Сегодня у нас на очереди столица Дагестана - Махачкала. Два года назад на поезде из этого города у меня ехали родственники. Охарактеризовали его одним словом: "Ужас". И маршрут был достаточно экзотичным - Махачкала-Тюмень. И надо сказать, что не одно это направление там является интересным, а многие конечные пункты следования поездов из этого города вообще встречались нам очень редко в предыдущих обзорах. Здесь вообще и на привокзальной площади стоит памятник человеку, в честь которого назвали город:
Адлер
Не сразу появилось это направление в пассажирском сообщение, но по алфавиту оно идет первым:
- 1989 год - 22:58. Шел поезд через Армавир;
- 2024 год - 23:53, то есть почти на час дольше, чем на закате СССР.
Видимо, все-таки Каспийское море - это действительно не самая пляжная зона. Иначе бы вряд ли поезд в Адлер пользовался серьезным спросом. Но и сегодня есть вариант добраться до главного черноморского курорта страны напрямую.
Астрахань
Ну здесь в целом всё достаточно логично - два административных центра советских / российских регионов, расположенных недалеко друг от друга.
- 1961 год - время в пути 14:35;
- 1969 год - 14:00;
- 1980 год - 14:45;
- 1989 год - 14:50;
- 2004 год - 12:42.
В 2024 году такого отдельно поезда нет, но этим маршрутом проходят многие проходящие через Астрахань. И время в пути прямо радует - от 07:22 до 09:54.
Баку
То, что поезд в столицу соседней республики должен быть - это очевидно. Ведь Баку - это не просто же столица Азербайджана, это был город, на котором держалось всё экономическое развитие этого региона. Проходящие туда через Махачкалу и были всегда, а вот "свои" поезда оказались достаточно редкими гостями:
- 1969 год - 10:32.
- 2004 год - 09:43. По всей вероятности, это был урезанный "Азербайджан", который ранее ходил в Москву. У него и номер был соответствующий -№ 3/4. Вот только назывался поезде теперь "Достлуг". Пришлось лезть в Интернет и искать, что такое Достлуг. Оказалось, что это шельфовое месторождение нефти, расположенное на границе Азербайджана и Туркменистана. Месторождение достаточно крупное и перспективное, а потому каждая страна стремилась застолбить на него свое право разными способами. В том числе вот и поезд решили так назвать;
Буйнакс
Не так и далеко было между этими населенными пунктами. Однако то, что Буйнакс оказался несколько в стороне, привело к появлению сюда поезда дальнего следования. Думаю, что достаточно быстро его сменят пригородные на этом маршруте, но несколько лет направление существовало:
- 1961 - и вот здесь самое странное время, ибо никогда далее поезда на этом участке даже близко не приближались к результату 1961 года - 01:51. Причем я сначала думал, что ошибся, но там на этом направлении было аж два поезда и оба с примерно одинаковым временем;
- 1969 - 03:32. Поезд в приводится в справочнике, но показывается как пригородный;
- 1980 - а вот здесь уже обычный пригородный 4-х значной нумерации. Время в пути 2:16;
- 1989 - всё тот же пригородный, но на 6 минут медленнее - 2:22;
Воронеж
Уже в 1961 году из Махачкалы был поезд в Воронеж. Что связывало эти два региона, кроме относительной близости их расположения друг к другу, мне неизвестно. На мой взгляд они диаметрально противоположны в плане своего экономического развития. Но поезда между ними были:
- 1961 год - 34:21. Причем там как-то никто не заботился хотя бы об относительно удобном времени прибытия на конечную станцию - 00:26. Это еще раз доказывает, что поезд выполнял роль регионального пригородного на очень дальнее расстояние. Шел он через Минеральные Воды и Ростов-на-Дону с большим количеством остановок. По опыту прошлых статей такие поезда могут очень надолго задержаться в расписаниях разных лет, но...
- 1969 год - поезда на Воронеж не было. Появилось новое направление - на Баку, а вот Воронеж выпал;
Минеральные Воды
Вроде бы не так и далеко по карте между этими городами, но время в пути было весьма приличным:
- 1961 год - и вот здесь что-то снова странное. Поскольку никогда позднее поезд не доходил до Минеральных вод за 10 часов 4 минуты;
- 1969 год - 12:13. Причем из Махачкалы поезд был дневным;
- 1980 год - 11:02;
Москва
И вот здесь в разные годы были разные направления, а потому и время кажется несколько парадоксальным:
- 1961 год - через Ростов, Лозовую и Харьков - 41:54;
- 1969 год - тот же маршрут - 38:00;
- 1980 год - тот же маршрут - 40:31. При этом поезд № 193/194 показывается в справочнике как фирменный "Дагестан";
- 1989 год - тот же маршрут 41:17. Теперь это уже № 79/80, но название всё то же - "Дагестан";
- 1995 год - опять-таки тот же маршрут, но уже с пограничным контролем - 42:30;
- 2004 год - 40:30, но уже на Павелецкий вокзал;
В 2024 году между этими городами два поезда, но радикально разными маршрутами. Один через Астрахань, Саратов, Тамбов, Рязань, а далее на... Павелецкий вокзал. Причем без остановок на Павелецкий вокзал. И попадает он на него, петляя по самой Москве. Кроме как дань традиции, что в XXI веке он всегда прибывал на Павелецкий, я это объяснить ничем не могу. Ну и загруженностью Казанского направления, но там спорно, поскольку большую часть пути от Рязани он все равно преодолевает по казанской ветке вроде:
А потом в Москве вот такая замысловатая петля:
Вообще у меня в глубине души где-то сомнения, что он закладывает эту петлю именно в Москве, но остается поверить всезнающему Яндексу. Хотя там даже поворота на павелецкую ветку в районе Верхних котлов нет. Если вто в курсе, то жду ваши пояснения по этому вопросу. В общем, время в пути у него менее 40 часов.
А второй следует через Ростов, Воронеж (Придача), Липецк, Тулу, Калугу и прибывает на Киевский вокзал. Ну это еще более петляющий вариант, конечно:
И если до Воронежа всё логично, то затем резкий уклон вправо, потом влево. В результате, время в пути 43 часа 35 минут.
Ростов-на-Дону
Вообще закончить межрегиональный поезд из Дагестана в Ростове не представляется весьма логичным. Всё-таки через Ростов во все годы проходило уже огромное количество поездов и в самые разные регионы. По разнообразию направлений Ростов намного превосходит Воронеж, куда в отдельные годы также был поезд из Махачкалы. Вот только шли туда поезда ну очень небыстрые:
- 2004 год - 38:20. Да если внимательный читатель помнит, там до Москвы сейчас самый быстрый - это менее 40 часов. А тут до Ростова 38;
- 2024 год - 17:02. Ну такой разницы у нас еще не было. Это же более чем в 2 раза!
Ялама
Этот населенный пункт мне был вообще неизвестен до написания данной статьи. А оказалось, что это достаточно важная пограничная станция между Россией и Азербайджаном. Причем пассажирское движение по ней началось еще в 1900 году. Тогда здесь прошла частная Владикавказская железная дорога. Едут сюда посетители национального парка. Правда, в годы СССР,, когда сюда ходил отдельный поезд, никакого нацпарка еще не было, но лес, выходящий прямо к морю (это чуть ли не единственное место на всем побережье Каспия), явно уже был.
- 1980 год - 4:27;
- 1989 год - 4:35.
Есть новые направления и в расписании на 2024 год. Например, Махачкала-Санкт-Петербург. Время в пути около 53 часов. Мда... Это просто ну очень долго. Причем даже в сравнении с долгим московским. И это при том, что питерский тоже делают крюк на Липецк, но потом через Елец уходит сразу на Москву.
Ну и Махачкала-Тюмень, конечно. Время в пути 65 часов, При этом маршрут очень далек от прямого. Ну да вот железные дороги проложены:
А вот и фото его окна с табличкой:
Ну и туристический "Жемчужина Кавказа" здесь делает остановку. Но лишь на 1 минут. Главный его пункт назначения в Дагестане - это Дербент. Там 11,5 часов.
Вот на этом поезде, пожалуй, и закончим! Спасибо, что читаете!