Найти тему

Техники активного обучения: как вовлечь каждого ученика в образовательный процесс

Все дети очень разные по своей сути. У всех свой характер, темперамент. Некоторые более активные и громкие, а некоторые более спокойные и тихие. Какой бы разношёрстный ни был ваш класс, для всех учеников обязательно нужен индивидуальный подход. Именно перед учителем стоит задача, организовать учебный так, чтобы каждый ученик чувствовал уверенность в своих силах и интерес к новым знаниям, а без учета личных особенностей каждого ученика, подобное выстроить невозможно. На этой почве техники активного обучения становятся все более популярными.

Когда вы используете данные техники ученики вместо того, чтобы просто слушать и записывать, выступают в роли активных участников процесса.

Важно подчеркнуть, что активное обучение помогает детям всесторонне развиваться. Оно способствует увеличению мотивации и вовлеченности, развитию критического мышления и творческих навыков, а также повышают самостоятельность и ответственность.

Для того чтобы вам было легче выбрать техники активного обучения, мы, академия непрерывного образования, сделали для вас подборку, для того чтобы сделать процесс обучения ваших подопечных более познавательным и запоминающимся.

1. Групповые методы – это один из самых эффективных инструментов активного обучения. Они позволяют ученикам взаимодействовать друг с другом, делиться знаниями, мнениями, опытом и совместно решать задачи.

-2

Данный метод положительно влияет на развитие коммуникативных навыков, ведь в его основе лежат общение и умение слышать друг друга. Таким образом, дети учатся уважать чужое мнение, договариваться и приходить к общему знаменателю. Развивается и критическое мышление, ведь они анализируют информацию с большим усилием в группе, нежели в одиночку, так как от уровня их погруженности в процесс зависит результат, и, что самое важное, дети сами это осознают. Групповая работа также способствует сплочению коллектива и учит принимать ответственность за общий результат, углубляет понимание материала через совместное обсуждение.

  • Разделение на группы. Дети в группах решают задачи, проводят исследования, обсуждают темы, создают проекты.
  • Ролевые игры. Они играют разные роли и решают проблемы, применяя полученные знания на практике.
  • Дебаты. Ученики высказывают свои мнения по определенной теме, аргументируют свою позицию, учатся работать с информацией, отстаивать свою точку зрения.
  • Дискуссии. Они обсуждают вопросы и обмениваются идеями, учатся слушать друг друга и уважать разные точки зрения.
  • "Фишбоун" (рыбья кость): Дети создают диаграмму, которая помогает им анализировать причины и следствия определенного явления.

2. Практические задания - это инструмент активного обучения, который позволяет ученикам перейти от теоретических знаний к реальному применению. Они делают процесс обучения более интересным, наглядным и запоминающимся.

-3

Практическое применение помогает углубить знания, понять суть материала. Способствует развитию важнейших навыков: мышления, творчества, коммуникации. Во время практических заданий ученики могут увидеть реальные результаты своей работы и понять насколько глубоки их знания. Когда учитель проводит практические занятия хотя бы иногда, дети привыкают к пониманию того, что такое брать на себя ответственность за что-либо. Практические задания позволяют ученикам применить полученные знания к реальным ситуациям, что делает обучение более результативным.

  • Эксперименты. Ученики проводят исследования, чтобы узнать о мире больше.
  • Проекты. Дети реализуют проекты, которые помогают им применить свои знания к реальным проблемам. С помощью проектной деятельности, дети узнают много нового благодаря своему энтузиазму, вместо того чтобы читать заданный параграф в учебнике, а потом с не меньшим интересом делятся знаниями, что, в свою очередь, способствует более качественному запоминанию.
  • Творческие задания. Они выполняют творческие задания, которые помогают им проявить свою фантазию и креативность.
  • Игры. Ученики играют в обучающие игры, которые помогают им закрепить знания в игровой форме.
  • Рефлексия. Дети анализируют свои достижения и оценивают то, прошло ли время с пользой. Данную технику рекомендуется использовать на каждом уроке.

3. Использование технологий - современные технологии открывают возможности для повышения эффективности и интереса к обучению. Технологии позволяют сделать процесс обучения более динамичным и доступным для каждого ребенка, независимо от особенностей его характера или усидчивости.

-4
  • Интерактивные доски. Позволяют ученикам взаимодействовать с контентом, решать задачи и участвовать в викторинах, делают информацию более наглядной.
  • Онлайн-платформы. Позволяют учителям организовать процесс обучения более комфортно для каждого ученика даже в случае, если кто-то из класса заболел. Они помогают не только учителям, но и родителям, например, с домашними заданиями и отслеживанием прогресса детей.

Мы проанализировали различные техники активного обучения и, для начала, советуем вам выбрать одну-две техники, которые будут интересны вам и вашим подопечным. Обязательно учитывайте возраст, интересы и уровень подготовки ваших учеников. Очень важна и атмосфера в классе. Настроенные на доверие и поддержку дети будут работать усерднее, чем дети, которые боятся допускать ошибки и задавать вопросы. Обязательно хвалите детей за их труд, а также не забывайте использовать современные технологии, чтобы дети смогли как можно глубже погрузиться в материал.

Активное обучение способствует всестороннему развитию ребенка через нечто интересное и познавательное для самого ребенка. Важно помнить - какой бы хороший учебник не был, его не выучишь. Главное понимать то, что ты изучаешь, именно на это и нацелено активное обучение. Надеемся, что данная статья была для вас полезна.

А вы уже использовали техники активного обучения на своих уроках? Какие? Делитесь мнением в комментариях!

Подписывайтесь на канал, чтобы получать больше полезной информации и не пропускать интересные статьи!