Отец Константин, если предлагается решение спора силовым путем, надо ли драться?
– Это кто спрашивает?
– Ребенок спрашивает.
– Если ребенок, то да. Я на женщину-учительницу не похож, я мужчина, редкий элемент в школьной среде. И я считаю, что если других способов нет, надо драться однозначно. Это какой-то совершенный пароксизм, когда женщины-христианки воспитывают в своих детях толстовство, к христианству не имеющее отношения: если тебя бьют – надо уступить, если тебя обидели – попроси прощения, если хотят забрать игрушку – отдай ее и так далее. Они ломают психику ребенка.
Ребенок должен научиться отстаивать свои границы. Это часть его социализации. Если кто-то лезет за пределы его границ, он должен встать на их защиту. Если обижают слабого, он должен научиться вставать на защиту слабого. Это забыто почему-то давно.
«Ваш мальчик драчун». – «И что? А по какой причине он дрался?» – «Там кто-то отобрал игрушку, он за него заступился». – «И что, это плохо, что ли?» – «Ну, нельзя же драться». – «Почему нельзя? Да, взрослым нельзя. У них есть, во-первых, разум, во-вторых, какие-то иные рычаги – суды, наконец. А это дети».
Если мы говорим, что, видя зло, насилие, жестокость, неправду, ты должен молчать и терпеть, мы ломаем ребенка. Мы не воспитаем его христианином — мы воспитаем его либо трусом, либо просто подонком. Потому что он не будет способен реагировать на добро и зло. Он не знает ни того, ни другого. Он знает только, что надо сидеть и молчать.
Да, когда он вырастет, надо вырабатывать другую модель поведения. Буквально сегодня в храме общались с человеком как раз на эту тему. Он жаловался на то, что не может подставить щеку другому. Говорю: «Это плохо, Христос так сказал. Но понимаешь, дорогой, что подставить щеку как христианский подвиг имеет смысл только тогда, когда ты можешь дать сдачи физически и душевно.
Если не можешь дать сдачи, а подставляешь щеку, то это не христианский подвиг и не добродетель, ты просто трус.
Ты просто идешь по линии наименьшего сопротивления, как бы чего не вышло. «Да ладно, делайте что хотите, хоть ноги об меня вытирайте, только давайте сохраним добрые отношения». Это не то. Когда ты можешь дать сдачи во всех отношениях, но ради Христа этого не делаешь, тогда это добродетель, подвиг. А если ты и не можешь дать сдачи, то это к христианству не имеет отношения.
Поэтому сначала надо научить ребенка, чтобы он некоторые вещи умел делать, особенно если это мальчишка. Ему потом Родину защищать. Вот у нас в итоге и получилось, что беда пришла, а люди не хотят защищать ни Родину, ни семью, ни мать, ни жену – никого. Не то чтобы не могут — этому хотя бы можно научиться, а не хотят.
Телеканал "Союз", передача "Беседы с батюшкой", интервью с о. Константином Корепановым (04.09.2024)