Развитие промышленности Донбасса не могло идти без строительства железных дорог и развития соответствующей инфраструктуры. Свою роли в этом сыграла пассажирская и грузовая железнодорожная станция, которая носит имя “Насветевич”.
Появилась она благодаря щедрости “маленького генерала” (семейное прозвище), участника Русско-турецкой войны, флигель-адъютанта императора Александра II, генерал-майора Александра Александровича На(е)светевича – владельца земель, 180 гектаров от которых отошли под железнодорожные пути, и спонсора строительства.
К моменту выхода в отставку (6 февраля 1901 года) боевой генерал владел обширными территориями вокруг своей усадьбы Рубежное, расположенной на границе Харьковской и Екатеринославской губерний – приданного жены Марии Петровны (в девичестве Богданович). Известно, что усадьба существовала с 1755-го по 1920-й год. Её в 1868 году посещали Александр III и Мария Федоровна (Дагмара), там они крестили дочь Насветевича.
Строительство железнодорожной ветки Харьков-Лисичанск было его мечтой –
… обеспечить транспортом бассейн Донца и связать Рубежное с внешним миром.
1 февраля 1905 года состоялось торжественное открытие разъезда Насветевича и красивого, хоть и небольшого, белого вокзала с вывеской “Станцiя Насветевичъ”.
Насветевичи уехали из Лисичанска в 1918 году, когда над страной уже вовсю проносились революционные ветры.
Яковенко Вячеслав (“Керчь”)