Возможно, время научной фантастики прошло. Но время умной фантастики не должно пройти никогда.
В детстве я обожала фантастику. И очень много ее читала. Тогда мне казалось, что фантастики вообще много не бывает. (Сейчас я так не думаю. Сейчас я думаю совсем наоборот – фантастики публикуют слишком много, книжные магазины тонут в ней… А читать нечего. Вот такой парадокс!)
В СССР издательства крайне придирчиво формировали редакторские портфели, выбор жанров и авторов был не особенно, но если уж что-то издавали, то это были лучшие образцы научной фантастики (и миллионные тиражи; хотя книг все равно не хватало на всех). Научную фантастику изредка разбавляли фантастикой социальной. Что такое фэнтези, альтернативная история и даже космоопера - все это довелось узнать гораздо позднее, в 90-е. И почти ничего из этих новых открытий не впечатлило.
Сейчас мне кажется, что время научной фантастики прошло. Осталось в 19-20 веках. Научный прогресс идет сам по себе где-то там, читатели узнают о его достижениях и прорывах, когда покупают новую модель телефона или телевизора, а в остальном им просто не интересно заморачиваться подробностями. Читатели предпочитают грезить о магии, драконах и попаданстве. Ну, может, еще о битвах звездных империй. Если не брать в расчет классику фантастики, то по большей части все это изобилие – литература довольно однотипная, публикуется целыми сериями, по некоторым коммерческим направлениям сформированы даже отдельные жанры и поджанры («попаданство» - как бы жанр).
Все это, безусловно, имеет право на жизнь. Но как же приятно обнаружить в общей массе нечто не серийное, а штучное, оригинальное.
Хорошенько порывшись в новинках этого года, нашла три книги, которые, возможно удовлетворят вкус даже тех, чей вкус безнадежно испорчен классикой. Делюсь своими находками.
Павел Матушек «Оникромос»
832 страницы
В польской литературе, благодаря Станиславу Лему, установившему самый высокий уровень своим творческим наследием, существует богатая традиция сложной философской социальной фантастики. В стране учреждены несколько литературных премий для фантастов, выпускаются специальные жанровые журналы. Поэтому нет ничего удивительного, что именно в польской фантастике то и дело появляются новые интересные авторы и произведения мирового уровня.
Павел Матушек – журналист и редактор; имеет философское и кинообразование; много лет работал в изданиях, посвященных фантастике, был главным редактором фантастических журналов. Свой первый фантастический роман опубликовал в 2011 году. «Оникромос» - второе его произведение. Роман вышел в 2016 году и тогда же был номинирован на польскую Книгу года и премию имени Ежи Жулавского.
На русском языке книга вышла впервые в этом году.
Она произвела неоднозначное впечатление на читателей и критиков, но все признают, что легким чтением ее не назовешь. Это чтение для искушенных читателей.
Самое сложное в романе – структура; сложная композиция, собственно, и создает главную загадку, или, вернее, целый лабиринт загадок. При этом сам сюжет истории можно назвать простым: после гибели брата человек отправляется в путешествие, где переживает массу приключений. Сложности – в деталях и в том, что история складывается из целой мозаики других микроисторий.
Итак, человек по имени Друсс живет на планете Усима в городе Линвеногре, основными обитателями которого являются две расы, обе совершенно не похожие на людей. Брат Друсса погиб и всем оставшимся в городе, а возможно, и всей планете так же грозит гибель. Чтобы предотвратить катастрофу, Друсс отправляется на поиски артефакта Крек’х-Па. Путешествие его проходит по различным и странным мирам, которые сменяются как эпизоды бесконечного сна. Чем-то это напоминает путешествие Алисы в Стране Чудес, но в книге Кэролла Алиса превращалась по своей воле, а здесь изменения миров и персонажей зависят от субъективного восприятия героев. Четные главы романа связаны с линией путешествия Друсса, нечетные - содержат дополнительные сюжеты о людях, обитающих на Земле в разных странах и в разные времена, сталкивающихся с мистическими артефактами, которые меняют мир вокруг. Сюжетные линии всех историй сплетаются в клубок загадок и тайн, и за всеми нитями этого клубка нужно следить внимательно, чтобы не просмотреть разгадку.
В романе присутствует целый букет жанров: научная, социальная, философская фантастика – и все это интригующе оттеняется мистикой. Читать очень интересно, а что останется в голове и сердце после прочтения, зависит от самого читателя.
О том, что чтение не будет простым, автор предупреждает сразу, предваряя роман следующими эпиграфами:
«Возможно, жизнь требует расшифровки, как крипто-грамма». Андре Бретон
«Все слова священны, все пророки истинны, только учти, что они мало разумеют; реши первую половину уравнения, вторую оставь нетронутой. Ты видишь всё в ярком свете, а иные, хоть и не все, — во мраке». Алистер Кроули
«Существование имеет свой собственный порядок, и его не способен постичь ни один человеческий разум, ибо сам разум — лишь одно из множества обстоятельств». Кормак Маккарти
Яцек Дукай «Старость аксолотля»
18+
672 страницы
Яцек Дукай на два года моложе Павла Матушека, но как автор, намного опытнее. Он дебютировал в 16 лет рассказом, который вскоре вошел в большинство польских антологий фантастики, и к настоящему времени собрал уже все самые почетные литературные польские премии для фантастов, шесть раз становился лауреатом премии Януша Зайделя; отмечен и международными литературными наградами.
На русском языке выходили его романы «Иные песни», «Идеальное несовершенство», «Лёд». Данная книга – уже четвертая, изданная в нашей стране. Она представляет собой сборник, в который вошли роман «Старость аксолотля», две повести: «Агерре в рассвете» и «Глаз чудовища», и два рассказа: «Школа» и «Сердце мрака».
Яцек Дукай - философ по образованию; в литературе его интересуют сложные нравственные дилеммы, последствия технологических прорывов, футуристические прогнозы для социума. В числе излюбленных сюжетов — нанотехнологии, сингулярность, виртуальная реальность, судьба религий и возможность столкновения с инопланетным разумом. Дукай - сторонник синтеза жанров, он любит сочетать научную фантастику с мистикой и фэнтези.
В романе «Старость аксолотля» повествуется о гибели человеческой цивилизации под влиянием нейтронной волны, пришедшей из глубокого космоса. Поток нейтронов, хотя и не разрушил ничего на планете, выжег на ее поверхности все живое. Остались лишь оцифрованные разумы некоторых людей – они продолжают жить своей призрачной виртуальной жизнью внутри соцсетей, в механических телах роботов, бытовых, промышленных механизмов, внутри военных комплексов. И они пытаются создать новую цивилизацию.
Несмотря на сложность поднятых тем, написана книга очень просто и читается легко.
Кавамура Гэнки «Если все кошки в мире исчезнут»
12+
224 страницы
Гэнки Кавамура 45 лет, в литературу он пришел из кино. Любителям японского анимэ он может быть известен как продюсер полнометражных рисованных лент «Твое имя», «Дитя погоды», «Судзумэ, закрывающая двери», «Ученик чудовища» и др. Кроме того, Кавамура – автор нескольких сценариев и режиссер популярных молодежных мелодрам. Роман «Если все кошки в мире исчезнут» - его литературный дебют, состоявшийся в 2012 году. С тех пор книга завоевала международное признание, будучи переведенной на десяток языков мира и была экранизирована по сценарию самого автора.
Жанр романа нельзя четко отнести ни к научной фантастике, ни к мистике; все фантастическое и выдуманное в нем – скорее, условность, зацепка для развития сюжета. Кавамура – мастер драмы; его основная задача – тронуть зачерствевшие сердца современников.
Повествование романа ведется от первого лица: молодой человек – одинокий тридцатилетний почтальон, живущий в небольшой квартире со своим котом по имени Капуста. Однажды он узнает о смертельном диагнозе, однозначно приговорившем его: шесть месяцев жизни – все, что ему осталось. Молодой человек потрясен и напуган, и в этот момент к нему является Дьявол с интересным предложением: он обещает продлевать парню жизнь, но за каждый добавленный день в мире будет исчезать – навсегда и бесследно – какая-то одна вещь.
Казалось бы, в обмен на жизнь не жалко никакой вещи – любая выглядит пустяком! Но когда условие Дьявола начинает работать и исполняться, взгляды молодого человека на данную сделку тоже меняются. Теперь он иначе оценивает и прожитую жизнь, и свои привязанности, и все вообще. Читатели считают книгу глубоко эмоциональной и очень трогательной.
В 2022 году у Кавамуры вышел второй роман – «Сотня цветов», он также экранизирован и снят самим Кавамурой. На русском он вышел в прошлом году.