Найти тему

Краткий пересказ «Экспонат №» Борис Васильев

Оглавление

Произведение Борисова "Экспонат №" посвящено судьбе Игоря Силантьева, молодого солдата, который ушел на фронт в годы Великой Отечественной войны и не вернулся. Это история не только о потерянной жизни юного солдата, но и о трагедии его матери Анны Федотовны, которая всю свою оставшуюся жизнь хранила память о сыне через его письма. Произведение передает атмосферу военного времени, трагедию матерей, потерявших детей, и их многолетнюю скорбь.

«Экспонат №» Борис Васильев
«Экспонат №» Борис Васильев

Основные персонажи произведения

  • Игорь Силантьев — главный герой, молодой солдат, ушедший на фронт в 1941 году. Он мечтал о возвращении домой и поддерживал связь с матерью через письма. Его образ символизирует молодое поколение, ставшее жертвами войны.
  • Анна Федотовна — мать Игоря, которая всю жизнь хранила память о сыне. Её переживания, страдания и любовь к сыну пронизывают всю повесть. Анна — символ материнского горя, продолжавшегося до конца её дней.
  • Владимир — сосед Игоря, также участвовавший в войне, но вернувшийся домой. Володя стал связующим звеном между прошлым Анны и новой жизнью, образуя вокруг себя новую семью.
  • Римма — девушка из соседнего подъезда, о которой Игорь мечтал переписываться с фронта. Позже она вышла замуж за Владимира, что вызывало неоднозначные чувства у Анны.

Краткий пересказ рассказа «Экспонат №»

Действие начинается в октябре 1941 года, когда Игорь Силантьев уходит на фронт, оставляя свою мать, Анну Федотовну, в горе и тревоге. В последний момент он обещает вернуться, но это обещание так и не будет выполнено. Уже в декабре Анна Федотовна получает письмо от Игоря, в котором он пишет, что они успешно сражаются с врагом и надеется, что его соседка Римма, на которую он питал нежные чувства, напишет ему письмо. Однако после этого письма приходят только известия о его гибели.

Анна Федотовна не может смириться с потерей и начинает свято хранить письма сына. Каждую ночь она перечитывает их, словно общаясь с Игорем, создавая свой ритуал. Её жизнь, казалось бы, остановилась в декабре 1941 года, несмотря на то что вокруг неё течёт другая жизнь. Соседи продолжают жить, и в коммунальной квартире, в которой она живёт, происходят изменения. Владимир женится на Римме, и это вызывает глубокую рану в сердце Анны Федотовны — Римма должна была быть связана с её сыном, а не с Владимиром.

Прошли годы, но Анна Федотовна продолжает жить в своей боли, каждый вечер читая письма сына. Когда Владимир и Римма решают назвать своего первого сына Игорем в память о погибшем, Анна Федотовна находит в этом утешение. Однако, когда ребёнка решают назвать другим именем, её сердце вновь наполняется горечью.

С течением времени Анна Федотовна теряет зрение, но ритуал с письмами продолжается благодаря внучке Танечке, которая учится читать и заменяет Анне её глаза. Письма становятся последней ниточкой, связывающей Анну с сыном и прошлым. Но однажды школьники, которые посещают её дом, убеждают Анну Федотовну передать письма в музей, считая их "экспонатом". Письма исчезают, и вместе с ними умирает последняя живая связь Анны с сыном. Внутри неё больше не звучит голос Игоря, и она ощущает, что потеряла его окончательно.

Заключение

Борисов в "Экспонате №" показывает, как война разрушает не только жизни солдат, но и судьбы их близких. Анна Федотовна — это символ вечной боли и утраты, которая живёт в сердцах матерей, потерявших своих сыновей. Через её историю автор подчёркивает, что память о погибших может сохраняться только через живую связь, а превращение её в "экспонат" уничтожает эту связь. Автор напоминает о хрупкости памяти и о том, что война оставляет глубокие раны, которые не заживают с годами.