Найти тему

Балет «Видение розы» — вечное дыхание романтизма

Оглавление

19 апреля 1911 года в Монте-Карло состоялась премьера балета «Видение розы» в «Русских балетах» Сергея Дягилева. Этот спектакль, созданный на основе музыки Карла Марии фон Вебера и в оркестровке Гектора Берлиоза, стал одной из самых известных постановок Михаила Фокина и символом утонченного романтизма эпохи.

История создания

Идея зародилась еще в 1819 году, когда тридцатитрехлетний Вебер, уже известный композитор, готовил свою оперу «Вольный стрелок». Он создавал фортепианное произведение из нескольких вальсов, вдохновивших таких мастеров, как Шопен и Глинка. Вальсы Вебера стали программным сочинением, о котором композитор делился с друзьями: оно рассказывало историю танца, любви и расставания на балу, где девушка и молодой человек кружатся в вихре вальса. В 1841 году Гектор Берлиоз, преданный поклонник Вебера, придал этой музыке оркестровую форму, сделав её ещё более драматичной.

В 1910 году Сергей Дягилев, стремясь сформировать постоянную труппу «Русского балета», предложил Михаилу Фокину, известному своей новаторской хореографией, создать постановку на основе стихотворения французского поэта Теофиля Готье:

"Я — призрак розы,
Которую ты носила на балу..."

Хореография и художественный образ

Фокин, увлеченный идеей, выбрал для нового балета «Приглашение к танцу» Вебера в аранжировке Берлиоза. Это был 10-минутный шедевр, который вскоре стал визитной карточкой русских сезонов. Художник Лев Бакст создал костюмы: Вацлав Нижинский, исполнявший роль Призрака, был облачен в трико, украшенное лиловыми и розовыми лепестками, а Тамара Карсавина, исполнившая партию Девушки, носила длинное шелковое платье. Этот образ стал символом эпохи.

-2

Хореография балета была новаторской. Нижинский исполнял прыжки с такой легкостью, что создавалось впечатление, будто он взлетает в небеса, уходя сквозь окно. Фокин подчеркивал, что танец Призрака — это не просто техника, а выражение тонких эмоций и поэзии движения.

-3

Сюжет и сценическое воплощение

Балет начинается в девичьей комнате. Девушка, вернувшись с бала, устало опускается в кресло, а увядшая роза падает из её рук. В её грезах появляется Призрак розы, который кружится вокруг неё, увлекая в мечты, и, нежно целуя, исчезает через окно.

-4

Этот хореографический этюд — не просто история любви и расставания, а воплощение духа романтизма, в котором Призрак розы становится символом ускользающей красоты и эфемерности.

Тамара Карсавина с Вацлавом Нижинским 1911 год.
Тамара Карсавина с Вацлавом Нижинским 1911 год.

Наследие

«Призрак розы» стал классикой балета XX века, символом легкости и романтизма. Спектакль живёт и сегодня, напоминая зрителям о непреходящей красоте искусства, о тонких, почти невидимых гранях между реальностью и сном.

Марис Лиепа и Наталия Бессмертнова 1967 год
Марис Лиепа и Наталия Бессмертнова 1967 год

Балет «Видение розы» — это не просто сценическая миниатюра, а поэма о мимолётной красоте и тонких эмоциях. За более чем столетнюю историю он сохранил свою уникальность, оставаясь воплощением романтизма и новаторской хореографии Михаила Фокина

🔍Спасибо, что дочитали статью до конца! Если вы хотите узнать больше о великих произведениях искусства, подпишитесь на наш канал «Драматические времена». Здесь вас ждут увлекательные истории, редкие факты и глубокие размышления о мире искусства✨