1. Галина Иосифовна Серебрякова (урождённая Бык-Бек, 1905.12.20 — 1980.06.30). Великая русская писательница. Очень старательная. Очень! Всю жизнь переписывала собрания сочинений К. Г. Маркса и Ф. Энгельса и выдавала перепись словесного населения этих книг за художественное осмысление жизни К. Г. Маркса и Ф. Энгельса.
Девушка из хорошей семьи! Родилась в семье революционеров.
2. «Отец, Иосиф Моисеевич Бык-Бек (1882 — 1936), был земским врачом, при советской власти побывал начальником политуправления войск ВОХР, полпредом в Хорезме, директором Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1933 — 1935) директором курортного треста; расстрелян в 1936 году».
Каким только начальником ни был. Универсальный человек. Коммунистический. Нельзя было не расстрелять. Созрел преждевременно.
3. «Мать, Бронислава Сигизмундовна Красутская (Красуцкая), партийный работник, после революции работала в ЧК и партийных органах (согласно Г. Г. Тартыковой-Сокольниковой, была дочкой фабриканта из Люблина, пианисткой — окончила Варшавскую консерваторию: «Увлеклась таким революционером — моим дедом, который хотел осчастливить всё человечество; он и увлёк её за собой. А её отец, то есть мой прадед, открыл дверь и сказал: «Вон отсюда». Так она оказалась бесприданницей»).
Ещё одна универсальность. И если муж более ударял по живописи и скульптуре, то жена — по музыке.
4. Сама Галина Иосифовна Бык-Бек почиталась за первую московскую красавицу, кружившую головы многим партийным работникам и туманившую их «мозги и составы». Ну, не знаю... Если безгрудую еврейку считать красавицей, первой красавицей — это особая арифметика требуется... Впрочем, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, хоть и не такой «партейный работник», а на такую жу арифметику решился, заполнил себе душу золотом Г. И. Серебряковой. Даже падал в обморок на XX съезде КПСС, когда Г. И. Серебрякова заявила о пытках в советских тюрьмах, а в доказательство расстегнула блузку и показала шрамы на груди. То есть действительно испробовала пытки пламенных мозгами коммунистов-ленинцев и с замороженной совестью коммунистов-сталинцев на своей шкуре.
5. Стоит ли нам переживать о судьбе человека, судьбе женщины в стране победившего пролетариата? Есть такое выражение «Революция пожирает своих детей». Раньше этим занимался Кронос, а в пору развитого феминизма и равенства прав женщин с правами мужчин такое было дозволена и женщинам. Вот Революция и того...
Реально же всякая победившая в результате революции (переворота) властная часть общества неизбежно занимается чисткой всего общества, насильственно утверждая и свою легитимность, и свою легальность. И если эта власть вовремя не остановится, то репрессии неизбежно коснутся её самой: одна часть революционеров начнёт уничтожать другую часть революционеров.
Конечно, репрессии власти в отношении общества суть проявление самосознания, рефлексии власти над обществом. А составляя общество в качестве его особой части, властная группа удостоивается и особых репрессий, и особой рефлексии.
То, что общество сперва репрессируется, а потом загнивает, отказываясь от первоначально провозглашённых идеалов, как это было в СССР, никак не свидетельствует против самой рефлексии, пусть даже и в форме репрессий. Вообще, уголовное преследование и наказание за свершённые преступления тоже и всегда является проявлением рефлексии общества, обращающего на себя внимание и занимающегося самоочисткой.
Рефлексия нужна всегда, она — проявление самосознания общества. Но не всякая рефлексия достаточно умная. Именно поэтому сожалеть приходится не о рефлексии и её проявлении в виде репрессий, а о недостаточно умной рефлексии и несвоевременно-неуместных репрессиях.
Репрессии же, коснувшиеся власть предержащих, менее всего заслуживают нашего сопереживания репрессируемым. Эти, теперь репрессируемые, сами выступали в качестве источника и субъекта власти. Что ж они так организовали властный аппарат, что он их самих принялся терзать?
2024.09.10.