В этот день исполняется 60 лет со дня рождения создателя группы «Гражданская оборона» Егора Летова. Простота его мелодий обманчива, а для понимания отсылок к обэриутам и футуристам, немецким экспрессионистам и концептуалистам, соц-арту и Платонову в его текстах от слушателя требуется серьезное интеллектуальное усилие. Разбираемся, что сделало его частью нашей культурной реальности последних 40 лет?
Отец Игоря Летова (именно такое имя у него было в паспорте) был военным, а мать работала врачом-невропатологом. Накануне его рождения семья переехала из Семипалатинска в Омск, где на первом этаже хрущевки он прожил почти всю жизнь и записал все свои альбомы. В 80-е Игорь вслед за старшим братом Сергеем ненадолго перебрался в Москву и, пресытившись миром столичного андеграунда, через полтора года вернулся в Омск.
Летов начал свою музыкальную карьеру в группе «Посев», которая только одним названием должна была насторожить власти. Одноименное зарубежное издательство печатало книги, за которые в СССР сажали в тюрьму. Проблемы с законом не заставили себя ждать. Омский отдел КГБ отправил начинающего артиста на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Благодаря этому опыту он стал воспринимать жизнь и творчество как войну, а себя и соратников считать солдатами.
После выписки из дурдома Летов за несколько дней в одиночку записал пять магнитоальбомов, ни одну из песен на которых он, по собственному признанию, не сочинил «из доброты». Его группу приняли в Ленинградский рок-клуб, но он так и остался стоять особняком, а после распада СССР и вовсе стал «нерукопожатным» в среде рокеров-демократов. Произошло это после того, как в конце 1993-го Летов прибыл в Москву, чтобы активно поддержать запрещенную ныне Национал-большевистскую партию Эдуарда Лимонова.
При этом сегодня произведения Летова оказались достойны фонда Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского и даже заставили кинорежиссёра Никиту Михалкова признаться: «Если бы я это услышал раньше, мне бы это очень помогло». Как и почему имя музыканта-маргинала в наши дни попало в шорт-лист названий аэропорта Омска, что можно смело назвать символом признания поэта в собственном отечестве, читайте в полной версии статьи на сайте журнала «Профиль».