В силу врожденной любозна любопытства я читаю длинный список сообществ, посвященных катаклизмам и просто интересностям Планеты. И, открывая комментарии, удивляюсь: явлениям, в целом будничным и с уже известным механизмом, приписываются фатальные свойства.
Взять хотя бы трещины в земле, которые намедни пошли по Лос-Анджелесу и Мексике. «Разваливаются, Сан-Андреас, дождались, вздрогнем!».
Эти "разломы" уже давно обследованы и объяснены.
Грунт в Калифорнии проседает и ползет. Из-за дождей и опустошения подземных резервуаров с грунтовыми водами.
В Мексике – после очередной порции штормов, прилетевших с Мексиканского залива, вода пробивает под землей тоннель, который благополучно обрушается после ухода воды и просыхания.
Если вы хотите увидеть, как на самом деле выглядит место стыка двух активно разъезжающихся тектонических плит, то надевайте панамку. Мы отправимся к самому яркому представителю процесса и по совместительству самому жаркому месту на Земле – в Восточно-Африканскую рифтовую долину.
Часть Африки уезжает в Индийский океан
Африканский континент – не неподвижный монолит. Его восточная часть миллионы лет назад решила стать самостоятельной и стала отъезжать на восток. И по сию минуту успешно продолжает движение со скоростью 6 мм/год.
Тектонические плиты, которые активно движутся, – создания неуживчивые. Они могут скрести друг друга, когда прижимаются и следуют разных направлениях (разлом Сан-Андреас) – "сдвиг". Могут подминать "слабую" под себя (Камчатка) – "субдукция".
В Восточной Африке же происходит отдаление плит друг от друга. Это явление называется "рифтингом". Если бы то же самое происходило в океане, то называлось бы "спредингом", т. к. есть нюансы.
Там, где еще недавно была земная твердь, из недр земли поднимается магма и истончается кора. Со временем магма поднимается к поверхности земли так близко, что начинает выходить на поверхность ("излияние базальта"), поэтому вулканы тут – не редкость. Пусть и не необходимость.
Между разломами остается "бесхозный" кусок. Он постепенно опускается вниз и порождает рифтовую долину. Это низменность-канавка с четко обозначенными стенками. Она вытянулась параллельно восточному побережью Африки на 4 830 км, раскрыв планы Сомалийской плиты.
Миллионы лет упорной работы привели к нужному результату: ширина Восточно-Африканской рифтовой долины составляет уже 30-100 км, а глубина - до километра.
Для наглядности на фото выше взят узкий участок: здесь четко понятно, где проходит разлом.
Попав в местечко, где стенки разошлись уже на десятки километров, вы даже не сможете заподозрить неладное. Низина как низина. Разве что вулкан где-то на горизонте маячит! Подумаешь.
Но есть кое-что еще и посерьезнее.
Зачем Земля так делает? Главный замысел Восточно-Африканской рифтовой долины – превратить Сомалийскую плиту в остров. А значит, нужно сделать пролив между ней и континентом.
Перед глазами маячит и вдохновляет положительный пример – Красное море, с которым планета уже провернула эту штуку 25 млн лет назад. Тогда северная часть Восточно-Африканской рифтовой долины заполнилась водой.
Есть все основания полагать, что и с южной частью случится то же самое.
И в одном местечке – во впадине Афар, которая находится пока еще в Африке, но совсем скоро станет морским дном – уже на поверхности формируется океаническая по своей сущности кора.
Да, прям можно подойти и потрогать!
Тут у кого-то возникнет вопрос: а с чего бы эту "красоту" считать океанической? Придется пояснить.
Континентальная кора толще, чем океаническая. И они имеют разное строение. Если представить их в виде слоеного салата, то:
- У континентальной коры есть гранитное основание, под которое положен базальт – вулканический продукт, а сверху – осадочный слой – зацементировавшиеся во времени минеральные и органические частицы.
- У океанической нет гранитного основания. На базальтовый слой сразу наложены осадки.
Помните то самый "бесхозный" участок, образующий дно рифтовой долины?
Когда он опускается вниз, то его основание постепенно погружается в мантию вместе с гранитным слоем. Там оно расплавится, превратится во что-то другое и окажется навсегда утеряно для человечества. Наверху же – за счет вулканической деятельности – формируется новый базальтовый слой. Которому станет суждено стать морским дном, когда сюда хлынет вода.
Следующий вопрос – а как сюда хлынет вода?
В северной части впадины Афар уже сделаны все приготовления. Суша местами находится здесь на -116 и -157 м от уровня моря. В одной из таких впадин расплескалось соленое озеро Ассаль.
Кстати, про прогуляться здесь – погорячилась. Афар - одно из самых жарких мест на планете, где не бывает холоднее 25 °С. А еще здесь есть вулкан, выпускающий клубы сернистого пара и создающий кислотные озерца.
А уж видок у них... еще тот. Вулкан Даллол – на 130 м ниже уровня моря, естественно:
Сюда при всем уважении можно смело вешать табличку "Непригодно для жизни".
Как видите, у впадины Афар здорово получается. Если все будет и дальше идти так, как сейчас, то она окажется наполнена соленой, но уже морской водой, первой. И станет первым заделом на образование нового пролива.
Причем тут Донецк?
Но иногда не все идет так, как прежде.
Бывает, что магма, миллионы лет трудившаяся над выходом на поверхность в рифтовой долине, вдруг теряет интерес к этому месту по только ей известным причинам. Успокоившийся разлом начинает называться авлакогеном (видом прогиба).
Дурные рассказы начинаются с фразы: "Немногие знают, что...".
Но на самом деле немногие знают, что когда-то на месте современного Донецкого каменноугольного бассейна была настоящая, активная и глубокая, рифтовая долина. Она появилась 407-387 млн лет назад. Расхождения полновесных тектонических плит тут не было, но был стык их маленьких структурных образований – Воронежского кристаллического массива и щита "страны на букву У".
И она, как копилка, стала наполняться самыми разными осадочными породами.
Почему мы и имеем на выходе очень толстый слой осадков – около 18 км, в том числе и полезностей в виде угля и полостей с нефтью. Ведь донышко копилки тут находится намного ниже, чем посредине какой-нибудь ровной плиты.
Не вижу никакого смысла преувеличивать значение рядовых событий. В Калифорнии из-за трещин сползут несколько домов, как происходит тут уже лет 70 как минимум.
То, что на самом значимо и масштабно для нашей планеты – под носом и не нуждается в домыслах. Оно просто есть, как впадина Афар с океанической корой на суше.