Существует миф, что первоначальные операционные системы были на столько сложны, что использование их было крайне затруднительно, да и при их маленьком размере (всего несколько сотен килобайт) они с коробки позволяли записывать программы в шестнадцатеричном коде, и позволяли записывать программу на магнитную ленту. Так например простая программа, которая позволяла выполнять некоторые определенные действия занимали часть магнитной ленты и постоянно при использовании ее, мы слышали характерные звуки. Те, кто хоть раз ставили компьютерную кассету в магнитофон, уже не забудут никогда этот самый звук. Плюс еще ни кто не забудет звук подключающегося модема.
Мой интерес к старым системам не с проста. Иногда хочется понять, что же было в них такого, что просто становилось сенсацией. Так вот, именно то, что удобство использования, в сравнении с командной строкой, и дает им популярность. Это все позволяет более наглядно организовать хранение информации. Доступ к всемирной паутине, позволяет получить больше полезной и не очень информации. Но давай углубимся в историю взаимодействия человека и машины, чтобы понять, на сколько сильно поменялась концепция взаимодействия.
Самым первым способом влияния человека на машину, являлась перфокарта. И устройства, которые создавали эти перфокарты — являлись своего рода физическим интерфейсом ввода данных. Первые ламповые компьютеры появились еще в середине XX века и занимали как минимум помещение одного маленького многоквартирного дома, выделяли очень много тепла и гудели как хорошая трансформаторная подстанция. А система ввода-вывода сводилась к перфокартам и перфолентам. Позже, вывод стал на матричном принтере. В конце 1950 — начале 1960 с началом массового изготовления транзисторов, появились первые мониторы и клавиатуры, на тот момент современные компьютеры стали гораздо меньше, всего лишь пара платяных шкафов, появилась запись информации на магнитную ленту, и возможность отображать информацию на экране. И только в конце 1960х, человечество задумалось о создании простого и удобного интерфейса. Но только в начале 1970 получилось реализовать этот феномен. В одних случаях — это как графическая надстройка над командной строкой, в других как самостоятельная полноценная операционная система. И так начиная с начала 1970 — началась эра графических систем. На самом деле — это упростило возможность изучить компьютерную науку и позволило значительно популяризовать компьютер. На рубеже XX и XXI веков графические оболочки стали весьма популярны среди обычных пользователей и к середине 2020х, этот феномен стал обыденностью. Но гонка за графикой стала не просто спортивной, но и имела весьма коммерческий смысл. Так вот с конца 1970х многие на тот момент современные производители компьютерных систем стали стараться создавать идеальные на тот момент операционные системы для обычного пользователя и к середине 1980х стала очевидно то, что графический интерфейс заменит командные строки, Бэйсик и так далее. Только одно государство пока еще на тот момент не разработало своих графических систем с системой управления манипулятором типа «Мышь». Но попытки создания графических систем все же были. Но они не увенчались успехом, потому что после развала СССР поддержка этих попыток заменилась ввозом «Буржуйских» системных решений. Таким образом, современный компьютерный мир России, это прежде всего импорт. А вот импортозамещение — увы и ах, весьма коммерчески недоступно обычным гражданам. Ну вот, мы и подходим к кульминации этой статьи — а что вообще сейчас старые операционные системы, имеют ли они смысл в использовании в середине 2020х?
На самом деле, старинные операционные системы, которым уже гораздо больше двадцати лет от первого выхода стали мягко говоря неактуальными. И только энтузиасты используют их с определенными целями. Например для ретро-игр, или для создания каких-то независимых комплексов (прежде всего для управления еще более древними технологиями или в качестве систем DIY разработки). Самые первые графические операционные системы, получившие максимальную популярность стали: Windows 95, OS/2, которые в каком-то роде являлись совместимыми между собой, но были разработаны разными корпорациями.
Первые графические версии операционных систем от Apple Inc. и естественно Unix системы с графической оболочкой. Но благодаря финскому разработчику Линусу Торвальдсу в 1991 году появилось новое направление в Unix - подобных системах которое стало стремительно набирать популярность. Это семейство операционных систем Linux. Многие скажут, что не знают, почему они набирают популярность и как это возможно, а я вам расскажу, что это именно так. Такие устройства как современные смартфоны — используют как минимум две современные платформы, одна это iOS, а вот вторая, точнее семейство операционных систем и графических оболочек — Android, которое по иронии судьбы является одним из возможных графических систем семейства Unix - подобных систем на основе ядра Linux и вот по этому, именно эта операционная система может смело считаться Linux - подобной. Но графический интерфейс мобильных решений, появился через год, после того, как появился Linux, и стал прорывом в технологиях мобильных решений. Но даже это не стало проблемой, так как первые мобильные операционные системы также появились в середине 1980х и стали захватывать мир. А что в то время мобильного было? Наладонные портативные компьютеры, которые в свою очередь стали переходить от командной строки к монохромной графической системе, а в последствии, стали получаться отличные решения для активных работ вне офиса. Вот как раз благодаря этих систем и возможностей графического интерфейса, мобильные телефоны 1990х стали оснащаться графическим карусельным меню, и в дальнейшем появилась возможность использования сетки пиктограмм — что стало неким графическим интерфейсом без операционной системы. Так в конце 1990х появились первые коммуникаторы и в начале 2000х мир стали захватывать умные устройства. И так, получается что романы Р. Брэдбери стали весьма пророческими. Вернемся к винтажным системам. Мобильные устройства того времени не могли решать такого спектра возможностей, что решали компьютеры и если поставить самый мощный компьютер под управлением скажем Windows 95 и современный смартфон под управлением Android или iOS, то мобильные решения превзойдут по возможностям таковые компьютеры только тем, что доступ к Интернету у них на порядок выше и возможность совершать видео звонки без проводов и долгого ожидания соединения. Так что получается, древние операционные системы можно похоронить? А тут есть еще один вопрос, а зачем? Сейчас существуют ресурсы, в котором есть в свободном доступе исходные коды к этим операционным системам, которые могут стать возможностью для разработчиков — и могут позволить создать собственную подобную операционную систему для личных целей. Например создать на основе исходного кода Windows 95 какую-то систему с современными «плюшками» скажем для планшетного компьютера, с возможностью использования всех возможностей «железа» и при этом иметь весьма интересную производительность. Но это уже другая история. Коллекционирование образов винтажных систем — это своего рода изучение старины и интерпретация ее в современный вид. Так например некоторые написанные операционные системы для компьютеров СССР (естественно энтузиастами, и естественно на общественных началах) стали так называемыми сторонними системами, которые в свою очередь могли изменить ход истории компьютерной техники СССР, но в 1991 году СССР развалился и открылись ворота для уже разработанных систем и компьютеров Запада. Таким образом — современные компьютеры — это прежде всего разработки не нашего поколения, а разработки различных поколений начиная с конца XIX века. И чем дальше смотрим в будущее, тем больше мы замечаем коммерческий интерес в разработке новых возможностей персональных компьютеров и не только. Но многие современные концепции «Умной техники» берут свое вдохновение в прошлом и литературе фантастов XX века. Но все графические интерфейсы сначала появлялись на 8-битных компьютерах как надстройка, затем улучшались на 16-битных и на 32 — 64 битных стали вершиной пирамиды для современных устройств. Не смотря на то, что современные компьютеры, как правило, 64 битные, их операционные системы имеют отголоски прошлого, которые ни куда не исчезали, а только улучшались. И на сегодняшний день, самая последняя версия Windows и iOS стали своего рода двигателями для разработки лучших графических интерфейсов Linux (об этих системах поговорим отдельно, так как именно этот феномен, очень разнообразен). И так, опыт прошлых лет и возможности современного программирования позволяют получить лучшие решения для современного пользователя персональным компьютером, но энтузиасты все равно смотрят в прошлое, чтобы создать лучшее будущее. Так вот с помощью виртуальных машин и возможностей всемирной паутины, современные энтузиасты изучают прошлое из под современности, не покупая горы компьютеров и дискет на аукционах, тем самым экономя свой бюджет. А энтузиасты в сфере игр, благодаря виртуальных компьютеров могут поиграть в реально древние игры и попробовать себя в старых компьютерах, хотя информации о них практически не осталось. Так вот, мы плавно переходим к статье о виртуальных компьютерах и симуляторах прошлого для современного компьютера и об этом скоро поговорим, а также мы поговорим о эмуляторах и симуляторах мобильных устройств прошлого и я поделюсь опытом в изучении старины компьютерного мира.
А пока, если вам понравилась эта обзорная статья и вы хотите продолжить в том же духе, подписывайтесь и ставьте палец вверх.