Карло Кривелли неразгаданная тайна живописи XV века
Имя Карло Кривелли, рожденного в XV веке и забытого после смерти на целых четыре столетия, вновь звучит в устах искусствоведов, начиная с XIX века. Тогда два исследователя из Италии аббат Ланци и Амико Риччи вновь открыли его творчество для всего мира.
Снятие с креста (фрагмент)
Светлые, нестандартные и во многом загадочные произведения Карло Кривелли заставляют подолгу всматриваться в лица его персонажей, такие невероятно красивые, фарфоровые и таинственные.
Мария Маддалена, еще раз Мария Маддалена, Апостол Петр
Малоизвестная биография
О картинах итальянского художника Карло Кривелли, жившего в эпоху раннего Возрождения XV века, известно намного больше, чем о нем самом. Родился он, предположительно, в Венеции. По крайней мере, он подписывал свои картины как «Карло Кривелли, венецианец».
Год его рождения исследователи называют в пределах 1430-1435 годов. Ориентиром для таких дат является два факта. В документах найдено сообщение о его младшем брате Витторио Кривелли, рожденном в 1444 году.
Снятие с креста (фрагмент)
Также из хроникальных документов известно, что Карло Кривелли достиг своего совершеннолетия до 1457 года. В этом году он был оштрафован и на 6 месяцев заключен в тюрьму за акт прелюбодеяния, жертвой которого стала замужняя женщина, жена одного из местных моряков.
Святой Андрей
Карло Кривелли был рожден в семье художника Якопо Кривелли, о картинах которого сейчас ничего неизвестно. Карло и его брат пошли по стопам отца, также занявшись живописью.
Святой Иероним, Святая Катерина Александрийская, Иоанн Креститель, Карло Кривелли
Известно, что вскоре после выхода из тюрьмы Карло во избежание дальнейших скандалов перебрался из Венеции в Далмацию, ранее бывшей территорией Италии, с 1991 года – Хорватии.
Детали
Через 10 лет, ориентировочно в 1468 году, Кривелли все-таки вернулся в Италию, поселившись в небольшом городке Асколи в регионе Марке. С этого времени начался творческий подъем в жизни художника: он пишет много и объемные работы. В 1468 году им написан красочный полиптих для церкви Сан Сильвестро в местечке Масса Фермана в провинции Марке. Это самая ранняя из документально зафиксированных работ художника.
Святой Петр мученик, Архангел Михаил, Святая Люсия
Вместе с Карло нередко работал и его брат Витторе. Сохранилась одна из их общих работ – полиптих для церкви г. Монте Сан Мартино в провинции Мачерата.
Карло и Витторио Кривелли , Богоматерь
Умер Карло Кривелли приблизительно в 1495 году. Имена обоих братьев, как художников, были забыты после их смерти. О Карло искусствоведы вспомнили в 50-х годах XIX века. А интерес к работам его брата Витторе возник только в XXI веке: в маленьком провинциальном городке Сарнано энтузиасты в 2011 году организовали выставку работ памяти Витторе.
Витторио и Карло Кривелли (слева) Святая Катерина , Карло Кривелли (справа)
Школа письма
Нет достоверных данных, где Карло обучался художественному мастерству. Исследователи, изучившие манеру его письма, пришли к выводу, что, вероятно его первоначальное обучение живописи состоялось в итальянских мастерских Виварини и Якопо Беллини.
Мадонна Белле Пассионе
Ощущается и влияние падуанской школы, в учителя Кривелли приписывают и таких известных мастеров как Франческо Скварчоне, Антонио и Бартоломео Виварини, Джованни д' Алеманьа.
Святой Емидий
Хотя творения Кривелли настолько оригинальны и обладают своеобразной манерой письма, что не укладываются в рамки конкретной художественной школы Италии XV века.
Святой Андрей и Святой Франциск
Его технику живописи сравнивают с японским рисунком. Прослеживаются та же удивительная тонкость художественного письма и строгость линий, тщательность выписанных деталей, золото и металлический блеск лакированных японских изделий, фарфоровые лица.
Иоанн Евангелист
Секретная символика
Карло Кривелли писал исключительно религиозные сюжеты в позднеготическом стиле феодально-рыцарской культуры. Картин в светском жанре в его творчестве не было.
Карло написаны монументальные полиптихи для церквей региона Марке. Эти работы сегодня в большинстве своем разрозненны или сохранились частично. Алтарные работы отличаются некоторой чопорностью, богатым декором, удивительно изящными на японский манер мадоннами и принаряженными святыми на золотом фоне.
Пьета
Странная деталь наблюдается практически во всех его картинах. Все персонажи, независимо от принадлежности к мужскому или женскому полу, имеют носатые лица. Даже женские фигуры обладают, пусть и утонченным, но удлиненным носом.
Мадонна с младенцем и яблоком
Главной загадкой произведений Карло Кривелли является сложная символика его картин. Изобилие овощей и фруктов, среди которых живописец отдает явное предпочтение яблокам, огурцам и грушам, уже более века служит темой для разгадывания содержащегося в них символизма.
Было высказано немало суждений о том, что, например, яблоки и муха служат символами греха и зла, а огурец и птица щегол символизируют искупление. Однако это было бы самым простым толкованием.
Знаменитая муха Карло Кривелли на картине "мадонна с младенцем"
Ведь на картине «Мадонна с младенцем» 1480 года муха ощущается прямо-таки на границе реального мира и картины: то ли она изображена на ограждении рядом с героиней картины, то ли на самом деле сидит на холсте и вот-вот сейчас улетит.
Карло Кривелли «Мадонна с младенцем» 1480
В ней даже видится знак нашего тленного мира, такого различного от изображенной на картине вечности. Но эти загадки еще предстоит разгадывать искусствоведам.
Обманка фруктов в «Видении блаженного Габриэля» демонстрирует игривое иллюзионистское мастерство Кривелли.
У него есть иллюзорные мотивы фруктов, орехов, овощей и насекомых; намеренно своенравное использование нидерландского натурализма; и религиозный символизм.
Кривелли (около 1430-95) принадлежит времени Леонардо да Винчи и Джованни Беллини, но он всегда шел против мейнстрима. Родившийся в Венеции, он был осужден в 1457 г. за прелюбодеяние (с женой моряка). После шести месяцев в тюрьме он уехал из Венеции в Падую, где прошел традиционное обучение и проникся большим восхищением к Мантенье, затем переехал в Зару в Далмации и, в конце концов, поселился в центральном итальянском регионе Марке.
Карло Кривелли. Алтарь семьи Одони
Карло Кривелли. Алтарь семьи Одони.Алтарь из Сан Франческо деи Дзокколанти, Мателика (Мадонна с ласточкой).Лондонская национальная галерея.
"Невозможно составить себе полное представление об итальянской живописи XV века без такого живописца, как Кривелли. Он принадлежит к числу самых гениальных художников всех времён и народов и не надоедает, даже когда «великие мастера» становятся скучными."
Бернард Беренсон. «История венецианской живописи».
Творчество Кривелли не вмещается в рамки какой-либо определенной художественной школы Италии XV в. Подписывавший свои картины "Карло Кривелли, венецианец", он лишь в молодости был связан с венецианской школой, испытав влияние А. Виварини и отчасти Я. Беллини.
Сочетал в своём творчестве основные черты поздней готики и достижения ренессансной живописи. Мастерски владел перспективой. Обладал неисчерпаемой фантазией. Был замечательным колористом — яркие цвета его картин гармонично уравновешены и не производят впечатление пестроты. Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.
Традиции Виварини во многом определили характер многочисленных алтарных полиптихов Кривелли, его любовь к сиянию золота, великолепию парчовых тканей, обилию декоративных деталей; венецианскую основу имеет и колорит Кривелли, изысканная красота сочетания розово-красных, белых, темно-синих красок, объединенных патиной золотистого тона.
Алтарь Одони был написан для семейной капеллы состоятельной семьи Одони, чей герб мы можем увидеть на ступеньках трона Богородицы. Работа ранее находилась во францисканской церкви в Мателике, небольшом городке в итальянских Марках.
Алтарь, включал предел и оригинальную раму, был вывезен из вышеупомянутой церкви в 1862 году и продан.В центральной части подписано CAROLVS CRIVELLVS VENETVS MILES PINXIT .
В центре на высоком мраморном престоле Мария держит на коленях своего сына, который касается большого яблока, намек на первородный грех , и посылает жест благословения святому Иерониму, расположенному слева, который держит макет церкви. Кроме того, у ног святого - маленький лев - его типичный атрибут вместе с одеждой кардинала.
С другой стороны изображён Себастьян. Он одет как молодой воин. Его традиционно изображали обнажённым , привязанным к колонне и несущим стрелу, орудие его мученичества. Себастьян стоит на мраморном постаменте у ног Марии.
Пьедестал украшен декоративными элементами гирляндами фруктов и парчой, которая спадает сзади, образуя фон для святых и Девы Марии. Вверху, на мраморных зеркалах, изображены вазы с цветами, фруктами, две ветки с большим яблоком и тыквой, а также ласточка, которая дает альтернативное название картине. Это элементы с символическим значением Страстей Иисуса и чистоты Марии. Мотив парапета и ваз имеет тосканские корни.
Примечательно исследование света и тени с эффектами иллюзионистской виртуозности: обратите внимание, например, на тень, которую хвост ласточкин проецирует на лепку коронации трона, как бы удостоверяя, что ее истинное присутствие только что прекратилось полетом.
Запрестольный образ снабжён пределом.
Святая Екатерина Александрийская
Святой Иероним в покаянии
Рождество
Мученичество святого Себастьяна
Святой Георгий и дракон
Расположение сильно повлияло на дизайн алтаря. Часовня Одони была высокой и нуждалась в высоком алтаре: включая раму и предел (нижний ярус), высота картины составляет примерно 2,5 метра.
На задней стене часовни было большое окно, что было необычно, поэтому алтарь и запрестольный образ должны были быть на боковых стенах. Эта картина была на левой стене; свет в нем исходит из верхнего правого угла, имитируя реальный свет в часовне.
его картина тянет на роскошное пиршество для глаз. Рассматривать ее можно бесконечно, считывая и вычитывая разнообразнейшие сюжеты, сюжетики, аллюзии, загадки и подсказки, населяющие большой алтарный образ из церкви Сантиссима-Аннунциата в маленьком и очень провинциальном городке Асколи-Пичено в области Марке. Венецианец по рождению и выходец из падуанской художественной традиции, Карло Кривелли оказался в Асколи случайно: связался с замужней женщиной, был осужден, посидел в тюрьме и вынужден был покинуть Венецию, именем которой, впрочем, будет подписывать свои работы всю оставшуюся жизнь.
Ни в Далмации, где он прожил 11 лет, ни в Марке, в которой осел, ему не придется больше увидеть ничего подобного тому, что он покинул в расцветших уже пышным ренессансным цветом Падуе и Венеции. Ни тебе Донателло, ни Джотто, ни Симоне Мартини, ни Джованни Беллини, воспитавших его.
В какой-то мере он оказался для Асколи посланцем иной культуры, не столько навязавшим ее своим новым соотечественникам, сколько сумевшим примирить в себе новое из своего прошлого со старым в своем настоящем.
Несмотря на то что собственно о Карло Кривелли известно совсем немного (родился в Венеции между 1430 и 1435 годами, умер в Асколи где-то к 1495-му), про историю его «Благовещения» как раз все более или менее понятно. В 1482 году Асколи после десяти лет жесткого правления Франческо Сфорцы вернулся под власть Рима. Папа Сикст IV прислал в город буллу, даровавшую ему некоторые права самоуправления и привилегии.
Послание понтифика — Libertas ecclesiastica — прибыло в Асколи 25 марта, выпавшее в тот год на праздник Благовещения.
Работа Кривелли обо всем об этом. Собственно сцена принятия Марией благой вести (луч, голубь, архангел Гавриил, покои Марии), городской праздник (святой Эмидий, покровитель города, с моделью Асколи-Пичено в руках, почтовые голуби как вестники папского указа, булла в руках у горожанина в центральной части композиции) и, конечно, сам город — утопический и умозрительный.
А еще это картина о живописи как таковой: об античных образцах, на которых учился в Падуе Кривелли, о законах перспективы, которые тут переданы с большим шиком, о иллюзорности границы изображения, в котором на край кладется извечный в композициях Кривелли огурец, дабы нарушить конвенции в пространстве изображения и пространстве зрителя.
И конечно, о важнейшем в жизни Кривелли монологе, направленном в сторону Андреа Мантеньи — гениального сотоварища Кривелли по учебе в Падуе, композиции которого цитировались асколийским изгнанником в бесконечных вариациях.
десь нет соперничества, но есть традиция, которая и оказалась для первого ренессансного живописца провинции Марке путеводной нитью. Кривелли, «странный, чопорный живописец», по определению Александра Бенуа, не создал школы, не вписан в генеральную линию, стоит в сторонке и числится обычно художником важным, но странным. И только когда смотришь на его «Благовещение», понимаешь, о чем писал на ветер слов не бросавший Бернард Беренсон: «Кривелли стоит в одном ряду с лучшими художниками всех времен и народов и не надоедает даже тогда, когда великие мастера становятся скучными».
Подобно Бартоломео Виварини, но еще более охотно, Кривелли изливает свою, парализованную требованиями церковного стиля, любовь к природе в изображении «мертвой натуры» — фруктов, овощей.
Встречаются у Кривелли и пейзажи в настоящем смысле, но это только в виде исключения. Довольно приветлив мотив, изображенный слева на не вполне достоверной «Мадонне» Веронской галереи: дерево с густой макушкой, зеленый луг, река, горы. Но тут же рядом, справа, мы видим знакомую «скварчионскую» растительность — оголенные деревья, простирающие свои ветви к небу. В картине Страсбурского музея «Рождество» Кривелли неожиданно уделяет пейзажу много места, но снова выдает и свою зависимость от падуйско-феррарских формул. Не будь некоторых деталей, легко было бы принять эту жесткую, точно вычеканенную из металла картину за произведение Дзоппо или Парентино.
Лишь в одной из дошедших до нас картин Кривелли удалось создать нечто равноценное, в смысле общего построения, в смысле роскоши «постановки», фрескам капеллы Эремитани Мантеньи или дрезденскому «Благовещению» Коссы.
Это в позднем лондонском «Благовещении» 1492 года.
Самая тема по традиции требовала сложной декорации. Даже византийцы изображали в данном случае нечто вроде дворца или павильона. Мария, девушка царского рода, будущая Царица Небесная, представлялась художникам не иначе, как богатой патрицианкой, живущей в роскошном или, по крайней мере, изящном, просторном дворце.
Но Кривелли довел эту традиционную формулу до предельного великолепия.
Справа, в открытой стене» палаццо, между двух богато орнаментированных пилястр, мы видим тесную, но богатую комнату Марии. Расшитый золотом полог отдернут и за ним стоит тщательно прибранная кровать с тремя большими подушками. Странным контрастом этому изящному богатству является полка над кроватью с ее простым шандалом, с банками, склянками и коробками; но, вероятно, нечто подобное можно было встретить тогда в самых аристократических домах, не знавших еще выдержанности позднейших обстановок.
ад дверью в комнату Марии тянется пышный античный фриз, над фризом открывается прелестная, выложенная мрамором лоджиетта, на парапете которой стоят цветы, лежит персидский ковер и чванливится своим сверкающим хвостом павлин.
Слева в глубине картины, в довольно правильной, но чересчур подчеркнутой перспективе, уходит улица. Среди нее, как бы не решаясь войти в дом Царевны-Марии, стоит на коленях архангел и рядом юноша-епископ, патрон города, модель которого он держит в руках.
Через арку в фоне виден род площадки, замковая стена с окном посреди и, наконец, торчащие из-за нее макушки деревьев.
Карло Кривелли (1430/35-1495 гг.) — крупнейший представитель муранской школы. В живописи его увлекала ювелирная лепка предметов. В его творчестве сочетаются черты поздней готики и куртуазно-рыцарская утонченность. В орнаментальности, обилии цветов, фруктов, гирлянд ощущается влияние феррарской школы. Но при всей декоративности, работы Кривелли отличает страстная экзальтация. В деталях мастер передает массу достоверного, но в целом его композиции носят неправдоподобный характер. Кривелли упоминается в документах Венеции в 1457 г. Видимо, он был учеником муранской школы, затем попал под влияние падуанского мастера Франческо Скварчоне.
Сюжеты его произведений исключительно религиозные. Творческая манера мастера складывается к 1440-м гг.
Творчество Кривелли не вмещается в рамки какой-либо определенной художественной школы Италии XV в. Подписывавший свои картины «Карло Кривелли, венецианец», он лишь в молодости был связан с венецианской школой, испытав влияние А. Виварини и отчасти Я. Беллини.
Традиции Виварини во многом определили характер многочисленных алтарных полиптихов Кривелли , его любовь к сиянию золота, великолепию парчовых тканей, обилию декоративных деталей; венецианскую основу имеет и колорит Кривелли, изысканная красота сочетания розово-красных, белых, темно-синих красок, объединенных патиной золотистого тона.
Не менее значительным для творческого формирования Кривелли было знакомство с ранними работами Мантеньи, у которого он воспринял ряд декоративных мотивов (тяжелые фруктовые гирлянды, антикизированный орнамент), жесткость моделировки форм, как бы изваянных из какого-то прочного материала, преувеличенную резкость ракурсов, мимики, жеста.
Но основой творческой манеры Кривелли , ставящей его на особое место среди художников его поколения, является сознательная, несколько стилизованная архаизация, позволяющая ему соединять в единое целое драгоценную отделанность форм, нарядность и мягкость красок, несколько манерную прелесть и хрупкость персонажей, их изысканный аристократизм с преувеличенной патетикой драматических сцен, застывшими в гримасе лицами мучеников, резкой утрированностью жестов, угловатостью линий.
Писал только темперой, хотя масло становилось всё популярнее, и лишь на дереве, хотя позднее и перенесли некоторые работы на холст.
Среди отличительных признаков работ творца — синтез черт поздней готики и раннего Ренессанса, «постановочное» видение сюжетов, внимание к деталям, роскошный декор, и… любовь не только к фруктам, но и овощам. Как вам его огурцы?!
К слову, Кривелли писал религиозные сюжеты, оформлял алтари, однако его, скажем так, «нестандартный» подход выделяет мастера из ряда живописцев того времени.
Даже суровых святых Кривелли помещал на яркий «золотой» фон, а пьедесталы — еще одна отличительная черта работ художника.
Декоративность, золото — консервативный стиль, возможно, навязанный патронами.
Было много эпигонов — «кривеллески». Crivelleschi. Представитель скорее интернациональной готики.
Вазари его не упоминает — стал не популярен. Кривелли был надолго забыт и открыт вновь лишь в XIX веке во многом благодаря двум итальянским исследователям.
Большая коллекция его работ находится в Национальной галерее Лондона. Стал популярен у прерафаэлитов.
Сочетал в своём творчестве основные черты поздней готики и достижения ренессансной живописи. Мастерски владел перспективой.
Обладал неисчерпаемой фантазией. Был замечательным колористом — яркие цвета его картин гармонично уравновешены и не производят впечатление пестроты.
Автор множества полиптихов для церквей Марок, в настоящее время большей частью разрозненных и сохранившихся частично.
Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.
Уфологи, например, считают картину «Благовещение со Святым Эмидием» странной.
Смотришь на картину, и кажется: истина рядом. И так уже не одно столетие. Картиной многие интересуются, ее ценят, ведь такая работа достойна внимания.
Павел Рыжков – действующий корреспондент канала НТВ – самолично заинтересовался странной картиной с НЛО Кривелли . Он присмотрелся к каждой детали на холсте и уверился в том, что все они символичны. Воображение художника было безгранично. Его произведение живописи настолько фантастично, что некие вещи не могут истолковать даже уфологи нашего времени. Кстати, пришедшее к нам из XV века, полотно «Благовещение» часто является объектом статей об инопланетных существах. По версии ученых, Кривелли вполне мог наблюдать самолично НЛО, после чего нарисовал его, предположение, что это лишь фантазия художника , очень фантастично, так как объект изображенный на картине как две капли похож современные НЛО, наблюдаемые в современном небе.
О связи с инопланетным миром на полотне указывает светящийся между облаками луч.
По мнению директора музея Эрмитаж Михаила Пиотровского, от полотна излучается «божественный свет». Пиотровский уверен, что верующие всегда знали о существовании этого света. Ведь он сиял и во время благовещения, и в день воскресения. Директор говорит, что подобный «божественный свет идет от тарелки», что на холсте облака «похожие на летающую тарелку». Он убежден, что в этом творении искусства тем для измышлений и раздумий много. И НЛО на картине не единственное, о чем можно призадуматься. Вот так заинтриговал всех представитель эпохи Возрождения Карло Кривелли , который овладел приемами Ренессанса в италийском городке Падуя.
Собственный почерк, чувство рисунка и характерность стиля Карло формировал как истинный венецианец. Здесь, в удивительной Венеции, где много театральных декораций, где люди – настоящие интриганы и весельчаки, Кривелли взрослел. Все увиденное он позже отобразил в своих изумительных картинах. Так же и в картине с НЛО «Благовещение со Святым Эмидием» он вдохнул тайну и интригу, выглядывая на нас из – за веков с ухмылкой.