Песня «Миллион алых роз» была одним из самых ярких хитов позднего СССР. История о бедном художнике, продавшем всё ради любимой, запоминалась всем слушателям. Но существовал ли на самом деле этот человек? Кем была его любимая?
Музыку песни создал Раймонд Паулс, причем изначально это была совсем другая история — Dāvāja Māriņa meitenei mūžiņu на латышском о девочке и ее матери. Затем известный поэт Андрей Вознесенский написал стихотворение на уже готовую музыку.
В основу сюжета легла легенда о грузинском художнике-примитивисте Нико Пиросманишвили (1862-1918). О нем не так много известно. Нико был самоучкой, живописи учился в основном у художников, которые зарабатывали на жизнь росписью вывесок. Пиросмани открыл мастерскую по такой же росписи, но особого успеха не имел. Он пробовал работать кондуктором, вместе с другом держал небольшую молочную лавку в Тифлисе, но торговлей не интересовался, желая заниматься исключительно искусством. О Пиросмани говорили как о душевно не здоровом человеке, он жил в бедности, зачастую в подвалах.
Он писал на холстах, картоне, специальной черной клеенке, даже железе, чаще всего вывески на заказ. Какую-то известность Нико приобрел только в 1912 году, когда его творчеством заинтересовались футуристы, но он по-прежнему жил в бедности.
В 1918 году Пиросмани умер от голода и тяжелой болезни в возрасте примерно 56 лет. Его нашли в подвале, увезли в больницу, но спасти не сумели.
Существует легенда, что он был влюблен во французскую актрису и танцовщицу Маргариту де Севр. Юная прекрасная Маргарита прибыла на гастроли в Российскую империю вместе с театром миниатюр «Бель Вю». В 1905 году они доехали до Тифлиса, где актрису заметил Нико Пиросмани. Он тут же влюбился в нее, но Маргарита была холодна к мужчине, который был в два раза старше ее и, возможно, пугал своим фанатичным поклонением, ведь Пиросмани даже целовал землю, по которой прошла де Севр.
Однажды Нико решился на крайние меры, продал свою лавку и на все деньги купил цветы для возлюбленной. Паустовский писал, что там были не только розы:
Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги, пряной на вкус. Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник — его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица-жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов — от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов.
Потребовалось несколько телег, чтобы доставить это все к дверям гостиницы, где жила Маргарита. Увидев это великолепие, актриса поцеловала художника, но счастливого финала не было. Маргарита вернулась в Европу, они с Нико больше никогда не виделись. Через четыре года после ее отъезда Пиросмани нарисовал ее портрет.
Лишь через пятьдесят лет со дня смерти Пиросмани Маргарита пришла на выставку его работ в Лувре.
А как сложилась судьба песни «Миллион алых роз»? После премьеры в 1982 году она быстро стала популярной в Советском Союзе и за его пределами. Песня часто исполнялась на концертах, звучала по радио и телевидению, а также была переведена на несколько языков, что способствовало ее международной известности. Песня стала одним из самых узнаваемых хитов середины 80-х, а пластинки с этой композицией пользовались большим спросом. Считается, что альбом «Миллион алых роз», выпущенный фирмой «Мелодия» в 1983 году, разошелся огромным тиражом, превышающим миллион экземпляров.