Я не знаю, что именно вдохновило меня на сбор этого материала и написание статьи. Быть может, она вообще никого не заинтересует. Но я всё-таки хочу покопаться в истории.
Конечно, это всё "притянуто за уши". И, возможно, мужчины в те времена даже не касались выращивания цветов. Но почему бы не помечтать...
А началось всё с вот этого фото. Чехов в своём кабинете.
И вдруг смотрю в окно глазами Антона Павловича и узнаю - Декабрист (Шлюмбергера) и Оксалис, то бишь Кислица. Третий цветочек не разгадала. Быть может, вы подскажете?
Вот с этого аккуратного чеховского кабинета и начнётся наша экскурсия в мир растений, зелёных свидетелей, лично присутствовавших при написании золотого фонда, не побоюсь этого слова, мировой классической литературы.
И ещё - позвольте я буду рассказывать в хаотичном порядке.
Певец природы Михаил Пришвин
Окрестности деревни Дунино, где находится Дом-музей Михаила Михайловича, это живописнейшая местность. Представить, что было раньше не сложно. Вот как описывает прошлую обстановку один из туристических сайтов:
"Открытая семигранная веранда — украшение дома. С веранды, окруженной зарослями жасмина, открываются виды на яблоневый сад, липовую аллею, цветники, отсюда во всей красе видна столетняя пихта. Здесь Пришвин отдыхал, иногда работал, а вечерами любил наблюдать с веранды звездное небо".
На многочисленных фотографиях того времени в окнах виднеются цветы. Только вот чёткого изображения я, к сожалению, не нашла. Но зная любовь Пришвина ко всему природному, могу предположить, что комнатные растения у него в доме водились.
Естественно, в современных интерьерах музеев стараются не держать зелёных обитателей. Так как и уход - отдельная статья расходов, и дополнительная влажность, необходимая для жизнедеятельности всего растительного, не совсем полезна вековым экспонатам.
И уже по одной старинной уличной фотокарточке можно увидеть, как гармонично Михаил Михайлович смотрится среди Люпинов и молодых Яблонь.
Пастернак и цветы-гиганты
Едва ли не на каждой фотографии в доме Бориса Леонидовича есть растения. Из тех, что я распознала, фикус Бенджамина (если таковой сорт тогда существовал).
Сразу оговорюсь - я не претендую на точность в названиях, так как могу только предполагать по плохо сохранившимся снимкам. Если у вас есть свои мысли по этому поводу, то буду рада прочитать их в комментариях!
Ещё на одной из фото я разглядела нечто похожее на Китайскую розу, то бишь Гибискус и Драцену. Все они - впечатляющих размеров и в больших красивых вазонах.
Удивительное дело, рассматривать чёрно-белые картинки на предмет интереса к комнатным растениям!
И современное фото Дома-музея Пастернака в Переделкино.
Порицающий разрушительные страсти Лев Толстой
На тех фотографиях из дома Толстых, которые есть в открытом доступе, я нашла только срезанные цветы. Причём, в большом количестве. Видимо, супруга Софья Андреевна заботилась об остановке и создавала уют для творчества и вдохновения.
В коллекции Прокудина-Горского сохранилась одна "полуцветная" фотография, где Лев Толстой в своём яснополянском кабинете в мае 1908 года.
И тут можно предположить что-то мелколистное и зелёное. Хотя зелёное присутствовало в интерьере писателя всегда - стены кабинета, мебель, письменный стол.
Мистический Булгаков и Сансивиерия
...что может быть гармоничнее?
Санса (тёщин язык, щучий хвост) — растение, которое воздействует на энергетический баланс дома. Считается, что цветок предупреждает конфликты, гасит агрессию, дарит мир и спокойствие.
А вдруг Михаил Афанасьевич пытался при помощи этого загадочного цветка очистить свои мысли, свой дом?
Поистине инопланетное растение обладает и уникальными реальными свойствами. Доказано, что листья, похожие на зелёные языки или щупальца, фильтруют воздух в помещении, избавляют его от формальдегидов и попутно обогащают кислородом.
Шолохов и красота
Есть много фотографий писателя, где вполне различимы всевозможные виды комнатных растений. А его описания природы настолько мне близки, что по-другому я не представляю жилище гениального российского писателя.
Вот пример.
Эх, если бы кто-то сделал эти фотокарточки цветными. Тогда бы нам легче было бы замечать искомое.
Журналист и прозаик Владимир Александрович Бонди
И хоть он не относится классикам литературы, я не смогла пройти мимо фотографии ниже.
Печатался под псевдонимом «Вальди».
В 1903-1918 гг. являлся соредактором петербургской газеты «Биржевые ведомости» и ее приложений (журнала «Огонек», «Новая иллюстрация»).
Только посмотрите на этот интерьер! Это же просто восторг и великолепие
Целый оазис из растений. Я даже теряюсь в их разнообразии. Пальмы, лианы, стрелиция, монстера..?
_____________________________________________________________________________
Маленькая деталь интерьера - комнатные растения. Но и они многое могут рассказать о своих хозяевах или домочадцах. Уж мы-то - заядлые цветоводы - точно прочитаем тайные знаки, которые расскажут нам со старинных фотокарточек те или иные зелёные спутники человека.