Найти тему

Хорошая книга с секретом: о романе Надежды Антоновой «От отца»

Юлия Великанова – поэт, редактор, публицист, член Московской городской организации Союза писателей России, шеф-редактор портала «Печорин.нет» – делится с читателями своими впечатлениями о романе Надежды Антоновой «От отца», дает оценку жанровому решению, композиции, языку произведения.
Юлия Великанова – поэт, редактор, публицист, член Московской городской организации Союза писателей России, шеф-редактор портала «Печорин.нет» – делится с читателями своими впечатлениями о романе Надежды Антоновой «От отца», дает оценку жанровому решению, композиции, языку произведения.

Что за книгу нам предстоит прочесть? Перед нами новеллы-«фотографии», условно связываемые вступлениями и послесловием, набранными курсивом. Итак, поговорим о книге Надежды Антоновой «От отца» в авторской рубрике шеф-редактора портала Юлии Великановой.

Семь историй, условно мною названных: Чистюньлаг – Сёстры-близнецы – Труп в музее современного искусства – Тарту в 1945 – Старики-сваты в одной квартире – Другая любовь – Алтай, люди и нежить.

Окончательная художественная победа автора надо мной произошла там, где проявилась история любви – в 4 главе – Алексея и Люси.

В основе первой главы тоже любовная история, но там чувства скорее промельком и больше «поверьте на слово». Молодая женщина Мария, привезшая в Чистюньлаг валенки, на мгновение встретилась взглядом с заключённым, мельком отметила его сходство с героем фильма «Большой вальс». А ещё у Марии муж такой, что от него к любому зэку сбежишь, а уж тем более – к зэку-интеллигенту…

А Алексей влюблён осязаемо, чувственно, по-настоящему, предельно честен, когда на войне душевное идёт вразрез с «мужским голодным естеством».

Но и первая глава меня очень впечатлила. Тем, как это написано. Подкупает документальной достоверностью и безэмоциональностью, которая тем не менее рождает у читателя целый калейдоскоп чувств,

Вторая часть – бессчётная курьёзная история про близнецов – запоминается скорее оригинальностью идеи, антуражем, атмосферой.

Третья глава – просто потрясение. Полное ощущение, что буквально в наши дни где-то неподалеку живёт по-настоящему страшный человек, которого с каждой страницей всё сильнее хочется убить. Одно то, как этот Павел Евгеньевич говорит! «Слышь, флюорограмма пучеглазая, ты ж даже когда в ванну лезешь мыться, не помнишь, в какой карман мыло сунул. Как ты печку-то сложил? Ума ведь, как у ракушки!..». Подобного уникума, наверное, надо было автору услышать в реальности.

Как уже становится понятно, в отдельных главах книги-фрагментах- «фотографиях» рассказываются истории отдельных людей. Внятно, просто, подробно и убедительно. Талантливо. Да, пожалуй, это не картины их жизни, это именно качественно снятые фотографии.

Некоторые истории вмещают немалый временной промежуток. А уж событий и страстей в иных – хоть отбавляй. Но все они рассказаны довольно стремительно, словно время ограничено.

Почему именно эти персонажи и эти истории? Ответ, наверное, знает только автор. Могло бы историй быть больше или меньше? Думаю, да.

Необыкновенно подкупает и притягивает фотографическая точность, наблюдательность, пристальность, спокойная повествовательность: уже упомянутые герои первой и третьей фотографий – Мария и Павел Евгеньевич Троцкевич.

Из новых потрясений уже к концу чтения – седьмая история, легенда о бабке-алтайке, неприкаянной дочери человека и нежити.

Читать

Надежда Антонова – поэт, прозаик, родилась в 1979 году в Барнауле, окончила Лингвистический институт на базе АлтГПУ и Академию труда и социальных отношений. В 2005 году переехала в Москву. Работала преподавателем, секретарем, администратором, специалистом по подбору персонала. Член Российского союза профессиональных литераторов. Автор сборника прозы и поэзии «Сновница» (Барнаул: ПРИНТ22, 2019), романа «От отца» (М., «Эксмо», 2022).