Ой, что делается! Я встала на скользкий путь. Я пересматриваю легендарную "Санта-Барбару", сериал моего детства. Да, планирую осилить все две с чем-то тысячи серий. Конечно, обзорно, на скорости 2Х, пропуская длинноты и ведущие в никуда диалоги. Не знаю, осилю ли я эту глыбу, или надоест, но пока довольно увлекательно, местами смеюсь в голос.
Этот сериал на год старше меня. В 1984-ом году вышел первый эпизод, который для русского телезрителя не показали. Транслировать "Барбару" начали с 200-й серии, так что, все события первых 199 серий русскому зрителю пришлось восстанавливать в меру своей фантазии. Несмотря на это, успех сериала в России был феноменальным.
Вот казалось бы: что общего между нашим человеком и членами богатых и влиятельных семей Калифорнии и простым русским человеком? Почему нам за ними было так интересно наблюдать? А ведь по поводу "Санта-Барбары" в Москве даже митинги проходили. Когда канал РТР отказался закупать финальные эпизоды мыльной оперы, поклонники саги вышли на улицы и чуть не взяли штурмом "Останкино".
Развязку сериала российским зрителям пришлось узнавать из пресс-релиза, который предложил канал РТР вместо полноценного показа финальных серий. У РТР банально закончились деньги на покупку продолжения "Санта-Барбары". Честно говоря, не думаю, что зрители много потеряли, сериал откровенно скатился и начал пережевывать по третьему-четвертому разу одни и те же сюжетные повороты.
Тем не менее, герои "Санта-Барбары" стали для нашего зрителя как родные. Возможно, сериал был так популярен потому, что его у нас показывали в момент зарождения капитализма в стране (1992-й год). В то же время, это очень бедный и голодный период в нашей современной истории, поэтому русскому человеку хотелось посмотреть на великолепие богатой жизни, которое демонстрировал сериал.
Честно скажу, меня потрясала уже заставка. Особенно мужик, который скачет на лошади весь в белом, держа в руке зачем-то швабру. Кто бы мне, семилетней девочке, тогда объяснил, что это игрок в поло :) А красивые виды с пальмами! А особняки с белыми крышами! А солнце, садящееся в море!
Начинается сериал с места в карьер: на третьей минуте хронометража убивают Ченнинга Кэпвелла. И, как говорится, пошло-поехало. В мире сериал был гораздо популярнее, чем у себя на родине, в США. Зрители любили героев "С-Б" как членов своей семьи. В России, к примеру, бурю эмоций вызвала смена актера, исполнявшего роль Мэйсона. Красавца-мужчину Лейна Дэвиса заменили на бесцветного Терри Лестера. Ну куда это годится?
Для меня стало открытием, что роль Си Си исполняли аж шесть актеров, самая последняя замена (и самая удачная) - седовласый харизматичный Джед Аллан. Исполнительницу роли младшей дочери Си Си, Келли, тоже постоянно меняли. Больше всего в душу зрителям запала Робин Райт, которая теперь открещивается от "Санта-Барбары" как от чего-то постыдного. Робин, одной из немногих исполнителей этого сериала, удалось сделать карьеру в большом кино. Кроме нее, пожалуй, такой шанс выдался только Леонардо Ди Каприо. Да, он играл в сериале Мэйсона в детстве.
Исполнители некоторых ролей - это просто преступление против персонажей. Иногда, после замены очередного актера, казалось, что в команду "Санта-Барбары" проник незрячий кастинг-диркетор. К примеру, четвертая актриса, сыгравшая Келли Кэпвелл, - это просто феерический провал. Я имею в виду и внешний типаж, и актерские способности. Два Мейсона из трех - также крайне неудачные. Вторая (и последняя) Сантана - за гранью добра и зла.
Санта-Барбара - проклятое место: аномалии любимого сериала
За что я люблю этот сериал - так это за нелепые сюжетные ходы и невообразимые ситуации, которые шаблонно повторяются в жизни разных персонажей. Кстати, за это же сериал обычно критикуют. Но, мне кажется, в этом основа его обаяния. Начнем с того, что у героев "Санта-Барбары" постоянные проблемы со здоровьем, причем весьма специфические. Они слепнут, а потом прозревают, у них отказывают ноги (затем они, конечно, снова учатся ходить). Эпидемия амнезии в Санта-Барбаре - это вообще анекдот. Город как будто заколдован. Кто-то постоянно теряет память, затем снова ее обретает. Кома тоже распространяется в городе эпидемиологически. Одни за другим персонажи сваливаются в кому, чтобы потом выйти из нее как ни в чем не бывало.
Безопасность в больницах города поставлена из рук вон плохо. Кто-нибудь так и норовит прокрасться в палату интенсивной терапии и отключить от аппарата жизнеобеспечения одного из центральных героев. Из родильного отделения выкрадывают младенцев, а талантливый молодой гинеколог изнасиловал половину города. Да и профпригодность медицинского персонала вызывает сомнения. К примеру, слепой Джине удается дурачить врача-окулиста. То есть, имитировать слепоту так, чтобы окулист в это поверил!
Пока длился сериал несколько его героев пережили раздвоение личности. Причем, в некоторых вселялись личности их погибших родственников (не буду спойлерить). Ну а то, что герои по очереди лежали в психбольнице - это вообще мелочи! Это, можно сказать обыденное событие в городке Санта-Барбара.
Зловещий близнец
Но вот что меня совершенно завораживает, так это сюжетный ход со зловещим близнецом одного из центральных персонажей. По сюжету бывшего ухажера Иден, Роберта Барра, похищают и подменяют идентичным братом-близнецом, о существовании которого он даже не подозревал. Злой близнец Куинн решает заполучить не только богатство Роберта, но и любовь всей его жизни - Келли Кэпвелл.
Куинн так искусно имитирует повадки Роберта, его голос и даже стиль в постели (только не смейтесь, решению этой проблемы посвящено несколько серий). Так сюжетные ходы дублируются: сначала Иден мечется между двумя мужчинами - Крузом и Робертом, потом то же самое происходит с ее сестрой. Только Келли придется выбирать между Робертом и его близнецом Куинном. Можно ли такое представить в реальной жизни? Конечно, это неправдоподобно!
Секрет успеха "Санта-Барбары"
Сериал довольно долго держался на плаву благодаря нескольким составляющим успеха, Во-первых, сценаристы обеспечивали динамичный сюжет, полный неожиданных поворотов. Несмотря на то, что один диалог иногда мог растягиваться на несколько серий, "Барбару" было увлекательно смотреть. Во-вторых, главных персонажей исполняют довольно приличные телевизионные актеры. Некоторые настолько вжились в свои роли, что загубили этим свою карьеру.
В-третьих, как это не парадоксально, сериал пропагандировал семейные ценности. Несмотря на то, что Кэпвеллы по сто раз перессорились между собой, проблемы всегда объединяли их. В-четвертых, деление персонажей на отрицательных и положительных было весьма условным, так что, в этом плане, сериал отражал жизнь - тут нет абсолютно хороших и абсолютно плохих. Один из сложных условно отрицательных персонажей - злодейка Джина, женщина непростой судьбы, которая, с одной стороны, фанатично любит приемного сына, а с другой - хронически кому-нибудь гадит.
Сценаристы "С-Б" включили в сериал и потусторонние мотивы. Герои переживают околосмертный опыт, оказываются на небесах и беседуют с умершими и даже могут попасть в прошлое, чтобы изменить в нем некоторые события. Огромное значение для сюжета имеют сны, фантазии, болезненный бред. У всех без исключения персонажей прекрасно развита интуиция. Да что там! В одном из эпизодов появляется настоящий Санта-Клаус. Повторяю, настоящий!
Почему "Санта-Барбара" провалилась
И всё-таки, накал страстей в сериале постепенно сошел на нет. Началом конца стал момент, когда Марси Уокер (а вместе с ней и ее персонаж) покинула сериал. Продюсеры здраво рассудили, что заменять актрису, исполняющую роль Иден, бессмысленно. Слишком сильно зрители привязались к Марси. Поэтому Иден сначала сошла с ума, затем стала серийной грабительницей, а затем и вовсе убила собственную мать. Ну как убила... Конечно, София выжила, полежала в коме, затем пришла в себя и стала дальше жить без последствий для здоровья. Короче говоря, Иден была вынуждена покинуть город и своих родных, чтобы не доводить их до греха очередными выходками.
К финалу сериал начал повторяться и стал предсказуемым. Или, как говорят на фанатских форумах, у сценаристов закончилось то, что они курили (осуждаю!). Зрители уже знали, что если герой в коме, то он обязательно из нее выйдет. Если кому-то надо срочно лететь в другой город, то он будет лететь туда на протяжении серий двадцати. Сначала попадет в тюрьму, придется из нее бежать, потом у самолета отвалится оба двигателя в полете, потом персонажу придется ползком излазить горы и леса в надежде на спасение после авиакатастрофы, и, наконец, дикие собаки динго организованно вынесут героя туда, куда он стремился попасть.
Метание персонажа между двумя возлюбленными в сериале повторили бесчисленное количество раз. Некоторые герои прям-таки ходили по рукам, что не красило ни их, ни сценаристов. Суперпары сериала (Иден и Круз, Си Си и София, Мейсон и Джулия) сходились и расходились по несколько раз. Так что очередной разрыв не вызывал у зрителя трепета и удивления: всё равно ведь сойдутся!
Но всякий сериал рано или поздно изживает себя, произошло это и с "Сантой-Барбарой". А вы ее смотрели? Каких персонажей помните?