Совсем недавно, 8 сентября, отмечался Международный день грамотности. А кто прививает нам грамотность с малых лет? Конечно же, учителя! Поэтому герой сегодняшнего интервью — педагог с двадцатилетним стажем, учитель русского языка и литературы Анастасия САРАНЧИНА. В настоящее время наша героиня готовится к защите диссертации в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
— Анастасия Владимировна, на ваш взгляд, какого человека можно считать грамотным?
— Полагаю, что грамотный человек — это не тот, кто пишет и говорит без ошибок, а тот, кто уважает себя, свой язык, свое окружение, не позволяя слушать исковерканную речь. Он может ошибаться, но всегда осознает, что сделал ошибку, и знает, как ее исправить. По мнению многих исследователей, грамотность не является врожденной способностью, она закладывается, в первую очередь, в семье: с самого рождения ребенок слышит речь близких людей, мамы и папы, и, если она скудна, грамматически неправильна, с обилием слов-паразитов, навряд ли ребенок будет говорить и писать грамотно, даже обучаясь в школе. Хотя бывают и исключения.
— Почему важно быть грамотным? Например, на ЕГЭ по русскому языку за орфографические ошибки в сочинении сейчас снимают всего несколько баллов. Может ли это означать, что грамотность становится не так актуальна?
— Грамотным быть важно. Это принцип жизни. Грамотный человек более ответственный, дисциплинированный, вежливый, уважающий себя и других людей. Грамотность помогает и в профессиональной деятельности, ведь важно не только писать без ошибок, но и говорить так, чтобы тебя понимали и воспринимали. Вся наша жизнь связана с общением, поэтому сейчас говорят о функциональной грамотности и коммуникативных навыках как о ключевых условиях профессиональной деятельности. По речи человека можно определить многое: скажи мне несколько слов, и я скажу, кто ты. Думаю, с образованным, грамотным человеком общаться намного приятнее.
Становится ли менее актуальной грамотность? Нет. Просто на первое место выходит умение создавать высказывание, логично, четко и ясно выражать мысли, аргументировать свою точку зрения. Эти навыки приобрести намного сложнее. Если мы неправильно написали слово, то можем заглянуть в орфографический словарь. Если сомневаемся в запятой, то можно найти правила постановки знаков препинания. А вот словарей и справочников по созданию грамотных с точки зрения коммуникативных аспектов текстов, устных высказываний — нет.
— Что можно сказать о современных школьниках — насколько они грамотны в своем большинстве?
— Если мы говорим о языковой грамотности, то лично я считаю, что ее уровень достаточно низкий. Что подтверждают не только результаты ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, но и другие виды работ в школе. В старших классах — более осознанный подход к обучению, поэтому «бичом» остаются запятые, орфографических ошибок становится меньше. Сделала такое наблюдение: в диктантах школьники делают много ошибок, а в сочинениях — меньше. Для своих текстов дети выбирают знакомые и понятные им слова и конструкции, поэтому и ошибок меньше, хотя качество работы страдает от речевых недостатков.
— Людей сильно волнуют чужие ошибки. Как вы думаете, откуда идет столь нетерпимое трепетное отношение к чужой грамотности?
— Это чаще беспокоит только грамотных. Не зря же пословица гласит: «В чужом глазу соринку замечаем, а в своем бревна не видим». Я думаю, сильно тревожит это тех, чья деятельность связана с языком: учителей русского языка, журналистов, дикторов, актеров. Лично мне «режет ухо» чужая безграмотность, хотя со временем уже смирилась и не исправляю всех подряд. Людей больше волнует — когда поправляют, указывают на недостатки. Кто-то признает и принимает, пытается стать грамотнее, а кто-то в ответ еще и оскорбит. Хочется слышать чистую, красивую речь, но не все такие эстеты.
— Какой бы вы могли дать совет для развития грамотности?
— Раньше советовали больше читать. Хороший способ, развивает орфографическую зоркость. Но не всегда и не всем помогает. Есть пример из личного опыта: ребенок вообще не читал, мог осилить единичные произведения из школьной программы и все. Но у него были абсолютно грамотная речь и письмо.
Нет универсального средства. Желание нужно. Читать, писать, использовать словари для проверки, что-то прямо учить надо, например правильное произношение и ударение, можно переписывать тексты с последующей проверкой себя, писать под диктовку, анализировать ошибки.
— Как вы относитесь к гаджетам для проверки правописания и программам, которые можно установить или найти в онлайн-доступе?
— Сомнительно. Но основной лексический запас проверить можно. Орфографию (то есть правописание слов) лучше проверять по официальным лингвистическим словарям, до сих пор актуальны словари под редакцией Сергея Ожегова и Дмитрия Ушакова, в том числе в электронном виде. Не изменились фундаментальная лингвистика, нормы языка, орфографические правила, хотя была попытка облегчить систему правописания. То, что есть в открытом доступе, не всегда правильно. Нужно знать, как работать с информацией в Интернете, понимать, что достоверно, а что нет.
— «Педагогом ты можешь быть до тех пор, пока учишься сам», — сказал Адольф Дистервег. Вы согласны с этим изречением?
— Абсолютно согласна. Главная способность учителя и важная компетенция — самообразование, саморазвитие. Последнее время происходит очень много изменений в области образования, каждый год корректируют образовательные программы, содержание по некоторым предметам, актуализируются требования к результатам обучения. Нужно уметь приспосабливаться к новым условиям, быстро перестраиваться, выбирая эффективные методы и приемы обучения. Учитель по сути — это вечный студент: ежемесячные обучающие вебинары, семинары, по 3–5 курсов повышения квалификации за год. Но именно это дает нам возможность быть в курсе всевозможных нововведений и изменений, ориентироваться в большом потоке информации, обмениваться опытом, общаться с коллегами. Сама я учусь всю жизнь: после окончания в 2003 г. специалитета (квалификация «учитель») в 2010 г. поступила в магистратуру по направлению «Лингвистическое, эстетическое и литературное воспитание школьников». В 2017 и 2019 гг. побывала в г. Сочи в образовательном центре «Сириус», куда прошла конкурсный отбор на курсы по подготовке одаренных детей в рамках литературного творчества. В 2021 решила поступить в аспирантуру и больше погрузиться в научно-исследовательскую работу. Образование позволяет мне не только качественно вести уроки, но и оказывать методическую помощь учителям, заниматься наставничеством.
Кристина ВОРОНИНА
Фото из личного архива Анастасии Саранчиной