Музыкальный художественной фильм «Тартюф» стал последней работой в кино замечательного советского режиссёра Яна Фрида.
Эту картину снимали на киностудии «Ленфильм» во второй половине 1991 года. Съёмки завершились в октябре, ещё в СССР, а премьера фильма состоялась в начале 1992 года уже в новой России.
Несмотря на то что фильм был снят при Советском Союзе, в нём уже не было государственных денег. Руководству «Ленфильма» и режиссёру пришлось искать частных инвесторов. Ранее утверждённый для киностудии бюджет на 1991 год был урезан почти втрое. Поэтому многие запланированные фильмы были отменены. Но этот фильм руководство киностудии решило запустить в производство всеми правдами и неправдами.
Проект показался заманчивым для новых советских предпринимателей. В нём было всё необходимое для будущего успеха: увлекательный сюжет из мировой классики, волшебная музыка Геннадия Гладкова и уже проверенная актёрская команда Яна Фрида, сплошь состоящая из советских кинозвёзд.
После успеха таких картин, как «Двенадцатая ночь», «Собака на сене», «Дон Сезар де Базан» и др., режиссёр Ян Фрид не без оснований считался одним из лучших мастеров советского кино в части экранизации произведений европейских классиков. И фильм «Тартюф», снятый по одноимённой комедии Мольера стал продолжением это серии работ.
Сюжет комедии французского классика режиссёр оставил практически без изменений. Но была особенность, которая многим показалась необычной. В своём произведении Мольер не указывает возраст главного героя. По мнению историков, он это сделал специально, чтобы расширить диапазон возможных исполнителей в театрах. Поэтому Тартюфа могли играть как молодые, так и вполне зрелые актёры.
Но, как было принято в европейских театрах прошлых столетий, главную роль в любой постановке всегда играл самый известный исполнитель в труппе. Который был ведущим актёром и многолетним любимцем публики. А это, как правило, были уже возрастные артисты.
Поэтому за прошедшие три столетия, как была написана пьеса, сложилось устойчивое мнение, что мольеровский Тартюф - это уже вполне зрелый, опытный мужчина. Часто бывало, что в спектаклях Тартюф и Оргон выглядели ровесниками, или около того. И публика считала это вполне нормальным.
А в 60-х годах прошлого века известный французский режиссёр и драматург Робер Тома в своей постановке изобразил Тартюфа вообще благообразным старцем. И спектакль имел большой успех!
Но Фрид решил сломать устоявшуюся традицию и отдал роль Тартюфа моложавому Михаилу Боярскому, которому в то время было чуть за сорок. А Оргона в фильме сыграл знаменитый Владислав Стржельчик, которому было уже за шестьдесят.
Такой Тартюф придал сюжету дополнительную динамику и тот нужный эмоциональный контраст, который и должен был быть между Тартюфом и Оргоном.
Кстати, позже во Франции на киноэкраны вышел «Тартюф», в котором главную роль сыграл вообще 30-летний актёр Филипп Торретон. Так что Ян Фрид в некоторой степени задал тренд омоложения Тартюфа.
Во время работы над «Тартюфом» Михаил Боярский был занят в Одессе на съёмках другого проекта («Мушкетёры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя»). И чтобы не изматываться на бесконечных перелётах из Одессы в Ленинград и обратно, Боярский договорился с Фридом, чтобы те сцены, в которых участвует Тартюф, по возможности снимали бы без него. А он позже приедет и будет сниматься каждый день с утра до вечера сколько потребуется.
Поэтому внимательный зрителя наверняка заметил, что на экране некоторые диалоги Тартюфа с другими персонажами либо сняты так, что Тартюф стоит к камере спиной (дублёр), либо они вообще разорваны на отдельные крупные планы.
Завершив работу в Одессе, Боярский, как и обещал, приехал в Ленинград и работал на съёмочной площадке каждый день по 12 часов почти три недели. К слову, он позже говорил, что это помогло ему по-настоящему погрузиться в этот непростой образ.
Важным отличием фильма от пьесы стали финал картины Фрида. Словно предчувствуя наступающие времена, в которых именно такие, как Тартюф, будут главными героями нашей жизни, его Тартюф в финале картины побеждает и уходит с гордо поднятой головой от посрамлённых недругов.
В России начинались 90-е годы, золотые годы «Тартюфов».
Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.
Опубликованы кадры из фильма "Тартюф" (1992 год).
_______________________
_______________________
Если статья была интересной кликните 👍