Найти тему
https://oberegslavs.ru

Рубаха - защита рода

Оглавление
В древности вышивка была не украшением, а оберегом, защитой дома, чад и домочадцев от напастей.

В основном русская рубаха была белой. Рубаха — суть наидревнейшая славянская одежда, и в русском народном костюме — наипервейшая его часть, основа; все остальные детали лишь дополняют образ. Рубаха сопровождает человека на протяжении всей его жизни — от младенчества до глубокой старости, согревает, украшает, оберегает. В чистой белой рубахе, уходит человек по Калиновому Мосту в мир иной. Бывают рубахи будничные и праздничные, ворожбенные, покосные, свадебные и похоронные. Оттого и шьются они по-разному, разные обереги несут, из разного материала делаются. Так же различают рубахи: исподки — нательные (холщовые) и красные — верхние нарядные (отсюда красно платье). Древним названием одежды вообще было у славян слово “портище” — отрез (кусок ткани); отсюда и слово “портной” — человек, шьющий одежду. Название это продержалось на Руси до пятнадцатого века, а в олонецких говорах еще в девятнадцатом веке одежду называли “порт”. Наиболее архаичной формой одежды у славян являлся, конечно же, руб. Это был простой шмат (отрезок) ткани (льняной, конопляной), который перегибался пополам, а на сгибе делалось отверстие для головы. Руб мог быть сшивной — сшитый по бокам или не сшивной, но обязательно перехваченный поясом. Девичья запона, дошедшая до наших дней, и есть такой несшивной руб. Делалась запона из льняного крашенного толста, подпоясывалась, и была обыкновенно несколько короче рубахи, на которую одевалась. Образец кроя рубахи есть здесь. Каждый способен изготовить себе национальную одежду по этим образцам. Материалом для рубахи издревле служила домоткань: холст, серьмяга, льняное полотно, шерсть домашней выделки. Вот древние славянские названия тканей: частина, узина, толстина, вретище, шерстян-волосень. Так по названию материала часто и рубаху называли: пестрядевая рубаха — из пестряди, пеньковой и льняной грубой ткани в пеструю полоску; “замашная рубаха” — рубаха из замашки (дергунца), бесплодной конопли (мужское растение); “веретище” — очень грубая рубаха из веретья, ткани из оческов льна и конопли. Кроме самых простых и грубых тканей, было много тканей тонкой выработки, как местных, так и привозных. С двенадцатого века, в народе получили широкое распространение кумча, бязь, миткаль (привозные). Гладко окрашенные ткани назывались крашениною, узорчатые — набойкой. Любили в старину красить ткани в красный, зеленый, желтый и черный цвета. Соковыми красками красили — из растений. Зеленую краску делали из травы пырея, желтую и коричневую — из луковой шелухи, оранжевую — из коры яблоневых побегов, красную — из ягод…

Мужские и женские рубахи

Мужские и женские рубахи украшали тесьмой, полосками ткани, вязаным кружевом и вышивкой. Характерный колор: красный цвет рисунка на белом полотне.

-2

Рубаха мужская Курской губернии. Информация из открытых источников интернет.

Ею украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности — охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины.

Наши предки жили в ладу с природой. Частый сюжет вышивки ромбы, ломаные и прямые линии, точки, кресты. Помимо этих абстрактных изображений, часто ассоциируемых с солнцем, землей, водой и зерном, в мотивах вышивок присутствуют и схематические изображения цветов, деревьев, птиц, коней, собак. В русском искусстве и легендах также часто изображались в вышивке алконосты — райские птицы с головой и руками девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин.

-3

Женская рубаха Олонецкой губернии. Информация из открытых источников интернет.

Наиболее архаичным кроем рубахи можно назвать туникообразный. При таком крое мужская рубаха отличается от женской только меньшей длинной и наличием подоплеки. Подоплека — холщевая или из серпянки (грубой льняной или пеньковой ткани) подкладка на грудь и спину мужской рубахи. Подоплека служит для прочности: от тяжелой работы ткань на плечах истлевает от пота. “Рубаха — трут: трутом на плечах перегорела”, — в шутку говорил народ. Сказать надобно, что рубахи никогда не шились в обтяжку; крой всегда был свободным, и рубаха всегда подпоясывалась. Рукава делались довольно длинными (до первой фаланги большого пальца — на мужских рубахах) и узкими. Для того, чтобы рукава могли двигаться свободно, в подмышку вшивали ластовицу (ласток, ласточенок) — кусок прямоугольной ткани, как правило красного или синего цвета. Рукава женской рубахи могли достигать удивительной длины. Такие рукава собирали красивыми складками по руке, и схватывались у запястья узорчатыми рукавьями.

Защита рода

В работе «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы» Ф.С. Капица указывает, что на первые пеленки новорожденного шла тщательно выстиранная, но непременно поношенная отцовская рубаха. Это делалось для того, чтобы дитя охранялось от всех зол отцовской силой и любовью. Многие из нас любят в тишине домашнего уюта облачиться в старый свитер или рубашку близкого человека!

На Руси младенца-мальчика крестили в венчальной отцовской рубашке, а девочку – в материнской.

Так принимали потомка в семью, передавали родительскую энергетику и защиту Рода. Только к трехлетнему возрасту малыша переодевали в детские рубашечки, сшитые из новой ткани, чтобы он мог найти собственное единство с окружающим миром.

Специальные рубахи

Считалось дурной приметой лишиться венчальной рубахи, ее нежелательно было продавать, с ней проводили народные магические ритуалы. В ней же часто человека и хоронили. Однако существовали и специальные «смертные» рубашки без застежек, на тесемках – их шили без узелков швом «вперед иголку», а вышивали иногда не просто ниткой, а человеческим волосом. Такую вещь начинали шить еще до смерти человека, зная, что она уже близка, а завершали непосредственно перед похоронами.

Еще больше информации о древнерусской одежде, вышивке, ее узорах, предметах вышивки можно ознакомиться на сайте