Найти тему

Здесь нет последних людей: как музей развлекает и просвещает публику

Оглавление

Как устроена работа музеев и что музей делает для того, чтобы посетители соприкоснулись с кусочком истории в настоящем. Как продумывают экспозицию, чтобы угодить каждому и сохранить баланс научного и развлекательного. Об этом рассказал Юрий Сергеевич Костылев, специалист по музейному делу, научный сотрудник многих музеев России, кандидат филологических наук.

Юрий Сергеевич Костылев и интерактивные элементы экспозиции музея советского быта в Екатеринбурге
Юрий Сергеевич Костылев и интерактивные элементы экспозиции музея советского быта в Екатеринбурге

Музей — это кусочек истории здесь и сейчас

Музей, конечно, не машина времени, но через предметы, мультимедийные технологии, дизайн экспозиции и работу экскурсовода музей дает возможность посетителям получить многогранный опыт, обогащает, просвещает и развлекает.

Музей — это не только (и даже, пожалуй, не столько) развлекательное место, в котором можно посмотреть на занятые штуки. Это научное учреждение, где работают исследователи.

Музей несет большую ответственность перед публикой за достоверность того, что он показывает. Фактчекинг — важнейшая и очень сложная часть музейной работы.

Интересные музеи (и не только) в приложении ФанТам. Скачайте бесплатно →

Какие бывают музеи

Все музеи тематические, но бывают и узкотематические музеи: то есть бывает Эрмитаж, а бывает, условно, музей деревянной ложки.

Музей колокольного звона в Новосибирске можно отнести к узкотематическим музеям — фото из личного архива Ю. С. Костылева
Музей колокольного звона в Новосибирске можно отнести к узкотематическим музеям — фото из личного архива Ю. С. Костылева

В музее посетители смотрят экспозицию, которая, в свою очередь, может быть постоянной или временной. Хотя постоянная экспозиция на самом деле тоже временная, просто меняют ее значительно реже, раз в несколько лет. Это называется реэкспозицией.

Есть такие музеи, которые не меняли постоянную экспозицию уже лет 20! И с одной стороны, это признак некачественной музейной работы, так как со временем уточняются какие-то факты и находятся новые предметы. А еще сами музейные технологии развились за это время, и экспозиция выглядит устаревшей и вызывает сомнения в ее достоверности.
С другой стороны — это музей музея, который показывает, какими были экспозиции тех времен. Но вряд ли этот вид удовольствия доступен кому-то, кроме специалистов.
Ю. С. Костылев

Временные экспозиции — это не всегда про новые экспонаты. Конечно, может быть так, что из Третьяковки привезли картины Сурикова в Русский музей, а потом увезут обратно, спешите видеть! Но бывает и по-другому, когда временную экспозицию готовят из имеющихся экспонатов, но с нового ракурса.

Как устроена работа музея

Давайте представим себе, что мы хотим создать свой собственный музей. Пусть это будет узкотематический музей полевой фуражки образца 1914 г. Предмет достаточно интересный, поскольку в ней воевала вся Русская императорская армия и армии многочисленных «наследников» Российской Империи.

Наша цель как музея — рассказать о явлении наглядно, доступно, правдиво, подробно и нескучно. И в реализации этого проекта задействовано несколько отделов.

Научный отдел

Сначала начинает работу научный отдел. Нужно собрать сами предметы, а также достоверные факты о нашей фуражке:

  • где и как возникла фуражка как головной убор;
  • чем фуражка отличается, например, от шлема;
  • какое значение имеет фуражка как элементы формы;
  • как кокарда стала опознавательным знаком и что она означает;
  • какие функциональные особенности есть у фуражки: опознавание персоны, защита от холода, дождя и солнца;
  • в каких регионах ее носили и в какие исторические периоды.
В музее Мусы Джалиля в Казани можно примерить национальные головные уборы — фото из личного архива Ю. С. Костылева
В музее Мусы Джалиля в Казани можно примерить национальные головные уборы — фото из личного архива Ю. С. Костылева

Эти сведения позволяют увидеть предмет многогранно, ощутить его в историческом развитии и прочувствовать его значение. Все люди, конечно, видели фуражку. Но музей углубляет знание, давая посетителям специально подобранные предметы, набор фактов и их взаимосвязи. Это позволяет аудитории увидеть и рассмотреть явление сразу в нескольких контекстах.

Результатом работы научного отдела будет:

1. Экспонатура — предметы, которые будут участвовать в экспозиции.

Остальные предметы хранятся в хранилищах — фондах музея. Их посетители обычно не видят. Научным описанием коллекций занимаются хранители музея (не путать со смотрителями), а еще с коллекциями работают исследователи из университетов и других сторонних научных организаций и сами научные сотрудники музея.

2. Научная концепция — главная идея, которую экспозиция должна транслировать посетителям.

И вот тут мы подходим к еще одной важной составляющей музея — форме подачи, то есть дизайну экспозиции.

Экспозиционный отдел

Этот отдел разрабатывает художественный проект экспозиции, создают ее дизайн, чтобы транслировать научную концепцию экспозицию посетителям в увлекательной и наглядной форме.

При этом мы понимаем, что аудитория музея может быть разной как по возрасту, так и по теоретической квалификации, и нам важно сделать так, чтобы удовлетворить потребности каждого.

Вместе с тем важно не перегрузить посетителя информацией, не довести его до состояния «информационной тошноты» (это, кстати, проблема любого крупного музея вроде Эрмитажа, и посещать такие музеи стоит дозировано).

И самое главное. Через художественные средства: расстановку предметов, подписи к ним, интерьер, зонирование, освещение, звук, фильмы, клипы, изображения, 3D модели, муляжи и пр. — дизайнерам необходимо сделать так, чтобы научная концепция экспозиции развернулась перед взором посетителя и заиграла.

В Миассе в музейно-выставочного центра АЗ «Урал» можно «поездить» почти по-настоящему. Кабина настоящая, а внутри — игра примерно как в игровых автоматах (фото из личного архива Ю. С. Костылева)
В Миассе в музейно-выставочного центра АЗ «Урал» можно «поездить» почти по-настоящему. Кабина настоящая, а внутри — игра примерно как в игровых автоматах (фото из личного архива Ю. С. Костылева)

В дизайне экспозиции применяют три основных подхода:

  1. Хронологический — самый простой и немного «дубовый» подход, когда о предмете рассказывают в хронологическом порядке. На примере нашей фуражки это будет история от создания до исчезновения.
  2. Тематический — рассказ о предмете с опорой на тематические блоки. Например, мы могли бы рассказывать о фуражке в разных странах в рамках одного исторического периода. Или выбрать какую-то другую тему, вокруг которой мы бы строили экспозицию.
  3. Тематико-хронологический — когда мы объединяем хронологию и тематические блоки. Экспозиция напоминает своего рода «дерево»: когда я беру в качестве основного принципа хронологический подход, и от него идут тематические ответвления.

Вот другой пример (настоящий), не про фуражку. В рамках музейного проекта для авиакомпании Utair о полярной авиации у нас были хронологические блоки, а внутри каждого из них — тематические. В каждый отдельный периоды, проект рассказывал, на каких территориях развивалась полярная авиация, какие люди были при этом задействованы, летательные аппараты и инфраструктура.

Кроме дизайнеров, над реализацией и сопровождением экспозиции работают различные отделы: технический, монтажный, осветительный и др.

Экскурсовод

Отдел экскурсоводов может входить в состав научного отдела, входить в состав отдела по работе с посетителями, а может существовать отдельно. Или даже внештатно.

Роль экскурсовода важна, но ее нельзя назвать главной в работе музея (хотя многим может так показаться). Если есть ошибки в научной составляющей экспозиции, не спасет даже хороший экскурсовод.

Хороший экскурсовод умеет адаптировать материал под аудиторию, но есть несколько нехитрых рекомендаций, которые однако могут качественно повлиять на впечатления от экскурсии.

  1. Выбирайте группу поменьше. Когда в группе 15–20 человек, задним рядам часто не видно и не слышно экскурсовода. Тогда люди начинают отвлекаться, возникает гул. Идеальные условия — от 2 до 6 человек.
  2. Не стесняйтесь задавать вопросы. Хорошие экскурсоводы относятся к этому очень благосклонно!
  3. Смотрите на отзывы. Лучше пойти смотреть экспозицию самостоятельно, чем с плохим экскурсоводом. И если в процессе вы поняли, что дальше вам не по пути (так бывает), не обязательно терпеть до конца: вежливо поблагодарите и скажите, что продолжите осмотр самостоятельно.
  4. Если есть возможность, углубитесь в тему заранее. Вообще, это необязательно: музей работает так, чтобы просвещать людей любого уровня осведомленности. Но если вы уже что-то читали или смотрели по тематике экспозиции, впечатления будут намного ярче.
Хороший музей — это когда вы чувствуете, что обогатились, но не перегрузились. То есть вы не испытываете «интеллектуальную тошноту» и, наоборот, «пустоту».
Соблюсти баланс объема, наглядности, просвещения и развлечения — сложная задача. Маленькие музеи, бывает, грешат пустотой: экспонатов вроде и много, но они не связаны научной концепцией, поэтому нечего узнавать.
Проблема наших лучших больших музеев — перегруз информацией, поэтому их стоит посещать в несколько подходов с гидом-«проводником».
Ю. С. Костылев

Смотрители

Функция смотрителей, как ни странно, смотреть как бы чего не вышло. А еще подсказать, где буфет, туалет и гардероб. Присутствие сотрудника музея в зале дисциплинирует посетителя.

Музеи — это не только экспозиция

Кроме экспозиционной деятельности, музеи обязаны проводить различные тематические мероприятия: особые виды выставок, тематические чаепития, концерты, лектории и пр. Музеям мероприятия нужны, чтобы дополнительно привлекать посетителей, а для посетителей это возможность увидеть что-то большее, чем постоянная экспозиция.

План событий формируют, опираясь на календарные праздники, тему музея (тут могут быть празднования годовщин и дней памяти) и фантазию музейных работников. Можно рассчитывать, что примерно каждые два месяца в большинстве музеев происходит что-то необычное.

Кстати, поход в музей — неплохая идея для первого свидания. Лучше выбрать что-то небольшое с эмоционально легкой тематикой: природа, быт, декоративно-прикладное искусство и пр. Читайте статью с идеями, куда лучше сходить на первом свидании, а куда точно не надо.

Временные выставки на базе чужих музеев

Это что-то вроде театральных гастролей, только для музеев. Такова, например, была выставка деревянной скульптуры в Екатеринбурге, организованная музеем из Перми. Очень красивая и познавательная!

На такие выставки стоит ходить, и на то есть как минимум две причины:

  1. «Гастрольная» выставка — это имиджевая история, поэтому для них экспонатура отбирается с особым тщанием.
  2. Такие выставки любят сами музейные работники за творческие возможности. Здесь можно реализовать то, до чего не доходят руки в родном музее.

Поэтому у таких выставок есть немалые шансы оказаться даже лучше постоянных.

Передвижные выставки

Это одно из самых распространенных видов мероприятий: часть экспонатов везут в какое-нибудь другое (обычно людное) место. Например, взяли 10 полюбившихся нам фуражек и отвезли в ТЦ, где организовали выставку. Такие выставки интересны тем, что там могут быть экспонаты, не задействованные в постоянной экспозиции.

Квесты и подвижные мероприятия

Как правило, такие события организуются для посетителей детского возраста. Развлекая ролевой игрой и подвижными активностями, музейные работники просвещают публику.

Тематические «веселые старты» в музее Воздушно-десантных войск в Екатеринбурге по случаю Нового года (фото из личного архива Ю. С. Костылева)
Тематические «веселые старты» в музее Воздушно-десантных войск в Екатеринбурге по случаю Нового года (фото из личного архива Ю. С. Костылева)

Тематические чаепития

Наверное, это любимый формат различных литературных музеев. Это может проходить так: выбирается период и создается антураж литературного салона, где ведется беседа о литературе.

Творческие встречи

Вид мероприятия, когда приглашают персон по теме музея. Например, это могут быть музыканты, которые в рамках события играют, поют или что-то рассказывают.

В музее Коли Васина The Beatles так приглашали группу-трибьют The BeatLove. Это была теплая встреча битломанов: музыкантов и слушателей.

Скоро мы встретимся с «битлавами» и расскажем, как им удается вживаться в образы великой четверки и не потерять самих себя.

Как выбрать хороший музей

Музеи бывают объективно хорошие и не очень, но чаще подходящие или не подходящие конкретному посетителю. Вот несколько советов, которые помогут выбрать музей по душе.

1. Определитесь с целью посещения. Например, если вы идете с детьми, нормально иметь фокус на развлечении, а не просвещении. И контактный зоопарк или техно-шоу в «Галилео» будут уместны: пусть информации минимум, зато масса впечатлений. Если, наоборот, вы больше заинтересованы в просвещении, обратите внимание на музеи в классическом смысле слова.

Найдите интересные музеи в приложении ФанТам. Выберите категорию «Музеи», и они отобразятся на карте города. Скачайте бесплатно →

2. Выбирайте музей в той тематике, которая совпадает с вашими интересами. Это существенно повысит шансы на хорошие впечатления от посещения музея. К примеру, детям мальчикам часто бывает интересен транспорт. Значит, у железнодорожного музея, музея метрополитена, автомобилей и т. д. неплохие шансы на успех.

3. Почитайте сайт музея. Ищите на сайте не цены и расписание, а научную информацию и фотографии, красиво ли внутри. Это знак хорошего музея.

4. Посмотрите раздел «Новости». Узнайте, меняется ли экспозиция и как часто. У хорошего музея экспозиция должна меняться периодически.

5. Поищите отзывы и упоминания в прессе. Это тоже поможет составить представление о музее.

Какие музеи стоит посетить: рекомендации Юрия Костылева

Однозначно достойны посещения Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей. Это музеи художественного направления, лучшие в России. Будучи витриной страны, эти музеи постоянно находятся в центре внимания, а значит можно быть уверенными, что там будет очень качественная научная часть и презентация тоже на высоте.

Краеведческий музей в любом городе

Краеведческий музей рассказывает про уникальность того места, где он находится. Большинство таких музеев содержит одни и те же разделы: археология, этнография и местное хозяйство.

Если археология человеку непосвященному будет казаться во всех музеях плюс-минус одинаковой, то этнографический и хозяйственный разделы в каждом регионе уникальны.

Они рассказывают, как выглядела жизнь в этом месте, чем богат этот край и из чего складывается его экономика. Где-то это будет лес, а где-то пушнина, где-то курортное дело и туризм, и эти факторы во многом определяют образ жизни местного населения. Если вы турист и хотите глубже узнать место, где вы оказались, отправляйтесь в краеведческий музей.

Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера

Краеведческий музей Екатеринбурга. Особенность этого музея в том, что он имеет много филиалов:

  • Музей истории и археологии Урала;
  • Музей природы;
  • Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл»;
  • Музей радио им. А. С. Попова;
  • Музей истории плодового садоводства Среднего Урала;
  • Художественный музей Эрнста Неизвестного;
  • Музейный клуб «Дом Агафуровых».

В краеведческом музее Екатеринбурга выставлен знаменитый Шигирский идол. Это древняя деревянная скульптура, ее нашли в торфянике в середине XIX века. По последним данным этому идолу около 12 тыс. лет, при этом он в прекрасном состоянии.

В качестве примера хочется рассказать любопытный факт о Музее природы. Это комплексный, очень познавательный музей, который занимается реконструкцией экосистем, и делает это очень тщательно. Поэтому там можно увидеть реконструкцию фекалий (ни в одном музее больше такого не видел!).

В Краеведческий музей Екатеринбурга стоит идти, потому что он дает возможность посмотреть на историю, природу и специфику Уральского региона с разных сторон. Реэкспозиции проходят регулярно, поэтому посетить всегда интересно.

Музей изобразительных искусств в Екатеринбурге

Очень интересный музей, в котором, кроме прочего, собрана уникальная коллекция каслинского чугунного литья: знаменитый павильон, отлитый для Всемирной выставки в Париже 1900 года, и еще ~2000 экспонатов.

Чугунный павильон, отлитый для Всемирной выставки в Париже 1900 года
Чугунный павильон, отлитый для Всемирной выставки в Париже 1900 года

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Музей рассказывает об уникальном опыте, с которым можно соприкоснуться в единственном месте. Ужас и трагедия, лежащие в тематике этого музея, неотъемлемая часть истории Петербурга, его «лица» и «души».

Музей современный, очень хорошо оснащенный. Экспозиция сделана наглядно, познавательно и очень эмоционально: ходишь и обмираешь.

Хотите заглянуть за нарядный фасад и постичь истинный дух Петербурга? Вы попадете в «колодец», но это того стоит. Читайте куда сходить, если хочется «петербуржного».

Музей Салиха Сайдашева в Казани

Очень симпатичный, в меру небольшой музей, расположенный в особняке Сайдашева. Его тема — музыкальные инструменты, и одно это делает его уникальным.

Кроме экспонатуры, интересна сама персона Сайдашева — татарский композитор, народный артист АССР, один из основоположников татарской профессиональной музыки, который внес большой вклад в развитие национальной культуры своей республики в конце XIX века.

Музыкальных музеев в стране не так уж и много, но конкретно этот музей очень приятно сделан, чувствуется в нем любовь и уют.

Ищите интересные музеи и другие места и яркие события в едином приложении ФанТам. Заменяет 100+ сайтов. Скачайте бесплатно →