В статье: способы самостоятельного окрашивания фотополимерных смол (фотополимеров, ФПК) для mSLA 3D-печати.
Предисловие
Как уже было сказано в предыдущей статье – палитра цветов производителей фотополимеров обычно избыточна для печати «технички» или фигурок под окраску, но всегда недостаточна для печати чего-то, что не желательно окрашивать. Например, для печати корпуса нужного цвета или рассеиваетеля для сигнальной лампочки. В этой ситуации единственный выход – окрашивание смолы самостоятельно.
Чем можно окрасить смолу без ухудшения характеристик?
Ну, во-первых есть официально рекомендованный производителями способ – при помощи специальной пигментной пасты. Сейчас в РФ можно купить специальные пигментные пасты от Hardlight и Fan To Do. Они являются производителями/локализаторами смол и знают, что рекомендовать. Есть и другие пигментные пасты, но насколько они совместимы с фотополимерными смолами для 3D-печати – неизвестно. При покупке необходимо обращать внимание на состав набора – есть наборы как CYMK+W, так и цветов, не соответствующих стандарту.
Но это пигментные пасты. Они не дают прозрачного цвета. Для рассекателя сигнальной лампочки – подойдет – слабая окраска пигментами в тонком слое почти прозрачна. Но для других использований – может не подойти.
Поэтому во-вторых – спирто/жирорастворимые красители. Самые распространенные – анилиновые. Продаются в порошке. Порошком трудно окрашивать и его трудно дозировать, поэтому для практических целей их лучше заранее растворить в абсолютизированном изопропаноле и окрашивать уже раствором. Производители смол пользуются именно такими красителями, поэтому тут можно не бояться чего-то испортить.
В-третьих Уже есть готовые растворы красителей в изопропаноле, нужного цвета, иногда с добавлением пигментов мельчайшего перетира. Это «алкогольные чернила».
В-четвертых… Паста из шариковых ручек. Именно паста, а не гель из гелевых. Её тоже лучше предварительно растворить в изопропаноле.
Обычно продаются ручки черного, красного, зеленого, синего и фиолетового цветов, но если поискать - можно найти и наборы с большим количеством цветов.
Еще способы окрасить смолу...
И все? Из способов, радикально не меняющих свойства фотополимеров и не ухудшающих механические свойства – все. Но если готовы рискнуть и ухудшить механические свойства, или изменить реактивность, или загустить фотополимер, или увеличить его агдезию в пленке, то вот полный перечень того, что можно использовать:
Сухие пигменты неизвестной степени перетира
Пигментные пасты для эпоксидной смолы неизвестной степени перетира (если степень перетира менее 1 мкм – они не отличаются от пигментных паст для окрашивания фотополимеров)
Пигментные пасты «Палиж», серия Полимер-О и Полимер-S (другие серии – несовместимы с фотополимерной основой)
«Холодные» эмали УФ-сушки
УФ-чернила для принтеров
«Ногтевые» гель-лаки
Акриловые густотертые краски (обычно продаются в тюбиках для живописи)
Акриловые витражные краски
Краски УФ-отверждения
Чернила и растворы для заправки маркеров и фломастеров на спиртовой основе, без добавления других растворителей
Пигментные пасты на водной основе
Сильноокрашенные фотополимеры
Каждый из вышеперечисленных способов окраски имеет свои недостатки – изменение механических свойств (не всегда ухудшение!), изменение реактивности фотополимера, и т.п.
Например, ногтевой гель-лак сильно загущает фотополимер, увеличивает его реактивность, ухудшает механические свойства гибких фотополимеров, не изменяет механические свойства «обычных» фотополимеров.
Обо всем этом – в следующей статье.
Базовые знания, необходимые для окраски фотополимеров
Для начала - ознакомится с предыдущей статьей.
Далее - основные постулаты, которые надо помнить:
Количество красителя, пимента не должно превышать 0,5% по массе, максимум 2%. Практически пигметных паст и красителей достаточно несколько капель на 100 мл фотополимера.
Смешение цветов в фотополимере отличается от смешения цветов на бумаге и достичь нужного оттенка бывает трудно.
Самыми трудными цветами являются:
Белый цвет. Оттенок сильно зависит от исходной желтизны фотополимера, получить два одинаковых оттенка практически невозможно. Поэтому, если вам нужен белый фотополимер – надо сразу окрашивать весь объем смолы на всю партию деталей, иначе они будут отличаться по оттенку.
Серый цвет. Серый цвет получить не трудно… трудно получить нужный оттенок и невозможно его повторить. Необходимо окрашивать весь объем смолы на всю партию деталей.
«Глухой» черный цвет. Ни красители (нигрозин), ни пигментные пасты (сажа газовая) не дают непрозрачного черного цвета. Даже в толстом слое черная деталь будет прозрачна «на просвет». Немного «заглушить» прозрачность можно добавкой белой пигментной пасты (окиси титана). Получить совсем непрозрачный черный цвет невозможно.
Коричневый цвет. Коричневый цвет – смесь сразу четырех пигментных паст (вариант 1 – смесь белой, голубой «циан», пурпурной «мажента» и желтой, вариант 2 - смесь белой, черной, пурпурной «мажента» и желтой) в нужной пропорции, которую поймать практически невозможно. Практически можно рекомендовать такую последовательность окраски – белой пигментной пастой добиться нужной белизны и непрозрачности, добавить желтую и пурпурную пасту для получения красно-коричневого цвета нужного оттенка, потом медленно, по каплям, добавлять голубую пасту, пока не получиться коричневый, потом каплями голубой или пурпурной пасты добиться нужного оттенка коричневого цвета. Как вариант – после получения красно-коричневого цвета сделать его более темным добавкой черного пигмента.
Смешивать рекомендуется только пигментные пасты с пигментными пастами или красители с красителями. Почему? При смешении пигментов с красителями получаемый цвет отличается от стандартного смешивания. Красители слабо меняют цвет пигментов, и, наоборот - даже небольшое добавления пигментной пасты сильно «забивает» цвет красителя. Но, с другой стороны – это можно использовать для небольшого изменения оттенка фотополимера. Основной цвет получаем смешением пигментов, на нужный оттенок получаем добавлением красителя. Такой принцип используется в пигментных пастах «Палиж» - большинство цветов представляют собой смесь пигмента с красителем, который изменяет оттенок пигмента.
Окрашивать можно как небольшой объем фотополимера прямо в ванне (при помощи силиконовой лопаточки, при этом надо соблюдать аккуратность, чтобы не повредить пленку), так и сразу весь объем фотополимера в исходной таре. Можно окрашивать небольшой объем полимера в промежуточной таре.
Начинать опыты надо с окрашивания небольшого объема, чтобы не "испортить" весь фотополимер.
На этом пока все.
Предыдущие статьи: