Всем привет, друзья! С вами, как всегда, Рома-гробовщик. Сегодня у нас будет большой и интересный пост о самой, на мой взгляд, страшнойи в то же время самой лучшей книге великого Американского писателя Стивена Кинга. Да-да, это именно то, о чём вы подумали: я говорю о "Кладбище домашних животных".
Дальше будут спойлеры. Если вы ещё не читали книгу - то извините, без спойлеров никак.
Как и положено хорошему роману ужасов, книга начинается очень мирно. Семья Крид -- папа Луис, мама Рейчел, пятилетняя Элли и двухлетний Гейдж -- переезжает на новое место жительства. Луис должен работать доктором в местном университете.
Всё очень мило: тихая деревушка, вокруг лес, уютные домики, в которых живут дружелюбные соседи... Как сказал персонаж другого ужастика, написанного совсем в другой стране и в совсем другое время: "Доброе место! Тут бы жить да ловить рыбу".©
Одно только всё портит: дорога, по которой день и ночь гоняют грузовики. А собственно, почему бы и да, как говорится: шериф далеко, видеонаблюдение на дорогах ещё не изобрели, ну а знак... да какая разница, чо там нарисовали.
"Благодаря" этой самой дороге, в деревнет появилось то, что кто-то сочтёт местной достопримечательностью, ну а для здешних детей -- горе. А именно: кладбище, на котором дети хоронят погибших на дороге (или просто умерших от болезни либо старости) любимых зверюшек.
Дружелюбный сосед по имени Джад (имя писатель явно выбрал не случайно, позже мы к этому вернёмся) устраивает Кридам прогулку на это кладбище.
Для маленькой Элли это стало настоящим потрясением. Ведь у неё тоже есть домашний любимец -- кот Черч. Которого она любит до безумия. Значит, если все эти домашние питомцы умерли по тем или иным причинам -- однажды умрёт и Черч. А значит -- и мама, и папа, и сама Элли, и её маленький братик -- тоже смертны. И это может случиться когда угодно...
Миссис Крид этого не одобряет: она сама в детстве перенесла тяжкую психологическую травму (старшая сестра, из-за болезни превратившаяся в настоящее чудовище, умерла у неё на руках), и теперь слышать не хочет ни о чём, связанным со смертью. Но если не считать этого досадного эпизода -- всё, в общем-то, в порядке.
А тут и ещё одна неприятность: в первый же рабочий день на руках у Луиса умирает первый пациент -- студент, сбитый машиной.
Перед смертью Виктор, так зовут (звали) юношу, пытается о чём-то предупредить. Да и не только перед смертью, но и после.
А так всё о'кей.
Как сказал один поэт: так бы жизнь и шла, и шла. Но вдруг -- ах, как же всегда не кстати бывает это самое "вдруг"! -- случается то, чего так боялась малышка Элли: котяра находит свою смерть под колёсами машины.
Сама Элли об этом так и не узнала: Луис отправил семью на праздники к тестю. И Луис думает, что это к лучшему: дескать, закопаю кошака, а дочке скажу, что он просто сбежал. Но тут на помощь приходит Джад. Тот самый дружелюбный сосед. У него есть идея получше.
Оказывается, кладбище домашних любимцев -- это ещё не всё. Если перелезть через страшный бурелом, потом перейти через болото, а потом ещё и преодолей исполинскую лестницу -- и увидишь то, что мало кто видел. Более чем странное место. Говорят, там когда-то было кладбище индейцев. Похорони здесь своего любимца, и... А что -- "и"? Узнаешь на следующий день.
А на следующий день...
Да, да, ребята! Черч вернулся!
Правда, не совсем таким, каким был прежде. Стал агрессивнее -- хозяину морду лица расцарапал, да ещё начал мочить крыс, ворон и прочую мелкую живность, чего раньше не делал. Плюс ко всему прочему ещё и воняет, и ничем эту вонизму не вытравить. Словом, буги-вуги наконец начинаются.
Смерть кошака -- это не смертельно, сорри за каламбур. Последствия воскрешения -- тоже можно пережить, особенно если не знать. А вот когда под колёсами машины гибнет малыш -- это уже что-то. Такого и врагу не пожелаешь!
Боюсь даже вообразить, что чувствовали Криды.
Естественно, родители и старшая дочка просто убиты горем. Но тут есть существенная разница: ни Рейчел, ни Элли не знают, что есть на свете не только кладбище домашних любимцев, но и этакое себе интересное дополнение к нему, которое может сотворить чудо. А вот Луис -- знает.
И с этого момента карусель чертовщины крутится с сумасшедшей скоростью!
Невзирая на все предупреждения, Луис осуществляет задуманное.
И Гейдж вернулся. Но -- каким?!
Конец дружелюбному соседу...
Потом приехала мама, и... Ну вы поняли.
Луис делает то, что должен сделать. Хотя, конечно, лучше было бы это не затевать вообще, тогда бы и не пришлось.
А далее он действует уже не сам. Его ведёт кто-то другой.
Счастливого финала не ждите.
А теперь давайте попробуем разобраться, о чём эта книга. О смерти? О страхе потерять близких? О том, что мёртвым лучше оставаться таковыми?
Не только. Книга, как и любое другое великое произведение -- шире, глубже и выше.
Среди прочего -- эта книга и о том, как сходят с ума.
Первый толчок безумию Луиса дала смерть Виктора Паскоу. Наш добрый доктор терзаетсят чувством вины. Это бы ещё ничего, но дальше -- больше: кошак, которого Луис своими руками зарыл в землю, на следующий день возвращается домой. Согласитесь, трудно удержать рассудок на месте!
После этого безумие героя плавно нарастает. Например, когда заболевшего Гейджа стошнило прямо на стол -- Луис начинает ржать как ненормальный. В другой раз он со смехом (!) рассказывает Рейчел о шестерых парнях, которые вздумали покататься на санях и переломали себе руки и ноги.
Ну а уж после смерти Гейджа Луис прямо-таки летит в бездну безумия. Он не контролирует себя от слова совсем. А тут, как говорил один мой друг, очень набожный парень: "Если ты себя не контролируешь -- тебя контролирует кто-то другой".
А вот кто этот "кто-то другой"?
Зло, согласно Кингу, не только внешне. Оно вокруг нас и одновременно -- внутри. Даже доброжелательный дружелюбный сосед Джад, действующий, как ему кажется, из лучших побуждений -- и тот служит тёмным силам.
Кстати, помните, я в начале говорил о том, что его имя выбрано явно не случайно? Джад в оригинале пишется Jud -- а это ни что иное, как Иуда! Судите сами: он знал, что воскрешение ни к чему хорошему не приводит. Не принесёт радости ни хозяевам погибшего зверька, ни самому зверьку, если на то пошло. И, тем не менее, потащил Луиса туда! А сам, между прочим, когда умерла его жена -- отнюдь не поспешил. Сохрани нас боже от таких соседей!
Хотя при этом Джад и сам где-то понимал, что поступает неправильно.
Ну а что же то самое внешнее Зло?
А оно больше всего любит обратить самые светлыеи чувства себе на пользу. Согласитесь, что может быть лучше любви? Например, любви родителей к своему ребёнку? За это демон и ухватился. Зная, как любит Луис своих детей, он подстроил несчастный случай на дороге. Потом помог убрать семью из дома на время. Заставил Джада уснуть, потом вернул домой Рейчел...
А что послужило началом? Правильно -- любовь!
Вот такие дела. А вы что об этом думаете? Пишитев комментариях, это интересно. Если понравилось -- ставим лайк, ну и подписаться не забываем.
Всегда ваш,
Рома-гробовщик.