Вечером 10 июля 1991 года в дежурной части Печорского РОВД раздался тревожный звонок. Ирина Марьянова сбивчиво сообщила о пропаже своей внучки, которая вышла из дома несколько часов назад и до сих пор не вернулась.
Поначалу дежурный не стал торопиться с началом розыска, ведь в те непростые годы случаи ухода подростков из дома без предупреждения не были редкостью. Многие молодые люди искали лучшей жизни в других городах и даже странах бывшего СССР. Но встревоженная бабушка категорически отвергала версию о том, что внучка ушла сама. Ей кто-то позвонил, Ирина предупредила, что выйдет на минутку, а сама пропала.
В отделении все как могли пытались утешить плачущую старушку. Но женщина не успокаивалась. Бабушка утверждала, что внучка скромная, послушная и домашняя девушка. Все больше сидела дома с книжкой.
Слова пожилой женщины заставили милиционеров насторожиться и приступить к отработке различных версий случившегося.
Первым делом оперативники проверили, не могла ли Ирина втайне от бабушки уехать к своим родителям в Юрмалу. Известно было, что девушка жила в Латвии и лишь на лето приезжала погостить в Печоры. Не исключено, что ей вдруг приспичило вернуться домой, а о своем спонтанном решении она предпочла умолчать.
Чтобы проверить эту версию, Олегу Кухару (в 90-е один из лучших сыщиков Печорского отдела) пришлось отправиться в Прибалтику. Однако визит в дом Марьяновых показал, что в этой семье царит полный разлад, а супругам совсем не до ребенка. Родители понятия не имели, где пропадает дочь.
Вскоре у сыщиков появилась новая версия, в которую не очень хотелось верить. В 91-м СССР развалился на отдельные государства, и Печоры стали практически приграничным городом. Всего в 10 километрах была Латвия, а в 2 километрах Эстония. Через еще прозрачные границы хлынул поток контрабанды. Везли все – лес, металл, но самое жуткое везли и людей. И прежде всего – красивых девушек для работы в «весёлых домах».
Но в случае с Ириной этот вариант тоже не находил подтверждения. Проверили сутенеров, информаторов, но никто не смог пролить свет на судьбу пропавшей девушки.
Третьей версией стал добровольный уход Ирины в монастырь. Сыщики предположили, что впечатлительная и романтичная натура девушки в какой-то момент потянулась к Богу. Тем более что в Печорах имелись старинные и достаточно известные в России монастыри. Но и там следов школьницы найти не удалось. Ее не знали ни в одной обители, хотя, конечно, настоятели могли и лукавить. И все же маловероятно, что об Ирине совсем ничего бы не просочилось, реши она постричься и стать монахиней.
Ход расследования
Так в безуспешных поисках девушки прошел не один месяц. Постепенно расследование стало заходить в тупик. Опрошенные друзья и знакомые Ирины описывали ее как тихую скромную отличницу и комсомолку, у которой и врагов-то никаких не было. Зацепиться было совершенно не за что.
Но неожиданно помощь пришла с самой неожиданной стороны. Однажды в дежурную часть снова пришла бабушка Ирины. Женщина принесла тетрадь. Это оказался личный дневник пропавшей внучки, случайно обнаруженный в ее комнате под матрасом. На одном дыхании сыщики прочли записи девочки и многое для себя прояснили.
Оказывается, у Ирины была тайная и, судя по всему, безответная влюбленность в женатого мужчину. Ирина очень переживала из-за своих чувств, понимала их тщетность и греховность, но, похоже, ничего не могла с собой поделать. К тому же супруга возлюбленного ждала ребенка.
Дневник также пролил свет на окружение погибшей. Практически единственными ее подругами были сестры Стрелковы, с которыми Ирина делилась своими секретами. Именно их следователи уже опрашивали, но безрезультатно. Девушки все время ссылались на свою неосведомленность и лишь испуганно хлопали глазами. Теперь же их странное поведение обретало зловещий смысл, похоже, "подружки" что-то недоговаривали и темнили.
Но что?
На этот вопрос дневник ответа не дал. В нём были вырваны последние страницы…
Олег Кухар не находил себе места. Он пытался догадаться, что стряслось с Ириной и понимал, что разгадка тайны заключена в отсутствующих записях.
Оперативник отвез тетрадку криминалистам, а те пообещали – сделаем все возможное. Они догадались просветить дневник ультрафиолетом, и в синих лучах проступили нужные буквы. Уже через несколько дней сыщики получили заключение экспертов, которые сообщили, что на исследованных листах тетради, следующие по порядку за вырванными, были обнаружены слабые оттиски слов. Большинство восстановить не удалось. Хорошо читалось лишь одно слово — «Озеро».
Это было немного, но все же хоть что-то. Сопоставив это с обмолвками сестер Стрелковых о том, что незадолго до исчезновения Ирину приглашали "отдохнуть на природе", сыщики начали отрабатывать версию, что все ключевые события могли происходить на местном озере...
Озеро
Ранним декабрьским утром 1991 года на небольшое озеро на окраине Печор прибыла целая команда водолазов. Следователи решили обследовать дно, хотя особых надежд не питали. С момента пропажи Ирины прошло уже почти полгода.
После нескольких часов погружения водолазы отчитались, мол, дно чистое, ничего подозрительного не обнаружено. Пора сворачивать поиски.
Однако оперативников не оставляло смутное беспокойство. Скорее это была профессиональная интуиция, которая подсказывала, что в воде что-то есть. И когда водолазы спустились в лунку в крайний раз, на дне обнаружили тело. Это была Ирина Марьянова.
Весть об обнаружении пропавшей школьницы всколыхнула маленький город. Неслыханная жестокость, ведь ничего подобного в Печорах никогда еще не было.
Подозреваемый
Уже на следующий день в милиции появился свидетель. Мужчина сообщил, что он знает, кто увез девушку из дома в тот роковой день. Он видел, как Ирина садилась в приметный вишневый автомобиль ВАЗ-2105, который отъехал в сторону озера. Владельца быстро вычислили. Это был не кто иной, как Дмитрий Пучков, тот самый объект безответной любви. Это сразу сделало парня главным подозреваемым. На то было сразу несколько весомых причин:
- Пучков хорошо знал погибшую и имел возможность ее куда-то заманить.
- Являясь женатым человеком, он вполне мог избавиться от назойливой поклонницы, чтобы не портить репутацию.
- Машина Пучкова в нужный день находилась у озера, где позже нашли тело.
- Жена Пучкова как раз лежала в роддоме, то есть не могла его контролировать и обеспечивала алиби.
Было решено немедленно задержать подозреваемого. Вскоре парень уже сидел в отделении милиции и искренне недоумевал. Он не скрывал, что приметил симпатичную соседку и даже катал ее в машине, но более ничего не было. Печорские сыщики осознавали, что никаких улик против Пучкова нет.
Они уже хотели его отпустить, но тут получили срочное донесение. Внештатный агент сообщал, сразу после задержания Дмитрия из города спешно сбежал его лучший друг Виталий Сленько и скрылся в неизвестном направлении.
Это сразу натолкнуло оперативников на мысль, что дружки могли быть в сговоре и совершили преступление, а друг-беглец просто струсил и решил уйти от ответственности. Чтобы расколоть Пучкова, следователи пошли на хитрость.
Признание обвиняемых
Кухар изготовил фальшивую телетайпограмму. Там было написано, что Сленько задержан, его этапируют в Печоры, и он во всём сознался. А оперативник Евстигнеев, который вёл в тот момент допрос, намеренно вышел из кабинета, якобы его позвали к телефону, и он, по рассеянности, оставил важный документ на столе. В этот момент Пучков обратил внимание на эту телетайпограмму и её прочитал.
Хитрость сработала. Наивный подозреваемый мгновенно поверил, что милиции все известно, а значит, запираться бессмысленно. Когда Евстигнеев вернулся в кабинет, его ждал сюрприз. Задержанный заявил, он хочет во всём признаться. И уже через несколько минут парень старательно писал чистосердечное признание в преступлении интимного характера и душегубстве Ирины Марьяновой.
Школьница приехала к бабушке на летние каникулы и сразу произвела фурор. Красивая, стройная и при этом чересчур скромная.
Местные парни сразу «бросились в бой». Но девушка не обращала внимания на кавалеров. Она сразу влюбилась в соседа Дмитрия Пучкова.
Ирина молча страдала по женатому парню и доверяла свои девичьи секреты лишь дневнику и верным подружкам – сестрам Стрелковым.
Она даже не подозревала, что сестры разболтали ее тайну всем.
Когда слухи дошли до самого Пучкова, местный ловелас решил воспользоваться удачной ситуацией и пригласил школьницу отдохнуть в компании на озере. Влюбленная девочка отказать своему принцу не смогла.
Большая компания молодых людей приехала отметить день рождения. Пучков, Сленько, братья Токаревы, и сестры Стрелковы. Среди них была и Ирина. Тогда девушка не знала, что роли заранее были распределены.
Но на озере ее напоили, а потом жестоко покуражились. Все, кроме Стрелковых.
О предательстве "подружек" Ирина узнала позже. Тогда, желая призвать обидчиков к ответу, она сначала прошла медосвидетельствование, а затем поделилась с сестрами Стрелковыми планами написать заявление в милицию.
Но, как говорится, не на тех напала.
"Верные" подруги тут же донесли о грозящей опасности Пучкову и Сленько. И те быстро сориентировались. Они поняли, что если Ирина обратится в правоохранительные органы, то им светит длительный тюремный срок и позор на весь город. Слишком много народу было в курсе их "подвигов" на озере. А значит, нужно было любой ценой заставить Марьянову замолчать.
Вот тут-то в их головах и созрел план.
Сленько предложил просто устранить опасную свидетельницу. Пучков, боявшийся за свою семейную репутацию, сначала колебался, но вскоре согласился, что другого выхода нет. Оставалась лишь одна сложность. Нужно было выманить школьницу из дома.
И здесь на помощь дружкам опять пришли услужливые сестры. Ради местных парней они были готовы на все, лишь бы поднять свой авторитет в их глазах.
Они позвонили ничего не подозревающей Ирине (именно тот самый звонок, после которого девушка вышла из дома в последний раз) и назначили ей встречу. Но едва Марьянова села в машину, вишневая пятерка рванула с места к озеру. Дальнейшее было делом техники.
Вскоре был задержан и сбежавший Сленько. Поняв, что запираться бесполезно, он тоже начал сотрудничать со следствием, дав подробные показания об обстоятельствах расправы.
Суд и приговор
Судебные слушания по делу Ирины Марьяновой стали одним из самых резонансных процессов в истории Псковской области. Обвинение было предъявлено сразу нескольким фигурантам:
- — Дмитрию Пучкову и Виталию Сленько как организаторам преступления
- — Братьям Токаревым как косвенным виновникам расправы.
- — Главным свидетелям, сестрам Стрелковым, обвинения не предъявлялись, хотя их роль в случившемся была налицо.
Следствие посчитало, что доказать прямой умысел "подружек" на совершение преступления не представляется возможным, формально они ни в чем не участвовали. Моральная сторона вопроса, к сожалению, законом не регулируется.
Процесс длился несколько месяцев. Приговором суда Дмитрий Пучков и Виталий Сленько получили по 10 лет лишения свободы, братья Токаревы по 5 лет. Это был максимум, что могли дать тогда фигурантам этого дела по действовавшим законам. Можно сказать, они легко отделались, ведь на момент вынесения вердикта в России уже действовал мораторий на высшую меру.