“Мадам Клико” – биографическая драма английского режиссёра Томаса К. Нэппера (Thomas Napper). Это такая миниатюрная история, посвящённая Барб-Николь Понсардин-Клико (в исполнении Хейли Беннетт) и тому, как она столкнулась с трудностями после смерти мужа. Сценарий написан по книге Тилар Маццео “Вдова Клико: История империи шампанского и женщины, которая ею правила” (2008, The Widow Clicquot: The Story of a Champagne Empire and the Woman Who Ruled It – Tilar J. Mazzeo)
Казалось бы, Veuve Clicquot Ponsardin – старейший и самый влиятельный виноградник мира, но фильм, посвящённый этому имени, длится всего полтора часа. Зачастую вымышленным династиям уделяется больше экранного времени, но, похоже, целью фильма было всего лишь очередной раз подчеркнуть силу женщины в целом – и заодно с акцентом на отдельно взятую мадам Понсардин-Клико. Овдовев, она отважно держала оборону перед целым судом мужчин, боящихся, что им отдаст приказ женщина. Но всё же это было самое начало 19 века, и тогда считалось крайне противоречивым, что женщина может заниматься чем-то, кроме детей и вышивания.
Тем не менее, Барб-Николь Понсардин-Клико доказала мужчинам, что женщина способна создать целое наследие. “Если повезёт,через 100 лет кто-нибудь узнает, что мы были здесь,” – звучит в самом начале фильма. И ведь правда узнают. И не просто кто-нибудь, а весь мир.
По сюжету Барб-Николь Понсардин (Barbe-Nicole Ponsardin) вышла замуж в возрасте 21 года за Франсуа Клико (François Clicquot), владельца виноградника Верзи в провинции Шампань. Франсуа (в исполнении Тома Стёрриджа) умер в 1805 году, когда Барб было всего 27 лет. На тот момент Клементине, дочери Франсуа и Барб, было шесть лет. Есть версии, что причиной смерти Франсуа был брюшной тиф, лихорадка или самоубийство. Сценарий фильма предполагает, что Франсуа был зависимым от опиума, страдал от перепадов настроения, чем мучил жену и сильно пугал дочь – понимая, что его состояние не улучшится, он свёл счёты с жизнью.
Овдовевшей Барб сообщили, что винодельческий дом Шампани Moët собирается выкупить виноградники Клико, но она твёрдо отказала. Её муж завещал виноградники ей, потому она станет новой управляющей.
Когда Барб встала во главе бизнеса, в её жизни и того же самого бизнеса начались трудные времена. Предыдущий урожай винограда не удался, потому виноградник потерпел большие убытки. Чтобы покрыть эти убытки, нужно чтобы новый урожай превзошёл ожидания. Да и после этого заработка не будет. Дополнительную трудность составляло эмбарго Наполеона. Прежде чем Барб удалось найти выход, ей пришлось распродать мебель и серебро. Вообще весь фильм получился очень мрачным, он в полной мере посвящён только борьбе женщины за выживание – своё и бизнеса. Она встаёт перед фактом – руководитель женского пола смущает мужчин. Мужской коллектив привык к силе и власти, обсуждение на равных – не для них, как солдатам им нужен чёткий приказ без промедления. Они не могут иначе, слишком долго мир существует под игом разных королей.
Очень изящно и доходчиво образ виноградника и самой Барб уместили в сцене, когда новая хозяйка бизнеса обращается к работникам. Она говорит, что деревья нужно пересадить и улучшить дренаж. Хотя с ней вступают в спор, давая понять, что виноград растёт в комфортных условиях, она не соглашается – ему слишком легко, а он должен бороться: “Когда виноград борется за выживание, он начинает полагаться на собственные силы”.
Финальный титр сообщает, что инновационное решение Барб-Николь изменило винодельческую индустрию в последующие пятьдесят лет. Её первая партия шампанского Comet до сих пор считается величайшей в истории виноделия. Изобретённый ею метод используется по сей день современными виноделами. О каком методе идёт речь?
Она разработала процесс производства под названием "ремюаж" (remuage), который с тех пор переняли все производители шампанского и который до сих пор используется небольшими предприятиями или теми производителями, где шампанское по-прежнему производится вручную, а не с помощью машин.
Через год после смерти Франсуа Барб-Николь начала обдумывать то, как видоизменить шампанское. Дело в том, что в 1800-х шампанское было мутным и менее игристым, чем тот напиток, который привычен сейчас. В те времена для удаления осадка вино приходилось переливать, в результате чего редко удавалось полностью его очистить. Предприимчивая Барб решила использовать отверстия в столешнице кухонного стола. В них она поместила бутылки из-под шампанского вверх дном, затем встряхивала и переворачивала их каждые два-три дня, пока весь осадок не собирался в горлышке. Затем горлышко погружали в ледяную воду, чтобы содержимое превратилось в ледяную корку, после чего удалялась “пробка” из осадка, а само шампанское не выплёскивалось наружу. Это также защищало вино от потери красивых пузырьков и от контакта с кислородом.
Также в фильме есть момент, когда Барб показывает торговцу вином Луи Бону свою собственную версию вина – розе из сорта пино-нуар, приготовленного из неочищенных ягод. Хотя розовые вина из Прованса появились несколько раньше этого новшества, широко распространено мнение, что Барб-Николь Клико была вдохновителем производства игристых розовых вин.
В помощь себе мадам Клико наняла Эдуарда Верле, честного бизнесмена и опытного мастера-погребщика. Он помог ей усовершенствовать процесс “ремюажа”. Вместе они проработали 50 лет. Он стал её другом и деловым партнёром. Когда она умерла в 1866 году в возрасте 89 лет, компания перешла ему. В фильме Эдуард Верле выступает в её защиту на суде, когда её обвиняли в нарушении Кодекса Наполеона 1804 года, согласно которому женщинам не разрешалось управлять бизнесом во Франции. Дело в том, что к виноградникам Барб присоединилась после вступления в брак, так их дело стало совместным, а муж, согласно Кодексу, всегда был выше жены, и она не имела отдельного бизнеса, который как раз Кодекс разрешал вести. Но исключением было то, что “женщина может продолжать бизнес своего мужа после его смерти”. Вот в этом суду Барб трудно было упрекнуть.
В фильме Барб-Николь Клико получает предложение руки и сердца от торговца вина Луиса Бона прямо в зале суда, но даёт ему уверенное: “Нет”. Согласно биографам, такого в реальной жизни не было, это сценарное решение создано с целью подчеркнуть решительность Барб, её намерение показать свои силу и желание бороться с трудностями, чтобы стать сильнее (как виноградные лозы, которые она просила пересадить). Она всю оставшуюся жизнь носила чёрное, чтобы подчеркнуть своё вечное вдовство и притязания на брэнд.
В плане биографии это очень странный фильм, в нём очень мало фактов. Но в плане того, как актриса Хейли Беннетт исполнила роль мадам Понсардин-Клико, просто восхитительно. Она мне здесь очень понравилась.