Как устроена работа музеев и что музей делает для того, чтобы посетители соприкоснулись с кусочком истории в настоящем. Как продумывают экспозицию, чтобы угодить каждому и сохранить баланс научного и развлекательного. Об этом рассказал Юрий Сергеевич Костылев, специалист по музейному делу, научный сотрудник многих музеев России, кандидат филологических наук.
Музей — это кусочек истории здесь и сейчас
Музей, конечно, не машина времени, но через предметы, мультимедийные технологии, дизайн экспозиции и работу экскурсовода музей дает возможность посетителям получить многогранный опыт, обогащает, просвещает и развлекает.
Музей — это не только (и даже, пожалуй, не столько) развлекательное место, в котором можно посмотреть на занятые штуки. Это научное учреждение, где работают исследователи.
Музей несет большую ответственность перед публикой за достоверность того, что он показывает. Фактчекинг — важнейшая и очень сложная часть музейной работы.
Интересные музеи (и не только) в приложении ФанТам. Скачайте бесплатно →
Какие бывают музеи
Все музеи тематические, но бывают и узкотематические музеи: то есть бывает Эрмитаж, а бывает, условно, музей деревянной ложки.
В музее посетители смотрят экспозицию, которая, в свою очередь, может быть постоянной или временной. Хотя постоянная экспозиция на самом деле тоже временная, просто меняют ее значительно реже, раз в несколько лет. Это называется реэкспозицией.
Есть такие музеи, которые не меняли постоянную экспозицию уже лет 20! И с одной стороны, это признак некачественной музейной работы, так как со временем уточняются какие-то факты и находятся новые предметы. А еще сами музейные технологии развились за это время, и экспозиция выглядит устаревшей и вызывает сомнения в ее достоверности.
С другой стороны — это музей музея, который показывает, какими были экспозиции тех времен. Но вряд ли этот вид удовольствия доступен кому-то, кроме специалистов.
Ю. С. Костылев
Временные экспозиции — это не всегда про новые экспонаты. Конечно, может быть так, что из Третьяковки привезли картины Сурикова в Русский музей, а потом увезут обратно, спешите видеть! Но бывает и по-другому, когда временную экспозицию готовят из имеющихся экспонатов, но с нового ракурса.
Как устроена работа музея
Давайте представим себе, что мы хотим создать свой собственный музей. Пусть это будет узкотематический музей полевой фуражки образца 1914 г. Предмет достаточно интересный, поскольку в ней воевала вся Русская императорская армия и армии многочисленных «наследников» Российской Империи.
Наша цель как музея — рассказать о явлении наглядно, доступно, правдиво, подробно и нескучно. И в реализации этого проекта задействовано несколько отделов.
Научный отдел
Сначала начинает работу научный отдел. Нужно собрать сами предметы, а также достоверные факты о нашей фуражке:
- где и как возникла фуражка как головной убор;
- чем фуражка отличается, например, от шлема;
- какое значение имеет фуражка как элементы формы;
- как кокарда стала опознавательным знаком и что она означает;
- какие функциональные особенности есть у фуражки: опознавание персоны, защита от холода, дождя и солнца;
- в каких регионах ее носили и в какие исторические периоды.
Эти сведения позволяют увидеть предмет многогранно, ощутить его в историческом развитии и прочувствовать его значение. Все люди, конечно, видели фуражку. Но музей углубляет знание, давая посетителям специально подобранные предметы, набор фактов и их взаимосвязи. Это позволяет аудитории увидеть и рассмотреть явление сразу в нескольких контекстах.
Результатом работы научного отдела будет:
1. Экспонатура — предметы, которые будут участвовать в экспозиции.
Остальные предметы хранятся в хранилищах — фондах музея. Их посетители обычно не видят. Научным описанием коллекций занимаются хранители музея (не путать со смотрителями), а еще с коллекциями работают исследователи из университетов и других сторонних научных организаций и сами научные сотрудники музея.
2. Научная концепция — главная идея, которую экспозиция должна транслировать посетителям.
И вот тут мы подходим к еще одной важной составляющей музея — форме подачи, то есть дизайну экспозиции.
Экспозиционный отдел
Этот отдел разрабатывает художественный проект экспозиции, создают ее дизайн, чтобы транслировать научную концепцию экспозицию посетителям в увлекательной и наглядной форме.
При этом мы понимаем, что аудитория музея может быть разной как по возрасту, так и по теоретической квалификации, и нам важно сделать так, чтобы удовлетворить потребности каждого.
Вместе с тем важно не перегрузить посетителя информацией, не довести его до состояния «информационной тошноты» (это, кстати, проблема любого крупного музея вроде Эрмитажа, и посещать такие музеи стоит дозировано).
И самое главное. Через художественные средства: расстановку предметов, подписи к ним, интерьер, зонирование, освещение, звук, фильмы, клипы, изображения, 3D модели, муляжи и пр. — дизайнерам необходимо сделать так, чтобы научная концепция экспозиции развернулась перед взором посетителя и заиграла.
В дизайне экспозиции применяют три основных подхода:
- Хронологический — самый простой и немного «дубовый» подход, когда о предмете рассказывают в хронологическом порядке. На примере нашей фуражки это будет история от создания до исчезновения.
- Тематический — рассказ о предмете с опорой на тематические блоки. Например, мы могли бы рассказывать о фуражке в разных странах в рамках одного исторического периода. Или выбрать какую-то другую тему, вокруг которой мы бы строили экспозицию.
- Тематико-хронологический — когда мы объединяем хронологию и тематические блоки. Экспозиция напоминает своего рода «дерево»: когда я беру в качестве основного принципа хронологический подход, и от него идут тематические ответвления.
Вот другой пример (настоящий), не про фуражку. В рамках музейного проекта для авиакомпании Utair о полярной авиации у нас были хронологические блоки, а внутри каждого из них — тематические. В каждый отдельный периоды, проект рассказывал, на каких территориях развивалась полярная авиация, какие люди были при этом задействованы, летательные аппараты и инфраструктура.
Кроме дизайнеров, над реализацией и сопровождением экспозиции работают различные отделы: технический, монтажный, осветительный и др.
Экскурсовод
Отдел экскурсоводов может входить в состав научного отдела, входить в состав отдела по работе с посетителями, а может существовать отдельно. Или даже внештатно.
Роль экскурсовода важна, но ее нельзя назвать главной в работе музея (хотя многим может так показаться). Если есть ошибки в научной составляющей экспозиции, не спасет даже хороший экскурсовод.
Хороший экскурсовод умеет адаптировать материал под аудиторию, но есть несколько нехитрых рекомендаций, которые однако могут качественно повлиять на впечатления от экскурсии.
- Выбирайте группу поменьше. Когда в группе 15–20 человек, задним рядам часто не видно и не слышно экскурсовода. Тогда люди начинают отвлекаться, возникает гул. Идеальные условия — от 2 до 6 человек.
- Не стесняйтесь задавать вопросы. Хорошие экскурсоводы относятся к этому очень благосклонно!
- Смотрите на отзывы. Лучше пойти смотреть экспозицию самостоятельно, чем с плохим экскурсоводом. И если в процессе вы поняли, что дальше вам не по пути (так бывает), не обязательно терпеть до конца: вежливо поблагодарите и скажите, что продолжите осмотр самостоятельно.
- Если есть возможность, углубитесь в тему заранее. Вообще, это необязательно: музей работает так, чтобы просвещать людей любого уровня осведомленности. Но если вы уже что-то читали или смотрели по тематике экспозиции, впечатления будут намного ярче.
Хороший музей — это когда вы чувствуете, что обогатились, но не перегрузились. То есть вы не испытываете «интеллектуальную тошноту» и, наоборот, «пустоту».
Соблюсти баланс объема, наглядности, просвещения и развлечения — сложная задача. Маленькие музеи, бывает, грешат пустотой: экспонатов вроде и много, но они не связаны научной концепцией, поэтому нечего узнавать.
Проблема наших лучших больших музеев — перегруз информацией, поэтому их стоит посещать в несколько подходов с гидом-«проводником».
Ю. С. Костылев
Смотрители
Функция смотрителей, как ни странно, смотреть как бы чего не вышло. А еще подсказать, где буфет, туалет и гардероб. Присутствие сотрудника музея в зале дисциплинирует посетителя.
Музеи — это не только экспозиция
Кроме экспозиционной деятельности, музеи обязаны проводить различные тематические мероприятия: особые виды выставок, тематические чаепития, концерты, лектории и пр. Музеям мероприятия нужны, чтобы дополнительно привлекать посетителей, а для посетителей это возможность увидеть что-то большее, чем постоянная экспозиция.
План событий формируют, опираясь на календарные праздники, тему музея (тут могут быть празднования годовщин и дней памяти) и фантазию музейных работников. Можно рассчитывать, что примерно каждые два месяца в большинстве музеев происходит что-то необычное.
Кстати, поход в музей — неплохая идея для первого свидания. Лучше выбрать что-то небольшое с эмоционально легкой тематикой: природа, быт, декоративно-прикладное искусство и пр. Читайте статью с идеями, куда лучше сходить на первом свидании, а куда точно не надо.
Временные выставки на базе чужих музеев
Это что-то вроде театральных гастролей, только для музеев. Такова, например, была выставка деревянной скульптуры в Екатеринбурге, организованная музеем из Перми. Очень красивая и познавательная!
На такие выставки стоит ходить, и на то есть как минимум две причины:
- «Гастрольная» выставка — это имиджевая история, поэтому для них экспонатура отбирается с особым тщанием.
- Такие выставки любят сами музейные работники за творческие возможности. Здесь можно реализовать то, до чего не доходят руки в родном музее.
Поэтому у таких выставок есть немалые шансы оказаться даже лучше постоянных.
Передвижные выставки
Это одно из самых распространенных видов мероприятий: часть экспонатов везут в какое-нибудь другое (обычно людное) место. Например, взяли 10 полюбившихся нам фуражек и отвезли в ТЦ, где организовали выставку. Такие выставки интересны тем, что там могут быть экспонаты, не задействованные в постоянной экспозиции.
Квесты и подвижные мероприятия
Как правило, такие события организуются для посетителей детского возраста. Развлекая ролевой игрой и подвижными активностями, музейные работники просвещают публику.
Тематические чаепития
Наверное, это любимый формат различных литературных музеев. Это может проходить так: выбирается период и создается антураж литературного салона, где ведется беседа о литературе.
Творческие встречи
Вид мероприятия, когда приглашают персон по теме музея. Например, это могут быть музыканты, которые в рамках события играют, поют или что-то рассказывают.
В музее Коли Васина The Beatles так приглашали группу-трибьют The BeatLove. Это была теплая встреча битломанов: музыкантов и слушателей.
Скоро мы встретимся с «битлавами» и расскажем, как им удается вживаться в образы великой четверки и не потерять самих себя.
Как выбрать хороший музей
Музеи бывают объективно хорошие и не очень, но чаще подходящие или не подходящие конкретному посетителю. Вот несколько советов, которые помогут выбрать музей по душе.
1. Определитесь с целью посещения. Например, если вы идете с детьми, нормально иметь фокус на развлечении, а не просвещении. И контактный зоопарк или техно-шоу в «Галилео» будут уместны: пусть информации минимум, зато масса впечатлений. Если, наоборот, вы больше заинтересованы в просвещении, обратите внимание на музеи в классическом смысле слова.
Найдите интересные музеи в приложении ФанТам. Выберите категорию «Музеи», и они отобразятся на карте города. Скачайте бесплатно →
2. Выбирайте музей в той тематике, которая совпадает с вашими интересами. Это существенно повысит шансы на хорошие впечатления от посещения музея. К примеру, детям мальчикам часто бывает интересен транспорт. Значит, у железнодорожного музея, музея метрополитена, автомобилей и т. д. неплохие шансы на успех.
3. Почитайте сайт музея. Ищите на сайте не цены и расписание, а научную информацию и фотографии, красиво ли внутри. Это знак хорошего музея.
4. Посмотрите раздел «Новости». Узнайте, меняется ли экспозиция и как часто. У хорошего музея экспозиция должна меняться периодически.
5. Поищите отзывы и упоминания в прессе. Это тоже поможет составить представление о музее.
Какие музеи стоит посетить: рекомендации Юрия Костылева
Однозначно достойны посещения Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей. Это музеи художественного направления, лучшие в России. Будучи витриной страны, эти музеи постоянно находятся в центре внимания, а значит можно быть уверенными, что там будет очень качественная научная часть и презентация тоже на высоте.
Краеведческий музей в любом городе
Краеведческий музей рассказывает про уникальность того места, где он находится. Большинство таких музеев содержит одни и те же разделы: археология, этнография и местное хозяйство.
Если археология человеку непосвященному будет казаться во всех музеях плюс-минус одинаковой, то этнографический и хозяйственный разделы в каждом регионе уникальны.
Они рассказывают, как выглядела жизнь в этом месте, чем богат этот край и из чего складывается его экономика. Где-то это будет лес, а где-то пушнина, где-то курортное дело и туризм, и эти факторы во многом определяют образ жизни местного населения. Если вы турист и хотите глубже узнать место, где вы оказались, отправляйтесь в краеведческий музей.
Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера
Краеведческий музей Екатеринбурга. Особенность этого музея в том, что он имеет много филиалов:
- Музей истории и археологии Урала;
- Музей природы;
- Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл»;
- Музей радио им. А. С. Попова;
- Музей истории плодового садоводства Среднего Урала;
- Художественный музей Эрнста Неизвестного;
- Музейный клуб «Дом Агафуровых».
В краеведческом музее Екатеринбурга выставлен знаменитый Шигирский идол. Это древняя деревянная скульптура, ее нашли в торфянике в середине XIX века. По последним данным этому идолу около 12 тыс. лет, при этом он в прекрасном состоянии.
В качестве примера хочется рассказать любопытный факт о Музее природы. Это комплексный, очень познавательный музей, который занимается реконструкцией экосистем, и делает это очень тщательно. Поэтому там можно увидеть реконструкцию фекалий (ни в одном музее больше такого не видел!).
В Краеведческий музей Екатеринбурга стоит идти, потому что он дает возможность посмотреть на историю, природу и специфику Уральского региона с разных сторон. Реэкспозиции проходят регулярно, поэтому посетить всегда интересно.
Музей изобразительных искусств в Екатеринбурге
Очень интересный музей, в котором, кроме прочего, собрана уникальная коллекция каслинского чугунного литья: знаменитый павильон, отлитый для Всемирной выставки в Париже 1900 года, и еще ~2000 экспонатов.
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Музей рассказывает об уникальном опыте, с которым можно соприкоснуться в единственном месте. Ужас и трагедия, лежащие в тематике этого музея, неотъемлемая часть истории Петербурга, его «лица» и «души».
Музей современный, очень хорошо оснащенный. Экспозиция сделана наглядно, познавательно и очень эмоционально: ходишь и обмираешь.
Хотите заглянуть за нарядный фасад и постичь истинный дух Петербурга? Вы попадете в «колодец», но это того стоит. Читайте куда сходить, если хочется «петербуржного».
Музей Салиха Сайдашева в Казани
Очень симпатичный, в меру небольшой музей, расположенный в особняке Сайдашева. Его тема — музыкальные инструменты, и одно это делает его уникальным.
Кроме экспонатуры, интересна сама персона Сайдашева — татарский композитор, народный артист АССР, один из основоположников татарской профессиональной музыки, который внес большой вклад в развитие национальной культуры своей республики в конце XIX века.
Музыкальных музеев в стране не так уж и много, но конкретно этот музей очень приятно сделан, чувствуется в нем любовь и уют.
Ищите интересные музеи и другие места и яркие события в едином приложении ФанТам. Заменяет 100+ сайтов. Скачайте бесплатно →