Предисловие
Информация из статьи пригодится не только для тех, кто любит посещать достопримечательности самостоятельно, без экскурсионных групп и спешки, но и туристам, которые планируют отправиться в Гатчину с организованной экскурсией. Осмотреть все достопримечательности дворцово-паркового ансамбля "Гатчина" с экскурсией Вам вряд-ли удастся, для этого необходим как минимум один полноценный день, а то и два.
Большой Гатчинский дворец является основной достопримечательностью музея-заповедника "Гатчина", в комплекс которого входят: Большой Гатчинский дворец, Приоратский дворец, Дворцовая ферма и большой парковый комплекс.
До середины ХХ столетия дворец-музей считался крупнейшим среди аналогичных культурно-исторических объектов, находящихся в окрестностях Ленинграда. Его нередко называли «Пригородным Эрмитажем» и даже «Замком русского Гамлета».
Расположение, как добраться
Музей-заповедник "Гатчина" расположен в 37 км от Санкт-Петербурга. Дворцово-парковый ансамбль в Гатчине территориально (все рядом, особенно для любителей пеших прогулок):
Большой Гатчинский дворец (г. Гатчина, Красноармейский проспект, д. 1)
Приоратский дворец (г. Гатчина, ул. Чкалова, 22а)
Дворцовая ферма (г. Гатчина, Красноармейский пр., д. 21)
Есть несколько способов добраться до Гатчинского дворца из Санкт-Петербурга самостоятельно. Рассмотрим несколько из них:
- маршрутное такси-автобусы (№№ К 18 и К 18-А (интервал движения 10-15 минут), выход из метро Московская по направлению к Авиационной улице, остановка находится за памятником В.И. Ленину на Московской площади на Демонстрационном проезде. Есть еще маршрут К-100, но пешком до Дворца займет минут 20. От метро Московская (выход из метро в сторону Алтайской улицы, остановка прям напротив дома Московский пр., 197) ходит муниципальный автобус 431 (интервал движения 40-50 минут).
- на электричке с Балтийского вокзала (доезжаете до станции метро "Балтийская" - красная ветка, далее на электропоезде с Балтийского вокзала до ст. "Гатчина - Балтийская пассажирская". Интервал движения в среднем 1-2 часа между поездами. От станции до Дворца где-то 600 метров (6-8 минут пешком).
- на автомобиле (можно воспользоваться каршерингом) поездка займет минут 30-40 (с учетом небольших пробок) по Киевскому шоссе с помощью навигатора.
История создания
Когда-то на месте Гатчинского дворца располагалось небольшое поместье с участком, которое принадлежало князю Борису Куракину. В 1765 году его выкупила Екатерина II для своего очередного фаворита - Григория Орлова. Он также негласно являлся отцом ее внебрачного сына – графа Алексея Бобринского. Такая дань от Ее Высочества была преподнесена не только, как знак внимания, но еще и в качестве благодарности Орлову, как одному из организаторов дворцового переворота, в результате которого Екатерина II и взошла на престол.
В 1766 году было начато возведение дворца по проекту архитектора Антонио Ринальди (он же строил монастырь Святого Августина в Риме, руководил постройкой третьего этапа Исаакиевского собора, Мраморного дворца и строительством многих зданий в Царском Селе и Ораниенбауме) в стиле итальянского палаццо. Строительство дворца было завершено в 1781 году.
В итоге, архитектура Гатчинского дворца сложилась из трех, связанных друг с другом частей. Центральный корпус был высотой в три этажа, а по бокам к главному строению примыкали две пятигранные башни, которые и придавали дворцу средневековый шарм. На южной башне были установлены часы, на северной же возвышался громоотвод.
Григорий Орлов недолго прожил в своей резиденции, он умер всего спустя 2 года после окончания строительства дворца – в 1783 году. После его кончины императрица Екатерина II выкупила усадьбу у наследников графа, его братьев, и уже через месяц преподнесла ее в качестве подарка своему сыну – князю Павлу Петровичу (он же будущий император Павел I).
Сам Григорий Орлов не жил в Гатчине постоянно, посещая дворец только во время охоты или отдыха, для Павла же Гатчина в дальнейшем стала поистине домом.
Дворец в период правления Павла I и его сына Николая I
Будущий Павел I не сразу принялся за работы в Гатчине, так как в то время он занимался возведением своей личной резиденции в Павловске (отсюда появилось и название дворца - Павловский дворец), названными в его честь. Поэтому, он не имел свободного времени и средств для реконструкции и благоустройства дворца в Гатчине.
К работам в Гатчине он приступил только в 1790 году. Павел I не хотел вносить глобальные изменения в облик дворца, поэтому просто указал расширить в нем служебные помещения. Работы начались в 1796 году, возглавил их итальянский архитектор Винченцо Бренна, который участвовал в строительстве многих зданий Павловска. В задачи архитектора входило: перестройка колоннады, открытых аркад и создание сквозного прохода в парк.
Гатчинский парк был разбит в живописном месте, обустроен в английском стиле и включал в себя сложную систему каналов и озер.
В былые времена к Серебряному озеру, что располагается в Гатчинском парке, можно было попасть из дворца через подземный ход. Сам ход сохранился и по сей день, но теперь он тупиковый. При Павле I пейзажный парк дополнили различными архитектурными постройками, появилось Адмиралтейство для кораблей озерной флотилии, по проекту В. Бренны также построили пристань-террасу, соорудили мосты, архитектор Н. Львов спроектировал Амфитеатр на территории парка. Память о романтических свиданиях императора с его супругой хранит павильон Венеры, который расположен на углу острова Любви и с трех сторон омывается водой Белого озера.
Самой необычной постройкой дворцового комплекса является Приоратский (Земляной) дворец. По задумке архитектора Н. Львова, который предложил необычную и весьма экономичную технологию, была построена летняя резиденция из земли землебитным способом (когда слои спрессованного суглинка проливаются известковым раствором). По этой технологии построены стены дворца, ограда, придворцовые постройки.
По расценкам 1798 года землебитные стены обошлись тогда государственной казне - 2 000 руб., аналогичные из камня стоили бы в 12 раз дороже.
Работы по строительству Приоратского дворца завершились в 1799 году. По замыслу дворец был возведен для приора Мальтийского ордена - принца Конде, но по назначению дворец так никогда и не использовался. Принц Конде на тот момент отправился воевать в Швейцарию, а полноправным владельцем Приората стал Павел I - он же, великий магистр Иерусалимского Ордена Св. Иоанна. Так его провозгласили Мальтийские рыцари, которых Павел I приютил в России после изгнания Наполеоном.
После окончания всех реконструкционных работ дворцового ансамбля в 1799 году, Император Павел прожил недолго и был убит в 1801 году в Михайловском замке, а Гатчинский дворец перешел в собственность его жены. Павел I царствовал четыре года, четыре месяца и четыре дня. Мария Федоровна (жена Павла I) после его смерти велела внести небольшие изменения в Гатчинском дворце - переделать внутреннее убранство, а также оборудовать помещения для зимнего проживания. После ее смерти дворец перешел во владение сына – Николая I, который и провел более масштабную реконструкцию дворца. Еще при жизни Мария Федоровна распорядилась о порядке дальнейшего наследования загородного комплекса в Гатчине. Сначала он должен был перейти в пожизненное пользование Николаю I, а затем к его прямым потомкам по мужской линии.
Николай I велел перестроить Кухонное и Арсенальное каре (четырехугольные пристройки по бокам основного здания), которые изменились до неузнаваемости. В них появились подвальные этажи, а высота первого и третьего этажей была увеличена, второй этаж стал антресольным. Эти изменения привели к тому, что каре затмили центральный корпус и он перестал выделяться. Поэтому, к башням в основной части дворцового комплекса пристроили еще один этаж.
Кроме того, была перестроена парадная лестница, к одному из балконов центральной части добавили навес с чугунными колоннами, разобрали старые бастионы и возвели новые.
Все эти серьезные изменения в конструкции дворца стали последними - в дальнейшем проводились только поддерживающие реставрационные работы. В 1851 году перед дворцом установили памятник Павлу I работы скульптора Ивана Витали, он стал символом всей Гатчины - статую нередко можно встретить в виде сувенирной продукции.
Николай II провел свое детство в Гатчинском дворце, будучи еще цесаревичем, вместе со своими родителями. Семья императора занимала помещения Арсенального каре, отмечая их уют и «отсутствие стеснения». Однако, в дальнейшем император Николай II прибывал в Гатчинский дворец с семьей лишь наездами, предпочитая постоянное жилье в Царском селе.
Послереволюционное и военное время
В период февральской революции 1917 года и после отречения Николая II от престола, Временным правительством было принято решение о переводе императорских дворцов в статус национальных музеев.
Таким образом, Гатчинский дворец был переведен в статус национального музея и стал открыт для посетителей с мая 1918 года. По сохраненным данным уточняется, что ежегодно музей посещали около 20 тысяч человек. Интерьеры императорской резиденции сохранялись в новом музее до 1941 года, с началом войны была проведена эвакуация сотрудников и наиболее ценных экспонатов. Хотя, в некоторых записях сохранилась информация о том, что внутреннее убранство дворца: мебель, ковры и скульптуры частично начали вывозить еще с 1926 года с целью дальнейшей продажи. До 1941 года музей Гатчинский дворец в Санкт-Петербурге являлся одним из самых крупных пригородных музейных учреждений.
Когда стало известно об объявлении войны, работники музея-дворца начали готовиться к налетам. Дворец и другие строения на территории дворцово-паркового ансамбля "Гатчина" были подготовлены к атакам насколько это было возможно. Ценности были отправлены подальше от центральной части России 4 эшелонами и еще 1 отправился в Санкт-Петербург. Все, что осталось - укрывали в подвалах, закапывали в парке, заваливали мешками с песком.
В июле 1941 года начались бомбежки Гатчинского района немецкой авиацией, в результате которых дворец значительно пострадал, в августе этого же года было значительно повреждено Арсенальное каре. Немного позже бомбы нанесли ущерб основному зданию и двору.
До 1944 года дворец находился в оккупации у немцев, перед отступлением фашисты его заминировали и подожгли. Некоторые из оставшихся ценностей были полностью уничтожены, часть из них - украдена и вывезена в Германию. До сих пор на одной из стен сохранилась надпись, выскобленная на штукатурке: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто», реставраторы оставили ее в нетронутом виде.
Здесь Вы можете посмотреть видео о былом облике дворца, период его оккупации немцами и поджог после их отступления. Видео снято мною на территории Гатчинского дворца во время осмотра экспозиции. Качество, правда, вышло не очень из-за темного помещения и преломления света. Так что, не судите строго))
Послевоенная реконструкция
После окончания войны к реконструкции приступили не сразу, да и реконструкцией это было назвать сложно, скорее восстановительными работами. Усилия делались только для того, чтобы здание можно было хоть как-то использовать. Поврежденные барельефы закрывались обычными металлическими щитами, восстанавливались перекрытия между этажами, монтировались - окна, крыша.
На тот момент речи о полноценном воссоздании музея и не шло, так как тогдашняя власть считала это делом нерентабельным. Предметы интерьера и прочие ценности дворца, которые удалось сохранить, были перераспределены между 24 музеями на территории СССР. До сих пор сотрудники музея "Гатчина" пытаются их найти и вернуть в родные стены, не всегда успешно.
В разные годы в здании дворца размещались Военно-Морское училище и ВНИИ «Электростандарт», а в 1960 году было принято решение о лишении его статуса памятника архитектуры. Только спустя 10 лет удалось добиться признания дворца - культурным наследием, но работы по реконструкции долгое время не утверждались.
Сдвинуть ситуацию с места удалось А.С. Елкиной - заслуженному работнику культуры, главному хранителю Гатчинского дворца-музея. Решающую роль сыграло письмо - обращение ХХV съезду КПСС о необходимости проведения реставрационных работ Гатчинского дворца, подготовленное ею совместно с соратницей А.И. Зеленовой. Целых 8 лет она добивалась освобождения здания и начала реконструкционных работ.
Аделаида Сергеевна внесла большой вклад в сохранение и реставрацию архитектурных и исторических сооружений Гатчины и Гатчинского района, активно содействуя работе Общества по охране памятников культурного наследия. С 1968 по 1998 годы она была верным работником Гатчинского дворца, а в последние годы стала сотрудником и Павловского дворца-музея.
Работы по реконструкции дворца начались в 1976 году под руководством архитектора М. М. Плотникова, а в 1985 году были открыты три парадных зала дворца для посещения. Восстановительные работы продолжаются по сей день.
Гатчинский дворец сегодня
Внешний облик Гатчинского дворца совместил в себе элементы средневекового замка и роскошной загородной усадьбы. В фасаде выделяется центральный корпус с башнями, увенчанными часами и громоотводом, полуциркулярные галереи, служебные каре – Кухонное и Арсенальное.
Благодаря расположению на возвышенности он будто доминирует над окружающей территорией. Нет излишних украшений, все пилястры, колонны, парапеты, аттики органично вписываются во внешний вид и дополняют друг друга. Северный фасад дворца, обращенный к дворцовому парку и озеру, выглядит более скромно, а южный, выходящий на плац и Липовую аллею, более величественно.
Напомню, на интерьеры Гатчинского дворца повлияли 2 разных итальянских архитектора - Антонио Ринальди и Винченцо Бренна. Первый уделял внимание изысканной лепке и паркетам из ценных пород деревьев, часто использовал в росписи природные мотивы – цветы, листья, плоды. Второй же сочетал античность с барокко, любил позолоту, сложный орнамент, гобелены. За всю свою историю Гатчинский дворец не раз менял свое убранство.
В настоящее время во дворце можно посетить Аванзал, который служил приемной для гостей, Мраморную столовую, где проводились парадные обеды и ужины, Верхнюю тронную Павла I – самую роскошную из 4 имеющихся. В Малиновой гостиной представлен один их 3 гобеленов, сделанных по мотивам «Истории Дон Кихота», остальные 2 были ранее перевезены в Павловский дворец, их пока не удалось вернуть на историческое место. Парадная-опочивальня, состоящая из 5 личных комнат Марии Федоровны (жены Пала I), поражает роскошью. Белый зал – самое просторное помещение дворца, выставка старинного охотничьего оружия XVI-XIX веков и другие залы дворца - доступны для посещения.
В Гатчинском дворце также есть подземный туннель, который выходит за пределы дворца и заканчивается гротом «Эхо» в парке на северной стороне дворца. Протяженность данного тоннеля составляет 120 метров.
На территории музея-заповедника "Гатчина" проходят различные концерты, в том числе с участием симфонического оркестра, театрализованные игры-экскурсии для групп, различные выставки, полуденные выстрелы из пушки на территории Приоратского дворца каждое воскресенье в 12:00.
Дворцовая ферма
Ферма находится на территории дворцово-паркового ансамбля в живописном уголке под названием Сильвия. Маршрут до фермы через Дворцовый парк довольно живописный. По пути Вы увидите: северный фасад Гатчинского дворца с балконом на втором этаже, куда из Тронного зала выходил император Павел I, Чесменский обелиск - это один из самых первых памятников, прославляющих победу русского флота над турецким в Чесменской бухте, развалины Лесной оранжереи, Колонну Орла. Далее пройдете через Сильвийские ворота и попадете в парк Сильвия, потом прямо по центральной дорожке дойдете до Дворцовой фермы.
Ранее царские особы приходили на ферму в специальный «павильон для отдыха», чтобы отведать домашнего молока, сыра и творога.
На территории Дворцовой фермы обитают различные животные: добродушная якутская лайка Менелая, Сэр Козел и 2 его подруги-козочки Сильва и Мальта, ослик Моисей, эму Ерофей и Прасковья, белые павлины и кошка Матильда, а также гуси и сазаны. Общение с животными вдохновит не только юных посетителей, но и старшее поколение.
Кроме того, Дворцовую ферму можно посетить и с экскурсией, на которой Вас познакомят с комплексом фермы, ее постройками и обитателями, расскажут, чем отличается молоко коз от молока овец, для каких целей использовались разнообразные молочные продукты в прежние времена. Также Вы сможете приготовить собственную вариацию французского сыра шевр.
Стоимость посещения экспозиций
Гатчинский дворец (Парадные залы, Арсенальный зал, Личные комнаты Николая I, Дворцовая церковь, Оружейная галерея, подземный ход + текущие выставки):
- Взрослые - 600 руб.
- Учащиеся/пенсионеры - 300/400 руб.
- Семейный билет (двое взрослых с детьми) - 1500 руб.
Приоратский дворец
- Взрослые - 300 руб.
- Учащиеся/пенсионеры - 150 руб.
- Семейный билет (двое взрослых с детьми) - 750 руб.
Дворцовый парк
- Взрослые - 200 руб.
- Учащиеся/пенсионеры - 100 руб.
- Семейный билет (двое взрослых с детьми) - 500 руб.
Дворцовая ферма
- Взрослые - 300 руб.
- Учащиеся/пенсионеры - 150 руб.
- Семейный билет (двое взрослых с детьми) - 550 руб.
Можно также приобрести единый билет на экспозиции Гатчинского и Приоратского дворцов, комплексный билет на все экспозиции дворцово-паркового ансамбля "Гатчина" в определенные временные периоды.
Актуальную стоимость билетов на осмотр экспозиций, дополнительные экскурсионные, интерактивные и концертные программы уточняйте на официальном сайте музея-заповедника "Гатчина".