Найти тему
SoulFuel

«Рыжий»: Поэзия и эпоха в новом фильме Семёна Серзина



12 сентября на российские экраны выйдет долгожданный фильм Семёна Серзина «Рыжий», посвящённый Борису Рыжему — поэту, творившему в turbulent 90-е годы. Однако важно подчеркнуть, что это не обычный байопик, рассказывающий о жизни автора от и до. Скорее, это — кинолента, пронизанная духом времени, в которой на первый план выходят не биографические факты, а сила стихотворного слова и атмосфера эпохи.

«Как хорошо мы плохо жили». Эта строчка из стихотворения «В те баснословные года» не только служит заголовком уличного спектакля Серзина, посвящённого Рыжему, но и могла бы стать эпиграфом к фильму. Молодой поэт из Екатеринбурга, переживающий непростые времена, работает в институте, но едва сводит концы с концами. Борис часто встречается с друзьями, увлекается выпивкой, а порой оказывается в конфликтных ситуациях — но основной его жизненной целью остаётся творчество.

С первых минут картины зрители впечатляют: Рыжий, пытаясь вернуть долг за друга, читает свои стихи вместо денег бандитам. Эта сцена акцентирует, что поэзия может оказаться мощнее любой материальной ценности, даже в жестоком мире 1990-х, когда творческие личности часто были вынуждены делать компромиссы с совестью. Часто герои картины выбирают между светлой стороной — искусством, и тёмной стороной — криминалом и коммерцией. Через образы своих друзей, которых играет талантливый актёр Евгений Ткачук и другие, режиссёр показывает различные жизненные пути, по которым они идут в поисках счастья и самореализации.

Серзин достигает невероятного контраста: поэт, который отвергает предложения стать поп-певцом не по причине гордости, а по внутреннему стремлению сохранить свою идентичность. Здесь, в ироничном замысле, скрыто большее: многие зрители, особенно молодёжь, впервые знакомятся с произведениями Рыжего через музыкальные интерпретации, такие как песня «Судно», исполненная группой «Молчат дома».

Сложность восприятия героя усиливается и выбором главного актёра. Евгений Алёхин, известный по фильмам «Черная вода» и «Поедем с тобой в Макао», не совсем соответствует образу молодого поэта, умершего до 30 лет, но его исполнение постепенно раскрывает внутреннюю глубину персонажа. Рыжий становится не только страдающим гением, но и злым гением своего времени, представляя многослойность ощущений, которые сняты на фоне серой реальности.

Однако, основная ценность картины заключается в том, что она не только рассказывает о жизни поэта, но и передаёт состояние общества, в котором он жил и творил. Каждое стихотворение, которое звучит за кадром, лаконично отражает внутренний мир героя и окружающую его действительность. Более того, лента муниципализует такие ключевые моменты, как первая публикация или вручение премии «Антибукер», одновременно ставя акцент на будничной сутолоке, окружении и внутреннем мире главного героя.

В финале «Рыжий» заставляет зрителя задуматься: в мире, где поэт, стремящийся к красоте, часто оказывается одиноким и непонятым, его слова и художественное выражение становятся единственным способом коммуникации с окружающим миром.

Фильм Семёна Серзина не просто обрисовывает эпоху 90-х через призму жизни Бориса Рыжего, но и напоминает о мощи поэзии, которая по-прежнему может звучать в сердце каждого — лёгкая, но полная глубины. Приходите в кино, чтобы стать свидетелем этой многофактурной истории.

-2