Семья справилась с ипотекой. Не пятнадцать лет ушло, а всего лишь десять – большой праздник. От ярма избавились, от тяжести освободились.
Копили, как могли. Даже специальная копилка была – отдельный счет. Туда небольшие суммы переводили.
Появится сто тысяч – за ипотеку.
Подработки, халтуры – все в дело. Цель была – заплатить. И жена даже иногда видела счастливые сны, что долга больше нет.
Решили отпраздновать – дома. Не в кафе, а именно дома, потому что дом, то есть двухкомнатная квартира, теперь в собственности семьи, и не нужно платить чужому дяде.
Среди гостей – родители, а также несколько родственников и друзья – семейная пара.
Пришел двоюродный брат с женой. У брата семейный бизнес: магазин, кафе, а еще доставка готовой еды.
Хозяйка поднялась, в руках бокал: «Хорошие мои, я так счастлива, будем спокойно жить. Оденемся по-человечески, в отпуск куда-нибудь съездим, и не надо халтуру искать. За десять лет научились жить скромно, значит, в семье всегда деньги будут».
Гости начали подходить, чтобы чокнуться, а она заплакала, села, закрыла ладонями глаза – бокал в стороне.
Брат сказал: «Вот до чего бедность человека довести может». Его жена улыбнулась.
Затем муж слово взял. Все замолчали. Он сказал: «Ремонтировал чужие квартиры. Ничего раньше не умел, белоручкой был. Ипотеку взяли, пришлось всему научиться, сейчас все могу. Как говорится, нет худа без добра. Теперь только иногда буду чужие квартиры ремонтировать. Знаете, мечта появилась - превратить нашу двухкомнатную в трехкомнатную. Маришке скоро пятнадцать исполнится. Надо ее потом жильем обеспечить».
Гости улыбались и желали, чтобы побыстрее мечта стала реальностью.
Двоюродный брат сказал: «Из одной кабалы в другую. Пойми, Володя, все равно батрачить станешь. Тебе надо будет быстрее заработать. Инерция есть. А жизнь проходит».
Его жена рассмеялась: «А ты другую ипотеку оформи, чего мелочиться-то»?
Хозяева не обиделись: по-родственному же сказано.
Хозяйка рассказала, что они долго по чужим углам скитались, потом ипотека: «И я думала, вдруг мы с Володей заболеем? Тогда снова по чужим углам. А сейчас – слава Богу, позади».
Печальная часть праздника закончилась, и все принялись веселиться.
Двоюродный брат шепнул жене, чтобы никто не слышал: «Нищета голозадая, радуются, будто Нобеля получили. Смотреть смешно».
Жена захихикала: «И не говори, именно нищета. А кто им мешал бизнесом заняться, как ты? Ты пахал, а они как бюджетники спины гнули. Деньги таких не любят. Всю жизнь будут по тысяче откладывать».
И – странное дело. Никто этих тихих злых слов не слышал, но только почему-то все за столом замолчали, словно что-то тревожное влетело в форточку.
И тут же погасло электричество – авария, вероятно.
Хозяйка включила в телефоне фонарик и принесла несколько свечей.
Свечи горели, отражаясь в тонкой стеклянной посуде. И было романтично.
Двоюродный брат с женой стали прощаться: завтра с утра снова бизнесом заниматься. Нет у бизнеса выходных.
И только закрыли за ними дверь, как лампочки радостно вспыхнули. Показалось, что в квартире стало как будто свежее, и дышится легче.
Мать Володи сказала: «Пусть в вашем доме всегда будет радость, и пусть все ваши мечты исполнятся»
Разошлись гости. Хозяйка мыла на кухне посуду, дочь Марина помогала. Закончили, пора спать. Женщина, закрывая глаза, подумала: «Первый день свободы закончился. Как хорошо, Боже, как хорошо».
А у двоюродного брата с женой бессонница была. Не спали почти до зари. Устали лежать, сидели на диване, вздыхали. Может, потому, что искренно радоваться, как Володя с женой, разучились? Все может быть.