Привет, друзья! Как отличить хороший совет от плохого и где лучше всего их спрашивать? Задачка со звездочкой, потому что зависит это от многих факторов. Тем не менее, мы постарались составить более или менее ясную картину.
Итак, у вас возникла потребность в совете. Прежде чем куда-то обращаться, ответьте на следующие вопросы:
Где я буду спрашивать совета?
Все мы знаем, что гуглить симптомы в интернете опасно — это всегда приводит к раку. То же самое касается поиска ответа на насущные вопросы. Я как специалист постоянно обращаюсь к поисковику, но 90% найденной информации оказывается бесполезной и не имеет отношения к реальности. Ничего плохого в интернете нет, но информацию нужно уметь фильтровать.
Могу ли я обратиться к текущему специалисту?
К нам часто обращаются клиенты, которые когда-то где-то оформили документ. При этом они задают нам вопросы и просят совета по этому документу. Лучше всего советоваться с теми, кто занимался оформлением этого документа — они знают все тонкости, которые нам неизвестны. В противном случае это будет выглядеть так: человек занимался с тренером пару лет без результатов, а потом пришёл к другому тренеру и спрашивает: «Почему меня тренировали вот так?»
Насколько крут советчик?
Вопрос субъективный. Даже в именитых сертификационных компаниях найдется «гадкий утенок» с опасными советами. Ещё советчики обитают в комментариях, чатах и форумах. К ним нужно относиться с предельной осторожностью, особенно к старожилам — у них всегда на типовой вопрос типовой ответ. Поэтому компетентность советчика — это большая загадка, которую никому не разгадать.
Опираться на мнение советчика или консультанта?
Какая ответственность у советчика? Скорее всего, никакая. Здесь наглядно можно рассмотреть разницу между советчиком и консультантом.
Результат любого совета — слова со ссылкой на опыт. Результат консультации (по крайней мере, у нас) — решение вопроса с официальными разъяснениями и детальным разбором.
Готов ли услышать правду?
Советчик может быть убедительным. Он может успокаивать теми словами, которые клиент хочет слышать, и его позиция может быть принята ближе. Но если мы нацелены не на «авось пронесёт», а на комплексное решение проблемы, нужно быть готовым услышать правду.