях у изголовья, закрывал сыну глаза; Великая княгиня грела холодевшие руки. Мы с князем Игорем Константиновичем стояли на коленях в ногах. В 8 часов 20 минут окончилась молодая жизнь... Светлое, детски чистое лицо князя было отлично освещено верхней лампой. Он лежал спокойный, ясный, просветлённый, будто спал. Белая эмаль, к которой он прикоснулся холодеющими губами, ярко выделялась на его груди..."

Газеты помещали некрологи об умершем. Но разве могла выражаемая чужими людьми любовь к их сыну заменить его самого родителям?

Пресса всех направлений воздавала должное памяти героя. Видный монархический деятель С.А.Володимеров писал в эти дни:

"Пал от германской пули увенчанный славой и победой царственный юноша-герой. На веки смежил свои орлиные очи вылетевший на простор войны для ратного подвига Орленок из орлиного гнезда Романовых. Он пролил свою царственную кровь и отдал свою прекрасную юную жизнь за честь и целость России, во славу своего Царя."

Отпевал князя Олега находившийся в Вильне будущий патриарх Тихон, отпевал в соборе только что построенном в честь 300-летия династии.

По воле князя его похоронили в родовом имении Осташёво, что недалеко от Волоколамска 3 октября 1914 года… Из 34 Романовых, ушедших на фронт, только Олег не вернулся домой…

На вокзале в Волоколамске гроб встречал почетный караул. Собралось множество людей. Среди родных была и великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Как сообщали "Искры", помимо Августейших родственников за печальной процессией с оркестром, игравшим траурный марш, шли войска: батальон пехоты, дивизион жандармов в конном строю и батарея артиллерии.

"По дороге гроб почившего князя сопровождала масса крестьян. Из каждой деревни присоединялись новые и новые толпы. Многие плакали. Процессия растянулась на громаднейшее расстояние. Перед вечером процессия прибыла в имение Великого Князя Константина Константиновича, Осташёво. Здесь тело Князя Олега Константиновича было предано земле".
Храм в честь Олега Брянского. Осташово. Фото из открытых источников интернет
Храм в честь Олега Брянского. Осташово. Фото из открытых источников интернет

Над могилой князя в 1916 году был построен храм-усыпальница, сооруженный по образцу древних псковско-новгородских церквей в честь св. Олега Брянского.

-8

В память о сыне, мать Олега Константиновича пожертвовала Александровскому лицею тысячу рублей, с тем, чтобы доход с этого капитала ежегодно шёл на изготовление серебряной медали имени князя Олега Константиновича, которой награждался бы лицеист за лучшее сочинение по отечественной словесности. На медали был начертан лицейский девиз: "Для общей пользы" и слова Олега Константиновича, написанные им незадолго до гибели: "Жизнь не удовольствие, не развлечение, а крест".

После смерти любимого сына Великий князь Константин Константинович как-то очень быстро сдал. Он умер в следующем - 1915 году.

***

Прошло едва ли чуть больше пяти лет, и в революционном угаре обезумевшая толпа разгромила усадьбу Осташёво.

Как сообщает биограф князя В.Бондаренко, могила Олега Константиновича подверглась осквернению:

"Мародеры украли из гроба шашку, сняли с груди покойного орден Св.Георгия, срезали пуговицы с кителя… А тело было просто выброшено на дорогу... После этого надругательства местные жители сами решили перезахоронить останки Олега Константиновича на местном сельском кладбище. Гроб на руках перенесли на другой берег реки Рузы и предали земле возле храма Св.Александра Невского. В 1939-м храм был взорван, кладбище снесено, а на его месте начали строиться частные дома. Через два года сильно пострадала от немецко-фашистских оккупантов сама усадьба Осташёво... А не отмеченная никаким знаком могила Олега находится, по утверждениям местных старожилов, под двумя яблонями, подойти к которым нет возможности – растут они на частном садовом участке…"

Когда-то один из первых биографов Олега Константиновича М.П.Лось, писал в 1917 году:

"Пройдёт некоторое время… И вспоминая героев кровавой борьбы, русский народ отведёт одно из первых мест Князю Олегу… Из уст в уста, от поколения к поколению будет передаваться рассказ о жизни царственного юноши и его мученической кончине. Народная любовь к народному герою, Светлому Князю Олегу, будет лучшим венком на его славной могиле".

Прошло почти сто лет и в 2015 году, к годовщине гибели князя, в Царском селе был поставлен памятник герою Первой Мировой войны Великому князю Олегу Константиновичу Романову.

-9

Он был изготовлен по модели, созданной в 1915 году русским скульптором Лишевым.

Копию памятника поместили и в Музей семьи Великого князя Константина Константиновича Романова в селе Осташёво, который открылся совсем недавно.

-10

Здесь же в музее проходят теперь Романовские чтения, где звучат стихи и слова из дневниковых записей Олега Константиновича.

***

Я снова и снова задаю себе вопрос: почему войны забирают самых молодых и талантливых? И вопрос этот совершенно не праздный. Я сегодня узнала о гибели совсем не знакомого мне мальчика, который был рядом с моим сыном всего лишь неделю с небольшим... Был бы известен Олег Константинович в литературных кругах так же как и его отец? Или он весь свой пыл отдал бы изучению истории? Кто знает...

Но почему-то образ этого светлого князя не отпускает меня вот уже больше года...

.

Использованы материалы статьи Андрея Иванова, доктора исторических наук

Подробнее:
https://ruskline.ru/history/2014/10/10/zhizn_ne_udovolstvie_ne_razvlechenie_a_krest/

Лайки помогают развитию канала!