Найти в Дзене
Гаврилины сказы

ДЕЛО О КОЛОДКЕ

Жил да был на реке Оять отрок Амос. По национальности он был вепс, а по вероисповеданию-православный. И с младых ногтей тянуло его к монашеской жизни, потому 19-ти лет от роду он тайно бежал на Валаам, где и принял монашеский постриг и новое имя-Александр. В 1485 году по благословению настоятеля Валаамского монастыря монах Александр ушел в олонецкие дебри, к реке Свирь, где соорудил себе келью и подвизался на почве миссионерства, окормляя верой христовой окрестных чудинов: весь да корелу. Долго ли коротко ли, пришла пора ему помирать. Однако, Александр настолько прославился строгим постом да аскезой, что скоро на Святом озере близ его старой келейки возник монастырь. Спустя почти столетие после смерти святого, были обретены его нетленные мощи, и в Александро-Свирскую обитель валом пошли паломники, а сам монах был канонизирован.

Александр Свирский, икона
Александр Свирский, икона

Прошло еще столетие, и в 1734 году случилось происшествие, которое ярко демонстрирует, какая каша творилась в головах податного населения, лишь косвенно затронутого петровскими реформами, а в массе своей-столь же лешего и суеверного, как в древности. 

Однажды, узнав о странных религиозных практиках, распространенных в Александро-Свирской обители, первый вице-президент Священного Синода Феофан Прокопович обратился к архиереям: «…слышно де его преосвященству, что имелися Новгородской его преосвященства епархии в Александро-Свирском монастыре или близ того монастыря некие келья и колодка, которые народ, приходя, зубами грызут, того де ради посланным в тот монастырь к архимандриту Виссариону с братиею указом его преосвященства, Октября 3 дня прошлого 1734 г., приказано было им архимандриту с братиею учинить помянутой кельи опись справедливо и как ту опись, так и объявленную колодку прислать к его преосвященству с таковым их ответствием: чего ради именно оную келью и колодку зубами грызли?»

Александро-Свирский монастырь, фото конца 19 века
Александро-Свирский монастырь, фото конца 19 века

Тут есть от чего прийти в шок: на дворе первая половина 18 века. Уже стоит Петербург, пыхтят домны Олонецких горных заводов, Российская империя победила в Великой Северной войне и стала актором европейской политики. На берегах Невы в ассамблеях облаченная в причудливые костюмы знать пляшет кадриль и курит трубки, а в паре сотен верст от столицы тёмное мужичье в буквальном смысле зубами деревяшки грызет.

Что тут происходит вообще?

-3

Архимандрит обители провел расследование, чтобы выяснить, что за языческая ересь происходит на подведомственной территории. Открылось вот что: неподалеку от монастыря, в рощице стояла деревянная келья. Согласно преданиям, укоренившимся среди подчиненных монахов (странно, что сам отец-настоятель оказался не в курсе) и мирян появилось поверие, что келью срубил сам святой Александр Свирский. Келья эта поддерживалась в исправном состоянии, хотя архимандрит и не отыскал данных, при каком настоятеле и когда там проводился ремонт. Так вот, повадилась паства наведываться в эту келью, и грызть зубами самые старые бревна сруба, да некую колодку, что при той келье имелась. Что за колодка-из контекста не очень понятно, возможно-пенек, на котором дрова рубили. Олонецкие крестьяне свято верили в то, что если погрызть колоду или бревна кельи зубами, то можно излечиться от зубной хвори и прочих болезней, но ни самому архимандриту, ни монахам доподлинно неизвестно, работает данное средство, или нет.

Карельские крестьяне в 19 веке
Карельские крестьяне в 19 веке

По итогу расследования: «…колодка при том доношении сюда к его преосвященству за печатью их прислана и явилась вся зубами огрызена; и по приказу де его преосвященства его архиерейскою печатью, обвязав веревочкою, запечатана и хранилась поныне в конторе его преосвященства, а ныне де рассудилось его преосвященству, что о том надлежит донесть для известия Святейшему Правительствующему Синоду и ту колодку за печатью обьявить…».

Лесная келья
Лесная келья

Ученые головы Петербурга, ни мало не мешкая, решили положить подобному суеверию конец. И правда, негоже последние зубы об колоду стачивать, а потому на Синоде было принято решение: келью близ монастыря сжечь в присутствии монастырской братии и олонецких крестьян. Сжечь также и изжеванную колоду в канцелярии Св.Синода в Петербурге, а пепел от нее высыпать в воду. 

Кто-то возмутится: православные святыни спалили, прямо как безбожные борщевики. На мой субьективный взгляд-правильно сделали. Трудно и представить себе, сколько народу подхватило стоматит и прочие болезни ротовой полости, грызя колоду и надеясь на заступничество святого подвижника, и к каким печальным последствиям привела эта пугающая хтоническая практика. 

#история #религия #суеверие #юмор #ужас #хтонь #северпомнит #север