Друзья, приветствую вас на канале "Фарфоровые путешествия"! Я давно ждала этого события, и оно произошло! 4 сентября 2024 года в музее-усадьбе "Кусково" открылась выставка художников-керамистов советского и постсоветского периода "Территория керамики".
Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю выставки декоративно-прикладного искусства. Также я бываю на блошиных рынках, в антикварных салонах и культурных местах Москвы. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
Государственный музей керамики в "Кусково" обладает одной из самых многочисленных коллекций керамики во всем мире. Музей располагает богатейшим собранием дореволюционного фарфора коллекционера А.В. Морозова, а также постоянно пополняется новыми экспонатами на протяжении последнего столетия. В Большой каменной оранжерее музея-усадьбы "Кусково" до недавнего времени размещалась экспозиция, посвященная 100-летнему юбилею Государственного музея керамики ( ГМК Кусково).
Друзья, ваши лайки и подписки помогают каналу развиваться. без них автор может писать статьи, но их никто не увидит, потому что без лайков Дзен "считывает" материал неинтересным для читателей и перестает его показывать. Те, кто читает и смотрит видео, но не ставит лайк, может загубить канал, как ни грустно. Так работает интернет, поэтому все блогеры просят вас поставить лайк, оставить комментарий и подписаться.
У нас появилась возможность увидеть то, что было скрыто в музейных хранилищах и проследить этапы развития керамического искусства в СССР, начиная с 1920-х годов, заканчивая работами XXI века. Всего в экспозиции представлено около 800 произведений.
Развитие керамической индустрии СССР в 1920-е годы
Выставка ведет свое повествование с 1920-х годов. Работающие в тот период Будянский завод, Песоченская и Тверская фаянсовые фабрики ( в будущем - Кировский и Конаковский заводы) выпускали посуду по старым, "кузнецовским" формам с традиционной росписью. На тот момент это уже устарело, потребовались серьезные преобразования в организации керамического производства. В 1920-х стали открываться профильные учреждения, Государственный экспериментальный институт силикатов, Высшие художественно-технические мастерские ( ВХУТЕМАС, Художественно-керамическая мастерская Музея керамики) и другие.
Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина
Значительная часть экспозиции, повествующая о 1920-30-х годах, отведена продукции Конаковского фаянсового завода. В 1920-х годах при предприятиях начали создаваться художественные лаборатории. Первую лабораторию основал скульптор И.Г. Фрих-Хар при Конаковской фаянсовой фабрике им. М.И. Калинина (1934). Под его руководством знаменитые керамисты И.С. Ефимов, В.А. Фаворский, С.Д. Лебедева, И.Л. Слоним, М.П. Холодная создали экспериментальные образцы для массового производства и представили их на выставке. Однако, вместе с тиражными предметами ими были созданы уникальные произведения, что стало основой для формирования особого направления в искусстве - "авторская керамика". Листайте галерею.
Однажды в комментариях к одной из моих статей я получила замечание, а где же мой рассказ о конаковском фаянсе? Всем почитателям творчества конаковских художников, я искренне рекомендую посетить выставку в "Кусково"! Здесь вы сможете познакомиться с керамическим творчеством Конаково разных периодов: 1920-30-х ,1940-х, 1950-60 гг., 1970-е гг. Листайте галерею.
Декоративная керамика СССР в 1940-1960 гг.
Это был период расцвета керамического искусства! Государство поддерживало процесс созданием Союза художников СССР (1957) со значительной материальной и учебной базой. Была создана сеть мастерских отделений Художественного фонда СССР по всей стране. Центрами долгие годы были керамические предприятия в Прибалтике и цех в Потылихе в Москве ( с 1965 года - Экспериментальный творческо-производственный комбинат).
Период с конца 1950-60-х годов характеризовался быстрым развитием всех видов искусства, в том числе, декоративно-прикладного. Промышленность успела восстановиться после Великой отечественной войны, был взят курс на массовое строительство жилья. Многие люди обзавелись долгожданными собственными квартирами-"хрущевками", развивалась архитектура, появились новые тенденции в оформлении жилых и общественных интерьеров, мебели; потребовались стилистические изменения в декорировании среды обитания советских людей.
Стали неактуальны громоздкие бабушкины комоды, позолоченные детали и яркая роспись. Современность потребовала простых, лаконичных и функциональных предметов быта, посуды, стекла и декора. В 1961 году состоялась выставка "Искусство в быт", где были продемонстрированы новые веяния в мире керамики.
В начале 1960-х появилась мода на "грубую керамику", появились авторские изделия из крупнозернистой каменной массы и шамота. Приметой времени стал интерес к ручному ремеслу, сохраняющему след руки человека. Этот тренд создал противостояние механистичности индустриального мира.
В послевоенные годы интерес к декоративной керамике проявился не только в СССР, но и во всем мире. С конца 1950-х годов стали проводиться Международные выставки керамики, на которых отмечались наградами советские художники. Участие в мировых выставках стимулировало развитие керамики в нашей стране.
Прибалтийская школа керамики
В 1960-70 годах стали оформляться региональные и национальные школы керамики, среди которых заметное место занимали прибалтийская, ленинградская и московская.
Развитию прибалтийской школы способствовала активная работа творческих групп художников в Доме творчества им. Залькална (Дзинтари), где ежегодно работало 60 человек, всего в них смогли поработать 1500 художников-керамистов страны. Прибалтийская школа во многом опиралась на национальное своеобразие и народный стиль. Листайте галерею.
Известная эстонская художница и арт-критик Х. Кума в 1970-е годы по основным стилистическим признакам относила керамику Прибалтики к западноевропейскому направлению в искусстве. Однако, искусство Риги, Вильнюса, Таллина развивалось благодаря серьезной финансовой поддержке со стороны нашего государства, и достигло известности только в период вхождения республик Прибалтики в состав СССР.
Увидеть примеры прибалтийской керамики с выставки "Территория керамики" можно в роликах здесь и здесь.
Ленинградская школа керамики
Для российской культуры во многом характерно соперничество московского и петербургского художественных направлений, по словам искусствоведа Крамаренко Л.Г. "первое из которых тяготеет к традициям и эмоционально-интуитивному творчеству, а второе стремится к более активному новаторству и рационально-аналитическому мышлению".
Ленинградская школа была связана с активной работой кафедры художественной керамики и стекла Ленинградского Высшего Художественно-Промышленного Училища им. В.И. Мухиной ( сейчас Академия Штиглица) и ее ведущих преподавателей: В. Васильковского, Б. Смирнова и В. Маркова. Они формировали у студентов особенное понимание декоративности. Для произведений ленинградских керамистов 1970-80-х гг. характерны оригинальность, ироничность, сложные подтексты, философские размышления.
Нашумевшим культурным событием стал отказ от утилитарности керамических сосудов, когда ленинградский художник Борис Смирнов создал композицию из чайников с запаенными носиками.
Московская школа керамики
В становлении московской школы важную роль сыграли преподаватели кафедры керамики МВХПУ (Строгановское училище), художники В.А. Ватагин, П.М. Кожин и профессор Н.С. Селезнев, воспитавшие новое поколение художников. Стиль московских керамистов тяготеет к эмоциональности, к описанию мира человеческих чувств, к темам дома и семьи, к лирическому пониманию природы и жизни.
Московская керамика имела своих лидеров, художников и идеологов-теоретиков, исследователей, энтузиастов, Среди них - выдающийся ученый А.Б. Салтыков ( возродивший подмосковную Гжель) и К.А. Макаров, с кем связаны не только исследования по керамике Врубеля, гжельского завода «Всекохудожник», но и рождение такого выставочного феномена как "Московская керамика". В 1960-80-е гг. московские выставки производили настоящий фурор и становились настоящим событием в художественной жизни страны.
Керамическое искусство Украинской ССР
В 1960-70-е годы в СССР складывается несколько региональных направлений в керамике со своими принципами и традициями. Керамика Украинской и Молдавской ССР базировались на традициях народного творчества. Посмотрите на работы художников-керамистов Будянского фаянсового завода "Серп и молот", Васильковского майоликового завода, Львовской экспериментальной мастерской. Листайте фото.
Видеоролик по украинской керамике можно посмотреть здесь.
В керамике советских художников Грузии и Армении также идентифицируются истоки национальных культур.
На выставке были также представлены работы Псковского экспериментального завода художественных изделий (ныне «Псковский гончар»), художников Гжели и Скопина.
Период 1970-80 х в керамическом искусстве связан с поиском художников своего индивидуального пути, своей личной темы в этом потоке. Такому развитию способствовала работа Союза художников. Проводились творческие симпозиумы в Вильнюсе, Дзинтари, Ташкенте, Львове. В этих мероприятиях принимали участие художники из всех советских республик, приглашались мастера из Европы и США. Обмен опытом и творческое общение единомышленников сыграли позитивную роль в развитии советского керамического искусства.
Смотрите обзорный ролик по всей выставке "Территория керамики":
В статье использованы материалы выставки и фотографии автора из музея-усадьбы "Кусково", Москва.
- Выставка "Территория керамики".
- Даты: 4.09.2024 - 7.09.2025
- Стоимость билета: 200 руб. полный
Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!
На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.
Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE
Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups
Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups
Инстаграм @porcelainandtravel