Найти тему
Зернов.РосНОУ

Рейтинг – инструмент многофункциональный

4 сентября в Российской академии образования прошло совместное заседание рабочих групп и общественных советов «О подготовке рейтинга университетов БРИКС». Началось оно с приветственного слова председателя организационного комитета, президента Российской академии образования, академика РАО Ольги Юрьевны Васильевой. Она отметила, что данное мероприятие имеет особую важность, поскольку призвано решить такую важнейшую задачу как продвижение российского образования за рубежом, прежде всего, в странах БРИКС. Понятный всем и доступный для каждой страны рейтинг является универсальным инструментом, позволяющим определит положение вуза относительно других, выяснить его потенциал, привлечь студентов и инвестиции.

Выступая с докладом, ответственный секретарь Объединённой рабочей группы, руководитель рабочей группы по международному позиционированию, член Общественного совета при Минобрнауки РФ, кандидат технических наук Дмитрий Эдуардович Гришанков напомнил, что все глобальные рейтинги имеют странную особенность: одни страны в них позиционированы лучше, а другие почти не видны.

- Впрочем, Россия «плохо видна» во всех рейтингах, несмотря на объективно неплохие показатели, и в настоящее время ситуация лишь усугубилась, - отметил он. - Например, до 2012-2014 годов международные рейтинги «не видели» даже Физтех, один из лучших вузов нашей страны. А после 2014-го большинство международных рейтингов открыто дискриминируют российские университеты, включая их участие в вузовских олимпиадах и конкурсах. Дошло до того, что международная организация IREG Observatory в 2022 году приостановила членство российских вузов во всех структурах, связанных с рейтингованием, наукометрией, проведением олимпиад и т.д. Наблюдаются проблемы с цитированием российских авторов и наукометрическими системами.

По словам Дмитрия Эдуардовича, просто игнорировать это всё нельзя, ибо ни одна страна не может претендовать на технологический суверенитет, не имея национального рейтинга, отражающего и защищающего её интересы. Даже если взять такой момент, как упоминание ТОП-5 или ТОП-10 вузов где-либо в СМИ, стоит признать: у людей информация закладывается в подсознание, и когда возникает вопрос, куда пойти учиться самому или куда стоит отдать своего ребёнка, сразу же в памяти всплывают название «тех самых, лучших» университетов. А ведь выбор людей одновременно означает и направление финансовых потоков – как частных, так и государственных.

- В 2014 году Российский Союз ректоров инициировал создание глобального рейтинга со штаб-квартирой в России, - напомнил Гришанков. – В числе основных требований к нему – учёт общественной роли университета как одного из ключевых факторов в рейтинговой модели, отказ от использования субъективных показателей (в том числе экспертных опросов, а также оптимизация удельного веса библиометрических показателей) и вовлечение в разработку методологии рейтинга академического сообщества и широкого круга международных экспертов.

В итоге по поручению Президента РФ под руководством Российского союза ректоров был создан международный рейтинг «Три миссии университета». Его курирует Объединенная Рабочая группа РСР, РАН и РАО, а оператором проекта выступила Ассоциация составителей рейтингов.

-2

На сегодняшний день, без преувеличения, можно сказать, что получился самый масштабный международный рейтинг с охватом 2000 университетов из 112 стран. В нём представлены все действующие вузы России – 457 вузов из 81 региона.

В отличие от стран англосаксонского мира (США, Канада, Великобритания, Австралия и др.), в которых главный упор при рейтинговании делается на количество освоенных ресурсов и наукомерические показатели, в рейтинге «Три миссии университета» учитывается общественная роль вуза – то, насколько он нужен стране. Отсюда, собственно, и его название.

-3

- Университеты англосаксонских стран сосредоточены преимущественно на решении научных задач и зарабатывании денег, - пояснил Гришанков. - При этом образованию и взаимодействию с обществом уделяется меньшее внимание. Научная миссия западных вузов оценена существенно выше, чем их образовательная и социальная деятельность. А университеты стран БРИКС, напротив, более успешны в образовательной компоненте и в реализации общественной миссии, уступая странам англосаксонского мира по объемам финансирования и цитированию научных работ. Вузы БРИКС больше фокусируются на служении обществу и на решении задач национального развития в интересах своих государств. Мы же образованию отводим 45%, науке - 25%, и вводим ещё такой показатель как связь с обществом - 30%. По мнению ряда международных экспертов, это открывает новую веху в развитии всех рейтингов.

Докладчик не стал скрывать, что наши некоторые коллеги по БРИКС крайне настороженно относятся к любым оценкам и предложениям, связанным с рейтингованием. По их мнению, в итоге кто-то неминуемо окажется первым, а кто-то последним, и это внесёт раскол в сообщество. Да и в целом, если посмотреть на членов стран БРИКС, можно увидеть, насколько они разные, у каждой свои национальные особенности, свои образовательные и научные системы, своё правовое поле. Однако большинство всё-таки согласны: для роста и развития надо понимать, где твоя сильная и где слабая стороны, и тут уже без сравнений и оценок никак не обойтись.