Нина Чавчавадзе была одной из трёх дочерей генерал-лейтенанта императорской армии Александра Чавчавадзе. С ней Александр Грибоедов познакомился в 1822 году после перевода из Персии в Тифлис. Некоторое время он давал девятилетней Нине уроки музыки, затем уехал в Москву.
В 1828 году Грибоедов повлиял на переговоры по окончанию Русско-персидской войны. Во время них был заключён выгодный для России мирный трактат. За это 33-летнего дипломата назначили послом в Персии. По дороге туда он остановился в Тифлисе и вновь встретился со своей ученицей – уже выросшей и похорошевшей 15-летней княжной. Неожиданно для всех эта встреча закончилась свадьбой. Однако счастье молодожёнов было недолгим: через несколько месяцев случилась трагедия и Нина Грибоедова стала вдовой.
Грибоедов был не единственным безумно влюблённым поклонником юной княжны. Подобные чувства испытывали к ней и двоюродный брат генерала Ермолова Сергей, и немолодой генерал-лейтенант Василий Иловайский. Последний даже осмелился сделать предложение девушке, но получил отказ. По словам сослуживца писателя Карла Аделунга, Нина Чавчавадзе была «очень любезна, очень красива и прекрасно образована». Офицер Николай Сенявин в письмах своему товарищу, называл её Ангелом. Он сгорал от горя и страсти, признаваясь, что готов всем пожертвовать ради «Н», но «эта прелесть привыкла видеть подле себя страдающих» и его записала в их число. Безответно влюблённый, он так описывал объект своих чувств:
«Нет, в мире не может существовать такого совершенства! Красота, сердце, чувства, неизъяснимая доброта, как умна-то! Божусь, никто с ней не сравнится!»
Остановившись в июле 1828 года в Тифлисе у своей приятельницы Ахвердовой, Грибоедов оказался за одним столом с бывшей ученицей. Девушку посадили напротив него, и он «всё глядел на неё», чувствуя, как от странного беспокойства бьётся его сердце. Выходя из-за стола, автор «Горя от ума» решительно взял девушку за руку и сказал её на французском: «Идёмте со мной, мне нужно кое-что вам сказать». Нина последовала за другом семьи, вероятно, думая, что он собирается учить её игре на фортепиано. Дальнейшие события Грибоедов так описал в письме:
«Вышло не то, дом её матери возле, мы туда уклонились, взошли в комнату, щёки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал её, потом к матушке её, к бабушке, к её второй матери Прасковье Николаевне Ахвердовой, нас благословили, я повис у неё на губах во всю ночь и весь день, отправил курьера к её отцу в Эривань с письмами от нас обоих и от родных».
Так, влюбившись с первого взгляда, посол Российской империи и стал женихом в один вечер. Получив благословение от отца Нины, молодые обвенчались в тифлисском соборе Сиони. Перед свадьбой Грибоедов тяжело заболел, и Нина не отходила от его постели. Существует легенда, что из-за лихорадки во время обряда Грибоедов уронил кольцо. А это, как известно, дурная примета, которая обещает брачующимся горе. После свадьбы супруги в сентябре отправились в Персию, где российскому послу необходимо было добиться освобождения пленных и выплаты контрибуции. Грибоедов в письмах знакомым с гордостью рассказывал о жене и той поездке:
«Женат, путешествую с огромным караваном, 110 лошадей и мулов, ночуем под шатрами на высотах гор, где холод зимний, Нинуша моя не жалуется, всем довольна, игрива, весела; для перемены бывают нам блестящие встречи, конница во весь опор несётся, пылит, спешивается и поздравляет нас с счастливым прибытием туда, где бы вовсе быть не хотелось».
В дороге выяснилось, что Нина в положении, её здоровье сильно подкосилось. Поэтому супруги решили, что она останется в посольстве в Тавризе, а Грибоедов продолжит путь до Тегерана. По пути он писал молодой жене, что тоскует по ней всё сильнее и сильнее и что прежде с ним ничего подобного не случалось. Он молился, чтобы вновь встретиться с ней и после этого «никогда более не разлучаться». Мечтая о воссоединении, он с нежностью вспоминал тот день, когда влюбился в Нину и стал её женихом:
«Помнишь, друг мой неоценённый, как я за тебя сватался, без посредников, тут не было третьего. Помнишь, как я тебя в первый раз поцеловал, скоро и искренно мы с тобою сошлись, и навеки. Помнишь первый вечер, как маменька твоя и бабушка и Прасковья Николаевна сидели на крыльце, а мы с тобою в глубине окошка, как я тебя прижимал, а ты, душка, раскраснелась, я учил тебя, как надобно целоваться крепче и крепче. А как я потом воротился из лагеря, заболел, и ты у меня бывала. Душка!»
Увы, мечтам Грибоедова не было суждено сбыться. 29 января (10 февраля по новому стилю) Александр Сергеевич, видя настроения в народе, отправил шаху ноту, прося российское правительство отозвать миссию. Однако покинуть страну он не успел, на следующий день разъярённые фанатики ворвались в посольство и устроили массовую резню. Спастись удалось только секретарю Ивану Мальцову, который успел спрятаться. Тело Грибоедова, который оборонялся вместе с казаками, изуродовали настолько, что узнать его смогли только по мундиру и ранению, полученному ещё во время юношеской дуэли. Чтобы уладить конфликт, шах отправил в российскую столицу своего внука и роскошные дары. Извинения были приняты Николаем I.
Нине Грибоедовой две недели боялись сообщать о смерти мужа. Когда она всё же узнала правду, у неё начались преждевременные роды. Младенец прожил всего несколько часов. По распоряжению вдовы Александра Сергеевича похоронили в Тифлисе у церкви Святого Давида. На его надгробии она оставила такую эпитафию: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?». Повторно замуж Нина так и не вышла, она отвергала все предложения и носила траур по мужу до конца своей жизни. За это её прозвали Чёрной розой Тифлиса. В 44 года она заболела и умерла от холеры. Последние её слова были обращены к мужу:
«Что только не перенесла твоя бедная Нина с той поры, как ты ушёл. Мы скоро свидимся, свидимся... и я расскажу тебе обо всём. И мы уже навеки будем вместе, вместе...»
Похоронили Нину Грибоедову рядом с любимым супругом. Могилы их находятся в Тбилиси в пантеоне Мтацминда.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!