Найти в Дзене

«Железная ярость» Криса Райта: нужна победа, за ценой не постоим

«Ненависть к своему человеческому естеству есть первейший из грехов». Так сказал примарх, о котором и не подумаешь, — Феррус Манус. Но он знал, о чем говорил: его сыновья мало-помалу помешались на том, чтобы заменять живые конечности аугментикой. Делало ли это их сильнее? Давайте разберемся. Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе Криса Райта «Железная ярость», который как раз повествует о сражениях Железноруких.

Диспозиция имперских сил — мир Гелат. Его захватывают некие «Террито». Отважные имперские гвардейцы сражаются из последних сил… и вдруг в их расположение врываются космодесантники в черном. Гвардейцы отчаянно отстреливаются, — разумеется, без всякого успеха, и, умирая, заявляют, что сражаются за Императора.

Брат-сержант Морвокс, хладнокровно истребляя их, возражает: не вы, а мы.

На самом деле у меня мгновенно возник вопрос: почему Железные Руки не поставили в известность о своем прибытии имперские силы на Гелате? Ведь предупредить несложно. Но проще оказалось выкосить союзников «дружественным огнем»… Впрочем, дальше еще интереснее: Террито оказывается имперской группировкой. Что за бедлам творится на этом Гелате?

Если вы начали знакомство с почтенным орденом Первого Основания — Железными Руками — с более новых романов Д.Гаймера, то в «Железной ярости» вы встретите многих старых знакомцев, в первую очередь Раута. Здесь он уже командир, и магос Ис дает ему интересную характеристику: «Он внимательно подходит к своим целям, но цена их достижения его не волнует».

Райт — один из тех писателей, от которых примерно представляешь, чего ждать. Он умело выстраивает сюжет, пишет динамично, хорошо управляется со стилистикой, давая выразительные описания и характеристики. В нескольких словах он представляет нам картину планеты после многодневных боев: горящие пепельные пустоши вокруг главного улья Шарден, скелеты бронетехники, гигантская логистическая работа по высадке и развертыванию имперских сил. Показано, что основная задача Космодесанта — это именно точечные удары, а главная кровь и мясо войны — это смертные войска. Их командир, лорд-генерал Нефата, личность столь же примечательная, сколь и сам Арвин Раут. И главный конфликт романа развернется не между имперцами и демонами (главзло в книге — демоны Слаанеш и призвавшие их руководители Гелата), а именно между Нефатой и Раутом.

худ.  Ilya Beliakov
худ. Ilya Beliakov

Райт обозначит этот конфликт буквально сразу же, когда выведет обоих героев на сцену. Нефата возмущен тем, что Раут использует его людей как расходный материал. Раут не понимает, что не так с его стратегией, — ведь она работает, и считает Нефату плохим командиром. Войска Механикус и Легио Асторум «Праксис», которые также участвуют в кампании, лавируют между ними и приспосабливаются к ситуации.

Из книг Гаймера я больше узнала об Арвине Рауте и его молодости. К этому парню в зрелости приспособиться крайне сложно — он делает исключительно так, как ему кажется правильным, и если в результате его «правильных действий» погибнут миллионы, тем хуже для них. Признаться, его развитие выглядит немного… огорчающим, ведь там рассказано, что он прошел суровую школу, мог бы стать более гибким и человечным; в конце концов, Кардан Стронос, магистр Ордена, научился мыслить шире, чем большинство Железных Отцов. В «Железной ярости» вся эта предыстория не рассказывается. Мы видим типичного представителя «Железной Десятки», с их достоинствами — храбрость, расчетливость, решительность, и с их же недостатками: черствость, жестокость, отсутствие гибкости, полное обесценивание человеческой жизни. Поэтому теперь с учетом других книг Арвин смотрится и вовсе мрачно. В молодости работал на инквизицию и даже с альдари? — ну бывает, а теперь он будет действовать как настоящий Железнорук: бросит тысячи солдат на убой, чтобы нанести рассчитанный удар, мы же победили, что не так?

Сам Райт не романтизирует и не идеализирует Железных Рук. Их первое появление сопровождается почти хоррорным описанием «чудовища в черном» — нашего приятеля Морвокса. Слово «монстр» — первая и в дальнейшем часто используемая характеристика. Причем Райт подчеркивает, что Железноруки не только выглядят, но и поступают как бездушные монстры.

Впрочем, нельзя сказать, чтобы он испытывал антипатию к своим героям. Он воспевает их силу и мощь, безжалостность, решимость и сообразительность. Иногда Райт откровенно любуется этой ужасающей машинной, бесчеловечной эффективностью; думаю, именно его роман привлек немало читателей в ряды поклонников Железноруких.

Худ. Vitaly Perevoshikov
Худ. Vitaly Perevoshikov

По совести, мои симпатии всю книгу были на стороне Нефаты. Он беспокоится о своих подчиненных, он озабочен тем, что их противники — в большинстве своем честные люди, введенные в заблуждение предательской правящей верхушкой планеты, и у него стальные… нервы. Чтобы спорить с Раутом, явно нужно больше силы духа, чем чтобы сражаться с любым противником. Даже его до крайности спорные решения продиктованы не трусостью и не предательством, а желанием сберечь жизни солдат. Рауту же до чужой жизни нет дела, ему и до своей-то жизни дела нет. Магос Ис приписывает такое поведение чрезмерной аугментации. Я полагаю, что дело обстоит наоборот: Железные Руки заменяют здоровые органы механическими даже не из презрения к «слабой плоти», а чтобы вытравить в себе последние остатки человечности.

В книге будет еще одна небольшая сюжетка: простых солдат — жителей планеты Хади и Мариво. Это обычные, ничем не примечательные люди, живые и чувствующие, связанные дружбой — а может быть, и больше, чем дружбой (Хади девушка, Мариво парень), у них достаточно мужества, но до храбрости Нефаты им далеко. Райт играет на контрасте, показывая, во что превращает людей война — и во что превратили себя Железные Руки. Мариво погибает смертью храбрых, но Железнорукие не оценят его доблести: люди для них — заведомо слабые, а слабость им ненавистна. Морвокс думает только о том, чтобы искоренить в себе последние остатки слабости. Хади же незадолго до смерти подумает — нет, не о демонах, а о «спасителях» в черном: «Сколько времени им понадобится, чтобы покарать целый мир?» Да, астартес пришли не чтобы спасти, а чтобы покарать.

Я понимаю, почему многие восхищаются Железными Руками и их взглядом на мир. По мне, этот орден — один из самых пугающих среди лоялистов.