Друзья, все проблемы наши импортеры списывают на проблемы с транзакциями за границу. Так, производители КНР часто отказывают в предоставлении российской стороне товаров двойного назначения пока за них не подойдет предоплата.
К чему это приведет? Что заставляет так действовать Пекин? Давайте разбираться. Поехали!
Запрещенные товары из КНР
Конечно, в первую очередь мы имеем в виду электронику, промоборудование и другую аппаратуру. Причина? Августовский санкции. Ведь среди нескольких сотен компаний в списке экономических рестрикций оказалось 46 компаний из КНР. В связи с этим имеем тщательные проверки со стороны китайских банков.
По факту, импорт продолжительное время задерживается на складах, что привело к удорожанию доставки на 15%. Игроки рынка логистики просят у государства помощи. На этом фоне китайские товарищи приостановили отгрузки товаров до поступления оплаты.
Президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов напомнил, что в августовском пакете санкций вашингтонский обком дал четкий сигнал Пекину. Финансовые организации поднебесной намек поняли и взяли под козырек.
Уже 29 августа пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков официально озвучил, что Москва и Китай ищут совместное решение проблемы. Что ж, хотя бы признали ее наличие. Конечно, без порции бла-бла-бла о солидном партнерстве и чрезмерном давлении Запада не обошлось. И чтобы уж совсем не расстраивать бизнес пришлось закинуть “косточку” в виде абзаца про братский дух и конструктивное решение всех имеющихся задач.
Ну, это все пиар, а что на практике? На практике имеем случаи, когда китайские банки возвращали деньги за…отгруженный товар. Все дело в неподтвержденной «санкционной чистоте», сетует генеральный директор компании Atvira Екатерина Кизевич.
Вторичные санкции (угроза их применения) заставляет КНР возвращать деньги даже если товар уже пересек границу с РФ. Да, в этом плане китайцам “проще” (логика прощай) сделать возврат перевода.
Вице-президент общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Николай Дунаев отметил, что зачастую перевод в Китай может зависнуть даже по договорам на неподсанкционные товары. И если ранее российская сторона могла получать товар под кредит доверия за счет многолетних отношений, то с августа и эта возможность исчезает.
Те, кто зашел на китайский рынок недавно не имеют шанса получить товар под честное слово, а оплата за продукцию может идти неделями и месяцами. Забавно, но в погоне за перестраховкой китайцы блокируют сделки на всякий пожарный даже с чисто гражданскими товарами. Это может быть: промышленное и электрическое оборудование, электромашины и трансформаторы, электроника, станки. Часть из них находятся в разделах для товаров двойного назначения. Это своего рода “чувствительные” для оборота изделия. Касательно БПЛА еще надо доказать, что они не будут использованы в военных целях.
Все это означает, что банки из КНР в таких сделках проявляют максимум перестраховки, констатирует председатель Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич.
Также к товарам двойного назначения эксперты относят: микрочипы и электронные компоненты; промышленные линии; компоненты для авиационной и космической промышленности; оборудование для связи и навигации. Иногда Пекин накладывает вето на продажу строительной техники, нефтегазового оборудования, аппаратуры для энергетики.
Стоимость логистики растет
Многие китайские банки максимально жестко отслеживают входящие платежи. Есть возможность оплаты товара через 3-и страны, но в этом случае китайцы все также ищут малейшие признаки “русских денег”. Лайфхак с накоплением платежей и проводкой одного, но большого уже не работает. Крупная транзакция, наоборот, привлекает излишнее внимание.
Скорость обработки платежа зависит от категории товара, а не размера транзакции, уверены эксперты. При этом небольшие платежи за продукты питания или товары для детей проходят быстрее.
Не обходится и без влияния финансовых посредников, которые диктуют свои правила при зачислении валютной выручки от экспорта российских товаров на зарубежные счета.
Сейчас все больше увеличивается финансовая нагрузка на импортеров из-за увеличившегося срока ожидания товаров в портах или складах. Стоимость доставки растет.
Даже 14 дней просрочки, не говоря о месяце или двух, уже влияют на себестоимость продукции. Бизнес обязан взвинчивать цены, чтобы нивелировать расходы на обслуживание кредитов. Да, средний чек на перевозки в международном секторе вырос на 15%. В сентябре 2024 года объем логистики в конечном ценнике составляет 4-10%.
На фоне проблем с платежами вырос срок доставки сборных грузов. Операторы тратят массу времени на отслеживание источника платежей огромного числа отправлений. После перепроверки факт перевода денег еще надо должным образом заверить.
Такие вот пироги!