Найти тему
Киберпоп ТВ

Строгий учитель

  • «Скажите, учитель должен быть строгим? Мне кажется, что должен. Но как ее, эту строгость, правильно использовать и не навредить? Может, есть какие-то книги, которые можно почитать? На каких педагогов-новаторов обратить внимание? Как вам Виктор Федорович Шаталов? Как правильно относиться к детям в школе с христианской точкой зрения?»

Замечательный вопрос, очень грамотно сформулировано. Мне по сердцу формулировка вопроса «как правильно эту строгость использовать и не навредить?» Выражение «не навредить» нужно написать золотыми буквами. «Не навреди» ― это нужно сказать педагогу, психологу, врачу, священнику. Принесешь ты пользу, не принесешь ― это уже второй вопрос. Главное, не навреди! Это очень важно.

«Может, есть какие книги, которые можно почитать?» Есть! Называется Евангелие. И это не шутка. Ведь Христа в Евангелии апостолы называют Учитель. А мы ― Его ученики. Он наш Учитель, причем с большой буквы! Вот образ учителя наивысший, наилучший, какой только можно себе представить! Выше этого Вы ничего не сделаете, ничего не вообразите и не реализуете. Мы можем только приближаться к этому, стараться изо всех сил соответствовать, но не более того.

Был ли Христос строгим? Был. Вы Евангелие читаете? Он Петру однажды сказал: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). Строго? Строго! Взял в руки веревку и выгнал из храма всех взашей! Строго? Строго! Но там было и милосердие, там всё было растворено любовью. Читайте Евангелие от Матфея. Там целая глава, где Господь гром и молнии мечет. Он говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23:13). Строго? Постоянно Он их ругает. Вся глава там такая. «Порождения ехиднины» (Мф.12:34). И в тоже время с любовью всё было.

Христос ― это высший образец. Вот каким может быть учитель!

«На каких педагогов-новаторов обратить внимание?» На Христа обратите внимание. А что касается фамилий педагогов в нашем классическом понимании смысла этого слова, то о Викторе Федоровиче Шаталове я ничего не могу Вам сказать. Никаким образом я не соприкасался с его трудами. А так, классика есть классика: Ян Амос Каменский, Ушинский, Сухомлинский, Макаренко. Это же классика, замечательные наши педагоги! Кстати, Крупская Надежда Константиновна хороший педагог.

Особое внимание Ваше обращу на Ушинского. Все обычно твердят: «Макаренко, Макаренко!» Потому что он пролетарский педагог, а у Ушинского многое было замешано на православии, на христианстве. Он и жил в 19 веке. Был ли Ушинский православным педагогом? Нет, он просто был педагогом. Тогда всё было православным. Сейчас есть педагог, который может себя позиционировать как православный или неправославный, а тогда сами педагоги были православными людьми в православной среде. Они работали с православными верующими людьми. И естественно, всё там было пропитано духом Евангелия. Вся педагогика осуществлялась сквозь призму Евангелия. Поэтому в прямом смысле слова назвать Ушинского христианским, православным педагогом нельзя, потому что тогда не было нехристианских педагогов. Но в его трудах идеи православного христианства буквально сквозят. Он был человеком глубоко верующим, как мне показалось из его трудов.

Из современных, ныне здравствующих педагогов, которые позиционируют себя православными, я могу Вам посоветовать книги Светланы Юрьевны Земногорцевой. У нее есть книга «Православная педагогика». Я читал, замечательная книга. У нее несколько книг. Сейчас не могу перечислить, найдете в интернете. Доступные труды, замечательный педагог.

«Как правильно относиться к детям с православной точки зрения?» Для того, чтобы относиться к детям с христианской точки зрения, нужно самому быть христианином, потому что это должно идти из глубины души, из сердца. Если человек сам не христианин, только формально христианин (крещенный, в церковь иногда заглядывает свечки купить, заказать обедню об упокоении или здравии, на Рождество, на Пасху зайдет, в родительскую субботу), другую жизнь ведет, то как он может к детям относиться по-христиански? Это попытки более или менее удачные, но не более того. Чтобы по-христиански относиться, нужно самому быть христианином в полном смысле этого слова: по-христиански смотреть на мир, на жизнь, на самого себя, на людей, которые тебя окружают, и на детей, которые с тобой сидят в классе. Призма евангельская должна быть, как хрусталик в глазу. Ты всё видишь через нее. Даже самого себя ты видишь через нее. Вот тогда ты будешь относиться по-христиански ко всему.

Ты должен быть сам духом Евангелия пропитан, духом Христовым, духом любви. Но это не означает набор методов педагогических технологий. То есть если я буду такую технологию использовать, это по-христиански, а если не такую технологию, то это не по-христиански. Это всё неправильно. Любой метод хорош, и любая технология может быть хороша. Она должна быть пропитана духом христианским, тогда она будет хороша. А если она не пропитана, тогда она нехристианская.

Христос говорил: «Вы ― соль земли» (Мф. 5:13). То есть берешь щепотку соли, бросаешь в блюдо. Она либо есть там, либо ее нет. Вот также христианский дух, христианская любовь, христианская нравственность. Либо оно есть в педагоге, и тогда всё осаливается этим духом, либо нет. И тогда что бы он ни творил, как бы из кожи вон ни лез, ничего там христианского не будет. Да, он может быть успешным. Но Вы же меня спрашиваете с христианской точки зрения? О христианстве я и говорю. Христос говорит: «Из сердца исходят злые помыслы» (Мф. 15:19). И хорошие помыслы из сердца выходят, поэтому надо в себе это иметь. Тогда можешь и детям дать.

Есть мудрость отцов: «Кем бы ты ни был, чем бы ты ни занимался, ты никогда не сможешь сделать добра больше, чем есть его в тебе самом». Неважно, какие даны тебе инструменты: работаешь педагогом в школе, преподавателем в другом учебном заведении, воспитателем в детском саду, психологом. У тебя огромный инструментарий, чтобы сделать людям какое-то благо, сделать какое-то добро. Или ты работаешь простым токарем на заводе или инженером. Ты вроде не работаешь с людьми, кажется, у тебя меньше инструментария сделать людям добро, но это неважно. Сколько в тебе самом добра есть, столько ты сможешь сделать его окружающим. Инструментарий не важен, это уже вторично.

Я искренне пожелаю Вам помощи Божьей в Ваших трудах! Имейте в себе любовь Христову, тогда Вы сможете ее и детям дать.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.