Найти тему
Курская правда

Светлый край

Краткая история Фатежского района, его достопримечательности и знаменитые жители

Фатежский район на карте Курской области.
Фатежский район на карте Курской области.

Фатежский район, как и многие другие наши муниципалитеты, вначале был уездом. А до этого – просто крепостью на южных рубежах России. Но к началу XVIII века границы Русского государства отодвинулись на юг: Фатеж и другие селения края утратили оборонительное значение, превратившись в сёла. И вот по указу Екатерины II об образовании Курской губернии от 23 мая 1779 года село Фатеж было преобразовано в уездный город Фатеж.

Любопытно, что в то время Фатежский уезд являлся наименьшим по площади в Курской губернии (2362,4 кв. вёрст, или 246067 десятин). И ещё один любопытный момент: по данным переписи 1897 года 99,9% населения уезда составляли великороссы. Этот показатель был самым высоким среди губернских уездов. О самом Фатеже мы уже писали в нашей публикации «Земля Кудеяра» в номере «Курской правды» за 18 августа 2023 года. Теперь подошла очередь рассказать историю района, а там чего только нет – и весточки из древности (более 30 миллионов лет), и золото гуннов, и память о Великой Отечественной.

Ёжики и Фатеж

Фатежские дороги
Фатежские дороги

Имя району обычно даёт районный центр, хотя бывают и исключения. Поэтому стоит напомнить, почему райцентр назван именно так. Первоначальное название Фатежа реконструируется лингвистами как Хотежь. В разнообразных источниках XVII – начала XVIII века название селения писалось как Фотиж. К концу XVIII века устоялась форма названия Фатеж. В устной речи XIX века название города звучало как Хватеж.

Происхождение, вероятно, связано с именем Фотий. Нам остаётся только уточнить значение имени. Оно означает «светлый». На Руси обычно это имя использовалось как монашеское. Есть точка зрения, что первоначальное селение на месте города получило своё имя от ручья Фатежик. Что ж, если он светлый, то может быть и так. В общем, Фатежский район – это светлый край.

Существуют и народные варианты происхождения названия города: «Фатеж назван так из-за большого количества ёжиков. Екатерина II назвала поселение Фатежом после того, как, проезжая по этим местам, увидела ёжика. «Ухватить ежа», «Хвать ежа». Так и получился Фатеж». Ну, что тут сказать, хватающая ёжиков царица – та ещё этимология…

В конце XVIII века в городе набрала обороты торговля пенькой, зерном, мёдом, салом и воском. Основными ремеслами жителей уездного города являлись сельское хозяйство и торговля. В 1856 году в Фатеже уже было пять православных церквей, более 300 жилых домов, 112 торговых лавок. В конце XIX века были открыты женская прогимназия, два начальных училища, земская больница…

На легендарной высоте

Мемориальный комплекс «Поклонная высота 269», что близ села Молотычи
Мемориальный комплекс «Поклонная высота 269», что близ села Молотычи

С октября 1941 года по февраль 1943 года Фатеж находился под оккупацией немецких войск. И сегодня визитной карточкой Фатежского района стал мемориальный комплекс «Поклонная высота 269», что близ села Молотычи.

Ежегодно 12 июля, в день контрнаступления советских войск на Северном фасе Курской дуги в июле 1943 года, сюда приезжают фатежане и гости, возлагают цветы к Поклонному кресту и зажигают поминальные свечи в память о героизме и мужестве участников сражения, сорвавших фашистскую операцию «Цитадель». На легендарной высоте старшеклассники вступают в ряды патриотического движения «Юнармия».

В центре мемориала – памятник «Ангел мира» (скульптор Александр Бурганов), устремлённый на Запад, символизирующий стремление россиян жить в мире и согласии, без войн и потрясений. 12 июля 2020 года здесь впервые прошёл фестиваль «Реконструкция боя на Северном фасе Курской дуги», объединивший более 15 тысяч зрителей, около 200 участников поисковых клубов.

На мемориальный комплекс приезжают экскурсионные группы из всех уголков России, дальнего и ближнего зарубежья, свадебные кортежи. На Поклонной высоте возведён храм первоверховных апостолов Петра и Павла, куда спешат прихожане, здесь проводятся крещения детей и венчания новобрачных.

Мемориал построен по инициативе Курского землячества в Москве под руководством генерал-полковника, уроженца фатежского края Владимира Пронина с участием Михайловского ГОКа, а также на пожертвования людей, предприятий и организаций.

Песчинки древности

Особо охраняемая природная территория регионального значения «Флороносные песчаники вблизи села Молотычи»
Особо охраняемая природная территория регионального значения «Флороносные песчаники вблизи села Молотычи»

В Фатежском районе есть особо охраняемая природная территория регионального значения «Флороносные песчаники вблизи села Молотычи». Общая площадь составляет 15,03 гектара. Речь идёт о так называемом Каменном бугре, расположенном в междуречье Свапы и её левого притока, реки Молотычи. Дело в том, что здесь палеогеновые песчаники имеют выходы на поверхность в виде разрозненных глыб. На них можно увидеть отпечатки субтропических растений – клёна, липы, ясеня, магнолии, лавра, фикуса, олеандра, платана и секвойи.

Найдены окаменевшая древесина и отпечатки листовых пластин около 50 видов растений 35 родов, среди которых преобладают субтропические виды, сходные с современными растениями Юго-Восточной Азии. Образцы флороносных песчаников из данного местонахождения хранятся в Курском краеведческом музее. Также встречаются останки панцирей древних животных, живших более 30 миллионов лет назад. Песчаники несут информацию об осадках, климате, уровне развития жизни в глубокой древности, что представляет научную и познавательную ценность.

По мнению геологов и ботаников, возраст сохранившихся здесь остатков флоры составляет более 30 миллионов лет.

Золото гуннов

Древние песчаники несут важную информацию о прошлом
Древние песчаники несут важную информацию о прошлом

Именно в Фатежском районе у деревни Волниковки было найдено ставшее знаменитым золото гуннов. Так получилось, что золотое убранство оружия V века стало вещественным доказательством в уголовном деле. Золото гуннов вернулось в Курск после долгих экспертиз.

Более ста предметов из золота, серебра и меди, инкрустированных драгоценными камнями и мозаикой, были обнаружены и готовились к вывозу «чёрными копателями». Попытку контрабанды пресекли полиция и ФСБ. Пока шло расследование уголовного дела, археологи тщательно изучали разграбленное погребение древнего воина-вождя, который был похоронен вместе со своим конём, украшенным позолоченной сбруей с бубенцами.

Погребение вождя племени гуннов было вскрыто экскаватором в двух километрах от села Волниковка, когда рыли траншею под сброс отходов сахарного завода. Местный житель, обнаруживший древние украшения, продал их коллекционеру за 50 тысяч рублей.

Золото из могилы вождя племени гуннов было обнаружено рядом с фатежским селом Волниковка
Золото из могилы вождя племени гуннов было обнаружено рядом с фатежским селом Волниковка

Предприимчивый собиратель старины, по данным спецслужб, планировал вывезти сокровища за границу, где уже договорился продать их за пять миллионов рублей.

По оценкам экспертов, начальная стоимость уникальной коллекции – более одного миллиона долларов. Эту находку учёные называют сенсационной. Раньше клады и захоронения гуннов так далеко на севере не находили. По словам учёных, обнаружить золото эпохи великого переселения народов – большая удача. Теперь золото гуннов находится в Курском археологическом музее. Волниковское погребение стало всего лишь третьим в нашей стране. Сравнивая его с предыдущими находками, исследователи сделали вывод, что гунны скрывали места захоронений, размещая их вдали от поселений. За повреждение исторических ценностей кладоискателя приговорили к 150 часам общественных работ. Если бы он сдал золотую находку государству, получил бы 50 процентов от её стоимости.

Старейший храм

Богоявленский храм – один из старейших в Фатежском крае (село Большое Анненково)
Богоявленский храм – один из старейших в Фатежском крае (село Большое Анненково)

Есть в Фатежском районе и замечательные православые храмы. Например, Богоявленский храм – один из старейших в этом крае. Село Большое Анненково сложилось в середине XVII века как церковный приход Богоявленского храма. В исторических документах с 1630-х годов уже упоминается село с храмом.

Церковные здания строились из дерева, но служили недолго: быстро разрушались, ветшали, горели. В 1778 году прихожане воздвигли один из таких деревянных храмов, приход тогда насчитывал 3467 человек. В 1914 году было возведено величественное каменное здание храма с колокольней, он имел три престола: в честь Богоявления Господня, Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

Во внутреннем устроении здания храма особое значение имел свод, символизирующий духовное небо и сооружённый таким образом, чтобы у человека создавалось впечатление глубины и вместе с тем незыблемости и прочности духовногого мира – тверди небесной. Храм был построен в стиле крестово-купольной архитектуры.

Возводился он на средства общины и разных пожертвований: так, церковный староста, с 1900 года губернский секретарь Иван Михайлович Воинов пожертвовал на строительство пять тысяч рублей, за что был удостоен грамоты Святейшего Синода Русской Православной Церкви.

На общем сходе прихожане решали вопросы, связанные со строительством храма. Все землеройные, погрузочно-разгрузочные и подсобные работы выполнялись членами общины бесплатно. Глину брали в овраге, там же изготавливали и обжигали кирпич. В приготовленный раствор добавляли яйца, чтобы кирпич был очень крепким.

В ведении Богоявленской церкви находилось 49 десятин земли: 4 – усадебной, 43 – пахотной и 2 – сенокосной, на полученные от оборота средства содержался причт и покрывалась часть расходов на содержание трёх земских школ, основанных в селе в 1870 году, 1903 году и 1911 году.

Первым из упоминаемых в исторических документах настоятелем Богоявленского храма был иерей Антон Афанасьев, 1695 года рождения. Его сын Семён исполнял обязанности диакона. Одновременно с иереем Антоном Афанасьевым в храме служил иерей Климент, чей сын Павел был пономарём храма.

Последним перед октябрьским переворотом 1917 года настоятелем храма был иерей Иван Михайлович Попов. Он родился в семье священника, окончил в 1886 году Курскую духовную семинарию, был псаломщиком Архангельского храма села Каменево, в 1887 году был рукоположен во священника Петропавловского храма села Забужевка Суджанского уезда, а с 1902 года стал настоятелем Богоявленского храма с. Большое Анненково. Оставшись вдовцом, он один воспитал шестерых детей.

Храм был закрыт в послереволюционные годы. Со слов старожил села известно, что церковь хотели взорвать. Но председатель колхоза ради сохранения храма приспособил его под зернохранилище.

Из воспоминаний селян Валентины Андреевны Лисицыной, Марии Фёдоровны Рассказенковой, Татьяны Михайловны Денисовой, живущих в селе Большое Анненково более полувека: «После освобождения села от немецко-фашистских захватчиков жители отмыли, отчистили иконостас, выбелили стены, подремонтировали храм. Жители соседних деревень приходили сюда помолиться, так как храмы в округе были разрушены, священников не было. Идут в старенькой одежде, босиком, а подойдут к нашему селу, достанут из сумочек праздничную одежду, переоденутся и только тогда заходят в храм».

В 2011 году 21 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, впервые был проведён по селу Большое Анненково крестный ход с иконой Богородицы, в молитвенном шествии приняли участие более ста человек — от мала до велика.

Фатежские воронки

Таинственные фатежские воронки
Таинственные фатежские воронки

Весной 1999 года возле деревни Ушаково Фатежского района Курской области произошёл ряд взрывов, причина которых не выяснена и по сей день. Специалисты тщательно обследовали территорию, однако им так и не удалось найти следы каких-либо взрывчатых веществ. По официальной версии, взрывы были вызваны падением метеорита.

Летом 1999 года местность около Ушакова была исследована группой из объединения «Космопоиск». Они пришли к выводу, что причиной взрывов стали процессы, происходящие в недрах планеты. Свидетелями взрывов стали рыбаки, которые находились на пруду примерно в ста метрах от эпицентра взрывов, и несколько пожилых людей. Рыбаки в ужасе разбежались.

По свидетельству другого очевидца, живущего в деревне Ушаково, «Полетели там в воздух камни, земля – метров на пять, а потом вода хлынула, и паром всё затянуло. Рыбак на озере сидел, так испугался и убежал без оглядки, да и мы подходить боялись».

Позднее было выяснено, что взрывами было выброшено около 4000 т земли. Местные жители сходились в том, что сначала прогремел очень мощный взрыв. Потом был ещё один, но уже не такой сильный.

Третий взрыв жители деревни услышали примерно через сутки на том же месте. Очевидцы сообщают, что из эпицентра извергался грязевой поток, который достиг пруда и проломил лёд. При этом в деревне не было разбито и даже не треснуло ни одно стекло. И это несмотря на то, что в 100 м от взрывов буквально закладывало уши. Позже у села Лабазовка местные жители обнаружили ещё семь воронок, образовавшихся от подобных взрывов. Все они находились словно на одной линии. Их, как и фатежские воронки, исследовали специалисты.

Вот официальный вывод, сделанный учёными: «Взрыв, вероятно, был вызван объектом-носителем высокой кинетической и тепловой энергии. Судя по направлению выброса грунта, падение объекта проходило со стороны южного (юго-восточного) направления.

Расплавление прибрежной части льда на пруду, возможно, произошло по причине попадания на него обломков (частиц) объекта. Прожжённые отверстия диаметром до 5 см наблюдались и в ледяных глыбах, разбросанных вокруг воронки и нависающих по краям кратера.

Исходя из повышенной, относительно окружающего фона, радиации в зоне воронки, следует предполагать, что взрыв был вызван падением метеорита. Последующие взрывы – результат выброса пара или воспламенения смеси водорода и кислорода при разложении воды от высокой температуры».

Однако учёные-почвоведы не согласны с официальными выводами. Они продолжают настаивать на том, что взрывная волна шла из недр земли. Однако, что могло взорваться с такой огромной силой и разогреть почву до нескольких тысяч градусов, остаётся неясным. Следует отметить, что радиационный фон в воронках превышает нормальный в два раза.

Подобные воронки неясного происхождения находили и раньше. В апреле 1991 года на окраине города Сасово в Рязанской области прогремел мощный взрыв. Воздушная волна от него повыбивала стёкла в окнах домов, а также оторвала кое-где двери и разрушила стены. Взрыв оставил воронку глубиной в четыре метра и диаметром 30 метров, которая вскоре заполнилась водой. Приехавшие специалисты так и не сделали однозначных выводов о причине взрыва. В июне 1992 года около Сасово была обнаружена ещё одна воронка, которая имела 12 м в диаметре и 4 м в глубину.

Так или иначе, но территория, на которой находятся фатежские воронки, явно является неблагоприятной для людей. Многие из посетивших эту местность, испытывали внезапное недомогание, причину которого не удалось установить даже врачам. Кроме того, недуг проходил так же внезапно, как и начинался. Местное население старается обходить это «проклятое место» стороной.

Фатеж: рыбалка на городском пруду
Фатеж: рыбалка на городском пруду

СПРАВКА «КП»

Фатежский район был образован 28 июля 1928 года в составе Курского округа Центрально-Чернозёмной области из 52 сельсоветов Алисовской, Нижнереутской и Фатежской волостей Курского уезда. В его состав вошла бо́льшая часть территории упразднённого в 1924 году Фатежского уезда. В 1930 году округа были упразднены, район перешёл в непосредственное подчинение областному центру Центрально-Чернозёмной области – Воронежу. В 1934 году вошёл в состав новообразованной Курской области.

Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников