Найти тему
Всё k-pop

Фильм "Рюити Сакамото: Опус" - подарок миру от легенды

Сходили на фильм "Рюити Сакамото: Последний концерт" в рамках фестиваля Beat Weekend 2024.

Рюити Сакамото (Ryiuchi Sakamoto) — один из самых титулованных композиторов Японии. Лауреат премий "Оскар", "Грэмми" и BAFTA, двукратный лауреат премии "Золотой глобус". Автор музыки к культовыми картинами "Маленький Будда" Бертолуччи, "Последний Император", "Вавилон" и "Выживший" Алехандро Г. Иньярриту.

Для меня это великий музыкант, который с другим великим музыкантом Мин Юнги (a.k.a. Suga из BTS и Agust D) создал потрясающий трек "Snooze"!

10 июля 2014 года стало известно, что у композитора диагностировали онкологическое заболевание. В связи с этим он перестал выступать вживую. Только в конце 2022 года Сакамото собрал все силы, чтобы записать свое последнее выступление - фильм-концерт, в котором участвовал только он и его пианино, никакой публики. 28 марта 2023 года он скончался.

Интересно, что фильм-концерт был снят сыном музыканта, Нео Сорой, и спродюсирован женой и менеджером Сакамото, Норикой Сорой. Снимали в сентябре 2022 года (за шесть месяцев до смерти), когда уже все понимали, что это может стать последним временем, когда у 70-летнего композитора еще есть силы для записи, ведь рак перешел в четвертую.

Он уже не мог играть два часа без перерыва, поэтому фильм снимали небольшими фрагментами несколько дней. Через месяц после съемок он писал, что его физическое состояние ухудшилось, и он чувствовал себя "совершенно пустым".

Но он все же был полон энтузиазма во время подготовки и съёмок. Сакамото самостоятельно составил новые аранжировки некоторых своих самых известных песен, подготовил три новых произведения и составил их порядок. В фильме представлено двадцать произведений, которые охватывают всю его карьеру. Начинается все с периода поп-звезды Yellow Magic Orchestra и заканчивается саундтреками к фильмам Бертолуччи и музыкой из его последнего альбома "12".

-2

Интересно, что для Сакамото это не первый опыт записи своего последнего подарка миру, и даже не второй. "async" — девятнадцатый сольный студийный альбом японского музыканта, выпущенный в марте 2017-ого, был задуман как такое послание. Но произошла ремиссия и он не только создал фильм "Опус", но и за два месяца до смерти выпустил сольный минималистичный электронный альбом "12".

Таким образом "Опус" не единственный последнее послание композитора. Альбомы "async" и"12", фильм "Опус" - все три подарка Сакамото, что размышлял о собственной смерти и смертности вообще. Например, при создании альбома "async" он вспоминал и многочисленные землетрясения и цунами, произошедшие в Японии в 2011 году, приведших в том числе к аварии на АЭС Фукусима, с последствиями которого Япония борется до сих пор. Так, размышления над ролью случая и силами природы вдохновили Сакамото использовать расстроенное фортепиано в некоторых треках альбома, чтобы передать эту хаотичность.

-3

Но перейдем к самому фильму!

Если коротко - мне понравилось!

Отличная многоракурсная съёмка! Буквально показали его со всех сторон! Сора отлично расставил акцент на движениях отца. Каждое движение пальцев, поворот и наклон головы. Создается не просто ощущение присутствия на концерте, а ощущение, что стоишь в метре от легенды, потому что даже на концерте со своего места не увидишь так детально.

Потрясающе переданы эмоции музыканта! Меня очень веселило, как поджимается его губа, этакая "губа старания". Я так делаю, когда что-то режу или чищу. А когда он начинал улыбаться и наслаждаться какой-то партией, то просто вау!

Фильм показывает, как между аккордами он дышит и живет своей мелодией. Сакамото обнажает свою душу через музыку, зная, что это, возможно, последний раз, когда он может представить свое искусство. Он полностью отдался своей лебединой песне.

-4

Работа сделана черно-белой. И это тоже не просто так: по замыслу режиссера концерт начинался "ночью" - в темноте, продолжался "днем" и завершался "ночью". Сакамото выстроил последовательность музыкальных композиций соответствующим образом. Эта цикличность "сюжета" создает подтекста фильма: Все вещи должны закончиться. А жесткий направленный свет одной лампы подчеркивает камерность, интимность обстановки, которая нужна при таком разговоре.

В фильме нет ответов на вопросы или закадрового текста, хотя я думала, что будут документальные вставки и интервью. Только несколько брошенных Сакамото во время записи фраз добавляют смысла в контексте его болезни и ситуации. Он знал, что жить ему осталось недолго, второй ремиссии не будет, и понимал, что для него этот перформанс последний.

Единственная фраза, что была сказана за весь фильм: "Мне нужен перерыв. Тяжело. Заставляю себя". Но он все равно сыграл так много и так чувственно!

Сакамото прощается не только с сыном, семьей и слушателями, но и своей музыкой. Но даже несмотря на этот грустный контекст, сидишь, радуешься, что есть возможность услышать этого легендарного человека!

Конец фильма - что-то невероятно! Фортепиано играло без него, потому что "жизнь коротка, а искусство вечно". Так, даже уйдя уже год как, мы все ещё наслаждаемся его творчеством!

У фильма один небольшой минус - показалось слишком долго... Фильм идёт 1 час 43 минуты. И в зале было слышно, как первую часть все боятся издать и звука, завороженно слушая Сакамото, но со временем зритель начинал уставать, все больше шуршать и сидеть в телефонах.

Итог

Я словила прекрасный вайб, прочувствовала его талант и боль, подумала о многом и вернулась домой словно после сессии с психологом или медитации!

Советую посмотреть этот прекрасный фильм, последний подарок миру маэстро!

А для тех, кто хочет увидеть, как это было, я немного сняла и выложила в канале - https://t.me/vsekpop