Найти тему
WorkTruck

Мигранты в грузоперевозках будут сокращены, но есть нюанс

Оглавление

Друзья, в РФ грядет повышение стоимости трудового патента на 30%. И этот срок не за горами - январь 2025 года. Инициативу выдвинули в Санкт-Петербурге. Расхлебывать очередной перекос в борьбе за и против придётся всей стране.

Чем это грозит логистической сфере? Есть ли ресурс у работодателей? Что станет с мигрантами?

Давайте разбираться. Поехали!

Дорогой патент

Следующий год, когда власти примут в работу законопроект Минтруда и соцразвития России, станет поворотным моментом в деле сокращения трудовых мигрантов. При этом их число в сфере перевозок не будет превышать разрешенных 24%. Да, эти изменения еще на стадии проекта, но уже вызывают настороженную реакцию профессионального сообщества.

Известно, что работники из Средней Азии – это не самые надежные и желанные рабочие единицы. Так, генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов на своем горьком опыте убедился, что такое водитель из ближнего зарубежья, который не выходит в рейс спустя 1,5-2 месяца и без каких-либо объяснений.

И уже в следующий раз, когда фирму решили почтить своим вниманием 10 “ценных специалистов”, им был дан твердый отказ. Да, можно было по быстрому закрыть сразу несколько “горящих” позиций, но с другой стороны - быть заложником чьих то хотелок не хочется. Таким же табором мигранты и увольняются, если их что-то не устраивает. Логистика - это не место для капризов и вымогательства.

Если смотреть глубже, то в 2025 году стоимость содержания водителя из СНГ станет дороже. К примеру, в северной столице уже подготовили законопроект  об увеличении коэффициента, который отражает нюансы рынка труда региона. При этом данный показатель взлетит с 1,597 до 2,083. То есть патент будет стоить уже на 4600 рублей, а 6000 рублей.

Можно смело декларировать, что для иностранцев из: Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии разрешительный документ станет суммой трех слагаемых:

  • региональный коэффициент;
  • фиксированный авансовый платеж (1200 рублей);
  • коэффициент-дефлятор (2400. руб.).

Последний зависит от расчетов Минэкономразвития. Надо отметить, что трудовой патент набирает в цене с 2018 года. Примечательно, что самый дорогой документ формируется в Саха Якутии, где мигранту придется выложить 13 000 рублей.

Чуть ниже цена в ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ) - 11600 рублей. В Твери за патент возьмут 10700 рублей. В СЗФО самый большой ценник получился в Карелии - 8800 рублей.

Эксперты уверены, что в этом вопросе чиновники должны придерживаться комплексного подхода. Да и системность никто не отменял. В этом плане важно, чтобы иностранцы регулярно получали на рабочем месте курсы повышения квалификации, возможность оформить документы, но и система объективного контроля также должна иметь место.

На первом месте должна стоять безопасность как для компании, так и для страны. Рост миграции и качественная подготовка могут остановить взлет ЗП и стабилизировать уровень предложений. Пока же российские ТК продолжают компенсировать дефицит местных кадров приезжими. В том же «Скиф-Карго» около 10% водителей – выходцы из Белоруссии.

Мигранты, на сокращение!

Минсоцразвития решил сократить число иностранцев в ТК до 24%. Такая процентовка уже обнародована на официальном сайте нормативно-правовых документов.

По неофициальной информации, сейчас состав штата водителей может на 70% состоять из приезжих специалистов.  Но тут картина по стране разнится. И все зависит от позиции властей. В Краснодаре - квота равна 0%. То  есть в этом регионе заниматься перевозками иностранцам запрещено. В Красноярском крае - уже 20%, а в Магаданской области - уже 30%.

Президента Ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»  Владимир Матягин уверен, что рынок могут ждать глобальные потрясения. Не каждый работодатель потянет такие ЗП, чтобы удержать водителей. Январь 2025 года - слишком близкая дата в переходном периоде.

Неплохо было бы сначала создать соответствующие условия для появления новых водителей. Иначе на кого нужно будет менять ушедших мигрантов? Сценарий, когда фуры встанут на прикол вполне вероятен.

Рассмотрим тенденции на примере компании «Скиф-Карго». В прошлом году она увеличила автопарк с 50 до 100 тягачей. Однако большого простоя техники при этом не было. Этот показатель не превысил и 30%. И весь секрет в высокой заработной плате.

В марте 2023 года в ТК произошло первое увеличение ЗП, а потом еще в июле и ноябре. И если в 2022 году средний доход водителя составлял 100 000 рублей, то уже в текущем году эта сумма составляет от 200 000 рублей. Также подросли и суточные - с 600 рублей до 1000 рублей. Таким образом, простой снизился до 5%.

Что касается уровня доходов водителей в 2024 году, то особого роста не будет. Ресурса у логистов попросту нет. На кону еще миллион и тележка других насущных проблем.

Но и об исключительности водителей все же забывать не стоит. Пусть львиная доля работяг и не надевает корону на голову, но все же свою значимость люди ощущают. Пока рынок логистики строится вокруг кандидата.

Такие вот пироги!